Добавить свою статью
4 Января 2011
Анатомия ненавистничества Или о причинах межнациональных  конфликтов
Анатомия ненавистничества
Или о причинах межнациональных  конфликтов

Все касается всех.
Чингиз  Айтматов

      Массовая  драка на Манежной площади Москвы со всей остротой поставила давно назревший вопрос о межнациональных отношениях в федеративном государстве, каким является Россия. Поскольку проблема касается и соседей огромной страны, стремящейся восстановить свое державное влияние на весь мир, решить ее должны мы общими усилиями. Пока Москва занята больше лечением симптомов социально-политической пандемии, устранением последствий произошедшего.

      До тех пор, пока не будут проанализированы глубинные причины беды, нет гарантии, что она вновь не разразится с новой силой и в более широких масштабах. Необходимо выявить социальные, экономические, культурные (духовные) и политические (геополитические!) предпосылки нынешней ситуации, когда под хрупким миром вдруг обнаружилась еще одна огромная пороховая бочка, способная взорвать целый регион. Я верю, что будет проявлена воля человечества, чтобы осмыслить происходящее и объединить силы в борьбе против ненавистничества.

      Информационный  вирус и «форматирование»

      «Не рой другому яму – сам в нее упадешь»
      (русская  пословица)

      В эти дни национальный вопрос муссируется  в значительной мере искусственно. Но проблема все же есть, существовала она и в «добрые времена», когда ее пытались игнорировать, замалчивать. Провозглашенная идеология интернационализма на практике была шовинистической политикой. Школьный предмет «История СССР» фактически была историей государства русских – на изучение истории других республик союза отводилось издевательски мало часов. Культуры, литературы и языки народов СССР не изучались, даже на гуманитарных факультетах вузов союзного значения им отводилось третьестепенное место.

      Сейчас  мы впадаем в другую крайность. Нет никакого запрета, даже ограничения говорить, писать, обсуждать по этой теме. (Статьи Уголовного кодекса о наказании за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни применяются избирательно, потому что суды зависимы от подачек богачей и не защищены от произвола власть имущих). При всей видимости избытка соответствующей информации, явно не хватает самого необходимого: здравого смысла, желания понимать другого и быть понятным. Да и качество самой информации сомнительное. Во-первых, она почти всегда субъективна, пристрастна, рассчитана на монолог «обладателя» истины в последней инстанции, поэтому совершенно не пригодна быть предметом полноценного диалога. Во-вторых, слишком много бессмыслицы – информусора, вируса пустословия (оно часто принимает форму наукообразных «работ»).

      В-третьих, (об этом следует говорить особо), в  информационном пространстве вращается огромное количество штаммов – искусственно выращенных возбудителей разрушительного ненавистничества. Они в тысячу раз вреднее биологических и электронных вирусов. Назову один из этих штаммов: это лжегенеалогия того или иного народа, «свидетельствующая» о его исключительно благородном (например, арийском) происхождении. Эту самую нелепую и, тем не менее, опасно вредную версию стали у нас в Кыргызстане активно крутить с позапрошлого года: мол, мы потомки ариев. А ведь данный «генетический» вирус вращается и в соседних республиках, например, в Таджикистане и Узбекистане. Следовательно, идет заражение в масштабах региона, чтобы стравливать народы друг с другом, похлопывая по плечу каждого и нашептывая: «Только вы достойные, а другие – второсортные».

      Есть  силы в геополитическом масштабе, действующие под циничным девизом «разделяй и властвуй». Об одной из разновидностях информационной диверсии написала медиа-эксперт по межнациональным конфликтам на юге Кыргызстана Эльмира Ногойбаева, приведя примеры, когда наблюдались массированные, целенаправленные попытки форматировать сознание людей (не только нашей республики, а всего мира). Она доказала, что политическое заявление Медведева по поводу необходимости введения российских военных сил для защиты своих граждан в Кыргызской Республике прозвучало на несколько минут раньше реального начала событий в селе Маевка! Вот на какую авантюру толкали президента его советники! (Не делает чести российским властям и информационная диверсия в период парламентских выборов. Весь мир видел, как один из российских телеканалов вылил ушаты заказного компромата на лидеров отдельных партий Кыргызстана, а официальная Москва вдруг стала откровенно поддерживать маргинальную фигуру – Ф.Кулова, который очень плохо знает родной кыргызский язык. Хамское вмешательство во внутренние дела другого государства – так оценили эксперты данный поступок). Хорошо хоть, абхазский и южноосетинский вариант у нас не прошел.

      Сейчас  в умах многих представителей народов  бывшего Союза, включая и русских, можно наблюдать ростки неофашистких «идей». Зараженные часто не осознают, как становятся жертвами и, одновременно, орудиями распространения эпидемии ненавистничества. Если назвать их сознание фашистским, большинство жертв оскорбятся. Уже это даёт надежду на успех борьбы с болезнью, но беда в том, что на общенациональном уровне, не говоря о международном, никто не пытается лечить ее, не ведет профилактику.  

      Возможно ли взаимопонимание?

      Одно  сынов Адама естество,
      Ведь все они от корня одного.
      Постигнет одного в делах  расстройство –
      Всех  остальных охватит  беспокойство.
      Тебе, не сострадающий другим,
      Мы  человека имя не дадим.

       (эти мудрые стихи  великого Саади
      написаны на стенах штаб-квартиры ООН
      в Женеве на всех языках членов-наций)  

      В романе Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» есть многозначная метафора шири. Большинство литераторов и философов, написавших о романе, указали лишь на одно ее значение – мотив забвения национальных корней. Никто не обратил внимания на очень важный, диалектически противоположный смысл манкуртизма, связанного с ограниченностью исключительно «своим», т.е. национальным нарциссизмом (термин Э.Фромма) – самолюбованием.

      Идеализация всего и вся из своего прошлого, враждебное, высокомерное отношение ко всем «чужим» порождает ксенофобию. Зараженные вирусом тотального ненавистничества называют себя патриотами, в крайнем случае – националистами. Последнее слово было в период интернационализации (русификации), политическим обвинением, имевшим роковые последствия для «националистов». Беру слово в кавычки, поскольку официальные идеологи зачисляли в этот разряд не только тех, кто занимал позицию этноэгоизма, но и сторонников развития родного языка и национальной культуры. Так оно превратилось в политический ярлык, способствуя усилению протестных настроений. А чувство оскорбления, моральной угнетенности и безвыходности (невозможности делать ничего против идеологического шири) порождало и усиливало слепую ненависть ко всем «чужим» на подсознательном уровне.

      Подобно тому, как жесткие волосы манкурта втыкаются в его мозг, не сумев пробиться сквозь толстую кожу («шири»), надетую на голову, побежденная воля бунтаря обращается против всего прекрасного в жизни человека и его окружающих: против мира, согласия, взаимопонимания. Против «самого ценного в жизни – лицезренья друзей» (слова великого восточного поэта Саади). Отравленный разум человека-массы (термин Ортега-и-Гассета) не может цвести, функционировать плодотворно – он может только источать яд ненавистничества. В этом смысле всех ослепленных ненавистью к чужим – политиков, «ученых», журналистов и т. п. можно назвать манкуртами. Эти «герои» наносят вред своему народу, добиваясь его столкновения с другими народами. Они могут привести к гибели собственную нацию, даже если она супердержава.

      У кыргызов есть пословица: «Грязь на рубашке  можно выстирать, осадок в душе –  выговорить». Действительно, лучший способ избавиться от терзающих сознание и сердце мыслей, недопониманий и сомнений – поговорить начистоту с другом, соседом, «врагом», разобраться в своих недовольствах. Правда, в наших условиях, когда политики паразитируют на низменных чувствах люмпенизированной части населения, выкрикивая на предвыборных кампаниях оскорбления «чужакам», полноценный диалог становится почти невозможным. Но именно поэтому передовые люди всех наций, интеллигенты обязаны объединить свои силы и умы, чтобы эффективно противостоять тотальному ненавистничеству. (Я имею в виду интеллигентов по определению академика Д.С.Лихачева. Он относил к этому слою всех, кто способен мыслить самостоятельно, свободно от догм и стереотипов, от «мнения» окружающей толпы. Такие личности есть среди представителей всех профессий – их может оказаться пропорционально больше в среде тех, кто не имеет диплома о высшем образовании).

      Тупая сила власти
      (о  межнациональных  конфликтах в Кыргызстане)
      «Мокок  бычак кол кесет»
      (кыргызская  пословица – «Тупой  нож руку ранит)

      Говоря  о сильной власти, обычно имеют в виду такую систему отношений в политической лестнице, когда почти любое распоряжение вышестоящих руководителей безоговорочно исполняется нижестоящими. Но подобное положение вещей обманчиво прежде всего для «главнокомандующего». Беда в том, что он не может запретить коррупцию, произвол и приказать всем подчиненным быть честными, если сам опирается на темную силу. И сам же может оказаться жертвой беззакония, порожденного правовым нигилизмом, заодно погрузив в пучину беспредела всю нацию.

      В 2009 году в Кыргызстане произошли массовые погромы в селе Петровка. Главные виновники (на это обратила внимание правозащитница А.Абдирасулова) – органы правопорядка, привыкшие закрывать любое дело за деньги. Из-за этого кыргызы и русские пошли против курдов, один из представителей которых изнасиловал 4-летнюю девочку. Инцидент стал, скорее всего, последней каплей, переполнившей чашу терпения народа. Но жертвами вскипевшего возмущения стали и многие безвинные люди. А власти обвинили и осудили представителей оппозиции, прибывших на место конфликта, чтобы предотвратить худшее.

      К пресловутым событиям в пригородном селе Маевка привело то, что несколько лет назад столичные власти отдали (точнее, продали) сотни гектаров земли в черте города богатым («предприимчивым» - как о них написали некоторые газеты) гражданам турецкой национальности, тогда как тысячи простых горожан годами не могут получить свой законный участок под строительство дома.

      Массовое кровопролитие на юге республики произошло из-за несправедливости властей, замалчивания проблем, связанных с социальным неравенством, а также безответственных поступков некоторых политиков после апрельской революции. Недовольство населения усиливалось годами, и этим воспользовались узбекские сепаратисты и кыргызские национал-экстремисты. А их, в свою очередь, спровоцировали на авантюру внешние диверсанты: наркомафия, экстремистские организации и, как утверждают отдельные эксперты, геополитические силы.  

      «Оптовый» взгляд

      «Сөз  билбеген муштуму  менен коркутат»
      («Кто  лишен дара речи, тот угрожает кулаком» -
      кыргызская  пословица)

      Из  стараний всех внешних сил ничего бы не получилось, если бы не было соответствующей почвы. Духовно ограниченный человек, сознание которого формируется в тисках безысходности, сплошной несправедливости в обществе, когда нет возможности личностного развития, «мыслит» плоско, общо. У него «оптовый» взгляд на мир. Не находя выхода своему тупому возмущению, он срывает гнев на ком-нибудь слабом, беззащитном: на своих детях, жене, соседях, «чужаках» – представителей другого региона, иной национальности и т.п. Тем большее оправдание для своих жестокостей находит, когда кто-нибудь из этих «чужаков» окажется подлецом. Но наш «герой» и не думает наказать конкретного Ивана или Амана, вместо этого мстит совершенно другому сородичу или земляку негодяя, чаще всего – наиболее беззащитному. Или обвиняет, обзывает, ругает всех представителей того этноса.

      Так, за хулиганство или мошенничество какого-нибудь Хасана (или Асана) он начинает ненавидеть всех узбеков (или кыргызов). Подобным пороком, называемым в науке массовым психозом, обычно страдают те, у кого собственная, конкретная жизнь не сложилась, кто не состоялся как личность, не нашел своего человеческого призвания, смысла самой жизни, натыкаясь всюду на безразличие (или вовсе не искал, довольствуясь всяким суррогатом, подделкой, «престижем»).

      Плоскостной взгляд присущ и тем, кто опьянен  незаконно полученной властью или  украденным богатством. Мутный взор духовного  дальтоника не может различать оттенки, для него все кавказцы на одно лицо, также все русоволосые, голубоглазые – сплошь негодяи или, напротив, ангелы.

      Усугублению межнациональной вражды способствует больше всего продажность сотрудников правоохранительных органов, готовых оправдать любое преступление и засудить совершенно безвинного человека, а то и самих жертв произвола.  

      Все касается всех

      Так писал Чингиз Айтматов еще в середине прошлого столетия. В ядерный век психология обитателя хаты с краю должна оставаться именно «на краю», а не доминировать в решении проблем международного значения, говорил он. А в информационный век эта истина приобретает еще большее значение. Межнациональные конфликты, хотя и кажутся локальными, имеют общие, сходные причины, закономерности возникновения. Решить их можно только общими усилиями, интегрируя ценности национальных культур.

      Надо  знать и помнить, что вершинные  явления человеческого духа созданы в результате творческого состязания, перекрещивания и диалога между разными национальными культурами. Ведь природа мысли и творчества диалогична – в этом суть диалектики развития. К тотальной же разрухе приводят обычно имперские притязания царей, диктаторов, использующих вражду народов.

Жолдош  Турдубаев
редактор отдела науки республиканской газеты учителей «Кутбилим» (Кыргызстан)
Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

23-04-2014
Авторское право и коррупция в образовании
7831

18-11-2013
Художник против тоталитаризма или Как остановил Айтматов поезд №17
3824

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×