«Хорошее правление – когда довольны те, кто рядом,
и приходят те, кто ИЗДАЛЕКА».
Конфуций.
и приходят те, кто ИЗДАЛЕКА».
Конфуций.
Лучшая благодарность за помощь и услугу - устроить чьего-либо родственника на выгодную работу. И в Кыргызстане, а также во многих постсоветских странах это своего рода – непреложный закон. И не только в постсоветских странах, но и во всем мире. В европейской системе это непотизм, а у нас это называется «семейственность» или «кумовство». Итальянское слово «непотизм» утвердилось в мире еще со времен раннего Возрождения, когда римские Папы, для укрепления своей власти, раздавали высшие церковные должности своим близким родственникам. Всем известна картина Тациана «Портрет Папы Павла III с племянниками Алессандро и Оттавио Фарнезе». Действительно, сначала это были племянники и именно отсюда исходит слово непотизм, что с итальянского «nероtе» переводится как «племянник». В последующем высшие должности стали раздаваться сыновьям и другим родственникам. Таким образом, в европейской истории появились целые «папские» династии – Орсини, Медичи, Борджиа...
Сейчас словом – «непотизм» – обозначается как заявлял грибоедовский Фамусов «раденье родному человечку» ( А. Грибоедов «Горе от ума»).
За все время существования Кыргызстана как в досоветский, советский, и в постсоветский период непотизм был и есть. Только лишь в советский период во времена Сталина «семейственность», жестоко карался. За решетку были посажены жена Молотова, старший сына Хрущева. Не жалел Иосиф Виссарионович и своих собственных сыновей –неоднократно снимал с должностей сына Василия, генераллейтенанта, а Якова, который попал в плен, отказался обменивать на фельдмаршала. Многие жены, братья, сестры и дети советской номенклатуры во времена Сталина либо сидели в тюрьмах, либо были расстреляны.
Но те времена Сталина прошли. И непотизм, расцвел пышным цветом. Более того, практика родственных назначений вновь легла в основу государственной системы.
Очевидно, что правящая элита рано или поздно обрастает родственными связями и ограничивает возможность появления талантливых молодых кадров со стороны. Сталин отлично понимал это: «Кадры решают все!». Однако, в годы правления Хрущева в стране изменилось многое: вспомнить хотя бы тот факт, что зять Хрущева, журналист Аджубей, даже был включен в состав ЦК партии.
Генеральной идеей при формировании высших эшелонов государственной и партийной власти в брежневскую эпоху становиться принцип – «чужие здесь не ходят». Так например, карьера Чурбанова зятя Брежнева заместителя министра внутренних дел СССР, сына Брежнева – Юрия заместителя министра внешней торговли, головокружительное восхождении на вершину власти близкого друга Брежнева – Черненко свидетельствует о расцвете непотизма в этот период. И какой бы огромной и сильной не считалась страна, включающая 15 государств, все же на развал советской системы, на мой взгляд, свою лепту внес и непотизм.
В 90-е годы у каждого советского государства начинается своя самостоятельная, независимая жизнь. Практически во всех государствах постсоветского пространства открывается новая страница непотизма. У каждого государства свои детали. 1
Таким образом, влиятельные ПАПЫ немногим отличились от средневековых римских пап.
По сути, семейственность – естественное стремление человека обеспечить благополучие своих детей, родных и близких. Аристократии у нас нет, и поэтому титул в наследство не остается, но вот положение равнозначное, а точнее статус и вместе с ним финансовое положение оставить хочется. И если в советскую эпоху крупный партработник старался для своего чадо подыскать работу «за границей», то сегодня – высокое место на политическом Олимпе это цель. И не удивительно, что «сладкие места» во власти заняты либо по протекции, либо благодаря капиталам и финансовым вложениям в карман принимающего решения.
В Европе, начиная с первобытнообщинного строя и до эпохи Возрождения, власть над людьми совмещалась с властью над вещами. И чтобы разделить эту власть европейцам пришлось пройти длительный эволюционный путь. В постсоветских странах, на мой взгляд, такое разделение, еще не произошло. Политическая власть у нас напрямую связана с личным обогащением.
Впрочем, проявления непотизма в современной политике сильны во всех странах, в любых масштабах и независимо от уровня их развития. В высокоразвитых странах владельцев крупного капитала, которые представлены узким кругом лиц, непременным образом вынуждены прибегать к поддержке родственников для сохранения этого капитала и вместе с ним и власти.
Возможно ли в кыргызстанском обществе искоренение непотизма? Для этого власть должна отдавать себе отчет, что «круговая порука» таит в себе серьезную опасность для развития государства. Разочарование, отсутствие перспектив роста, тщетность благородных побуждений служить Родине порождают либо апатию, либо осознание того, что путь «наверх», в элиту, лежит через «денежный мешок». Напрашивается вывод – добыть этот «мешок» правдами и неправдами. И здесь открываются пути «неправды». Это коррупция. Но не стоит забывать, что не все родственники могут работать на пользу дела и благо Отечества. Отсутствие отбора, угрожает потере качества работы, ибо обладатели «сладких мест» начинают думать прежде всего о себе, не чувствуя ответственности работы начинается упрочение своего положения. И здесь начинает работать принцип- не взять на работу кого-то, кто умнее и талантливее чем он сам. Здесь вновь уместно вспомнить слова Сталина о «кадрах, которые решают все». Критерием отбора на государственные должности должно быть не принадлежность к клану или Семье или же денежный мешок, а личные заслуги и интеллект. При этом уровень знания и образованности должны проверяться регулярно на государственных экзаменах.
Именно тогда образование станет гигантским стимулом для реализации своего честолюбия. Спрос на качественное образование породит и качественное предложение, и тогда удастся изменить систему образования, провести реформы с учетом потребностей общества. Получение знания, а не лишь документа об образовании- диплома, станет главным в процессе обучения. Каждый обучающийся будет требовать качественного преподавания как в школах так и в высших учебных заведениях. Именно объективность позволит увидеть каскад перемен к лучшему. Но есть ли на это шансы? Признаюсь честно, шансы не велики.
P.S. До сегодняшних дней, в храме Конфуция сохранились тысячелетние каменные стелы с именами успешно сдавших императорские экзамены на звание чиновника. В наше время имена госслужащих на каменные стелы не заносятся, да и качественный состав госслужащих пока сформировать не удается. Возможно, экзамены для чиновников и у нас если и не искоренят коррупцию и непотизм, то хотя бы дадут шанс людям «издалека».
Асель Мамбетова
журналист