Из книги "Он ушел непокоренным"
Первая моя встреча с Медетом Чокановичем произошла в 80-х, на сборе студенческого стройотряда, он возглавлял Алайскую зону, а я возглавлял штаб студенческого строительного отряда Таласского района. Потом наши пути не пересекались.
В 1996 году, когда Медет Чоканович возглавлял акимиат Первомайского района г.Бишкек, он взял меня на должность референта, фактически я исполнял обязанности помощника акима.
С этого и началось мое сотрудничество с Медетом Чокановичем, в последствии переросшее в долголетнюю дружбу. С самого начала он отнесся ко мне не просто как к работнику, а как к самому близкому человеку, брату. Он не оставался равнодушным к моим личным проблемам. Открыто решал при мне вопросы государственной важности. Мы стали очень близки друг другу, начали дружить семьями. Наша дружба перерастала в более близкие, родственные отношения.
Перед назначением Медета Чокановича директором Государственной налоговой инспекции КР меня назначили на должность начальника Управления Социальной защиты Первомайского района г.Бишкек.
Когда его назначили Руководителем Администрации Президента, он перевел меня референтом Конгресса местного самоуправления, а когда он стал председателем Счетной палаты, то забрал меня начальником Управления кадрового, хозяйственного обеспечения Счетной палаты. За это время, когда я работал под руководством Медета Чокановича, я приобрел неоценимый опыт общения с людьми, политической и финансовой грамотности, предпринимательской зрелости.
После отъезда Медета Чокановича послом в Исламскую Республику Иран мы продолжали дружить, часто созванивались, я продолжал общаться с его семьей.
После его возвращения из Ирана в 2005 году, после 1-й революции на него было заведено уголовное дело по обвинению в незаконной передаче денег Акаеву А.А. На суд его приходили поддержать его семья, Екатерина Мухангалиевна, Саша Павкин, Гайпкулов Искендер, Куликова Галина Александровна, Аширов Бакыт, Арстан байке, Таалай Далбаев, Асанканов Абылабек, Курманов Зайнидин, и я. Из многочисленного количества друзей и товарищей, в тяжелые дни его не бросили единицы. Большинство же, получив поддержку и помощь от него, разбежались в трудную минуту, исчезли.
Все «друзья» и «товарищи» вернулись, и он обрастал новыми людьми после назначения его Руководителем в новую Администрацию Президента.
Он всегда знал и ценил по-настоящему преданных ему людей. Он всегда говорил мне: «Для тебя, Дуйшен, днем и ночью мои двери открыты».
Стратег и организатор. По его подсказке и плану правили президенты. Он любил страну, он болел за Родину.
В декабре 2008 года, в канун Нового года, он пригласил своих близких людей и сообщил, что решил уйти в отставку. Он сказал: «С Бакиевым можно работать, но когда семья вмешивается в государственные дела – перспективы нет в этой стране». Я не верил ему, считал, что ситуацию еще можно исправить, предлагал поговорить с Президентом, он улыбнулся и сказал: «Подумаю». И подал в отставку.
Ему предлагали стать Министром иностранных дел, Президент предлагал любую должность, но он твердо отказался.
После отставки он встречался почти со всеми оппозиционерами и беседовал с ними. Говорил, что в мае уже не будет действующей власти, не будет Бакиева. Медет Чоканович отпускал охрану и ездил со мной на встречи с Текебаевым, Шерниязовым, Сариевым, Атамбаевым и др. Он предвидел развал страны и хотел для своей страны народную, честную власть.
12 марта 2009 года Медет Чоканович собирался в очередной раз поехать в Алмату, но судьба повернулась так, что эта поездка в Алмату стала последней.
В тот день мы встретились и говорили о будущем Кыргызстана. Перед уходом он обнял меня и сказал, что быстро съездит в Алмату и вернется.
12-го марта 2009 года в 17.00 он позвонил мне из Алматы, спросил все ли в порядке, и мы договорились встретиться на следующий день в 8.30 утра у него в офисе. Но 13-го его уже не стало. Я до сих пор не могу поверить, что его нет. Он часто мне снится, я ощущаю его рядом.
После смерти Медета Чокановича, его останки отправили на экспертизу в Москву и больше месяца мы ждали результатов анализа ДНК. Мы всячески поддерживали его семью и друг друга, для кого смерть такого человека стала невосполнимой утратой.
Медет Чоканович стал для меня вторым человеком после отца.
В моей памяти он жив, он всегда останется для меня братом, хорошим другом и учителем.
Ирсалиев Дуйшен
Директор ГП «Темир»,
09 ноября 2010 года