Народная мудрость гласит: «поспешишь, людей насмешишь». Так оно и вышло. После свержения клана Бакиевых, новая власть, следуя примеру своих предшественников, энергично принялась писать основной закон страны, наивно полагая, что причиной всех бед и страданий народа является несовершенство Конституции. Не ведая всех последствий, авторы твердо заявили, что отныне Кыргызстан станет парламентской республикой, что избавит страну от коррупции и семейно-кланового правления. При этом никого не смущал тот факт, что за годы независимости это была уже восьмая по счету редакция Конституции. Причем ни одна из них не могла изменить положения дел в стране, ибо за всеми безобразиями кроется вина конкретных чиновников. А потому, менять нужно не Конституции, а извращенные нравы этих самых чиновников. Невольно задумываешься, сколько же можно издеваться над несчастной Конституцией?
В это же самое время, в стране разворачивались драматические события. Массовые акты гражданского неповиновения сопровождались мародерством, самовольными захватами земель, криминальным переделом собственности. На юге страны пылали дома, гибли люди, десятки тысяч беженцев пытались найти спасение в сопредельной стране. Межэтнические столкновения привели к массовому кровопролитию. Но надо отдать должное временному правительству. Не отвлекаясь на все происходящее, они торопливо и лихорадочно продолжали писать Конституцию. Под шумок чистили банки от «грязных» денег и «распиливали» их между собой. Громогласно объявляли войну коррупции, возбуждали уголовные дела на чиновников, затем «обезжиривали» их и тихо отпускали. Не обошли своим вниманием все доходные места, где только можно было нажиться. При этом руководствовались не законами, а революционным правосознанием. Жизнь по понятиям стала выше всех законов. В конце - концов, именно деньги стали главной причиной раскола между революционерами. Передел сфер влияния вылился в откровенный скандал, замешанный на лжи, цинизме и популизме. Впрочем, удивляться здесь не приходится. Как известно, в любой стае грызутся, но это не мешает им сообща охотиться.
С горем пополам, Конституцию все же написали. По уже сложившейся традиции воровато провели референдум, а затем и выборы. Таким образом, Кыргызстан в одночасье трансформировался в парламентскую республику. Исповедуя парламентаризм, авторы Конституции глубоко уверовали в то, что на выборах партии власти наберут абсолютное большинство мест. Это должно было обеспечить безотчетное правление страной. Увы, их надежды не оправдались. В парламент пришли пять разношерстных партий, с относительно равным представительством. Уже в ходе создания парламентской коалиции стало очевидно, что позиции власти резко пошатнулись. Как и следовало ожидать, депутаты живо приступили к «разбору полетов» временного правительства после апрельских событий. Очевидные провалы и сомнительные деяния революционеров всплыли наружу, что, естественно, вызвало переполох в коридорах власти. 27 января с.г. выступая в ЖК, Роза Отунбаева пригрозила распустить парламент, если депутаты не прекратят заниматься политическими играми. Не трудно догадаться, что за подобными угрозами кроется обреченная попытка скрыть от общественности неблаговидные поступки временного правительства с тем, чтобы остановить опасный процесс их дискредитации.
Да, законодательное собрание кого-то может не устраивать по целому ряду причин. Но не следует забывать, что нынешний парламент это ничто иное, как детище, рожденное новоиспеченной властью. А потому, роспуск парламента означал бы несостоятельность новой политической конструкции. Угрожать было бессмысленно, ибо ни одна из ветвей власти не вправе испытывать чувство собственного превосходства. Такого превосходства просто ни у кого нет. Это нужно зарубить себе на носу. Всякое ложное представление о преимуществе может стать губительным для страны, т.к. политические амбиции одной стороны неизбежно спровоцируют противодействие с другой. Об этом приходится говорить потому, что конфликтный потенциал уже запрограммирован, как внутри самого парламента, так и между ветвями власти. Грубо говоря Парламент сидит на пороховой бочке. Есть вероятность того, что дележ портфелей и сфер влияния может привести к развалу неустойчивой коалиции и накалить страсти до самоуничтожения. Тогда взрывной волной снесет и другие институты власти. Потребуются большие усилия и здравый ум, чтобы сохранить хрупкое равновесие. Думаю, что и авторы Конституции уже не рады своему изобретению.
Чем же отличается нынешняя власть от своих предшественников? По сути, ничем. Если раньше безобразничали семейно-родовые кланы, то сейчас партийно-родовые. Пора бы уже всем нам понять, что людей страдающих ненасытной патологией нельзя впускать в коридоры власти. В этом кстати и состоит главный принцип борьбы с коррупцией. Все хотят комфортно править страной, но при этом ни за что не отвечать. За кровавые события на юге страны никто из членов временного правительства не взял на себя ответственности. Р. Отунбаева на прямо поставленный вопрос уклончиво ответила лишь о моральной ответственности. Хватит лукавить. Если вещи называть своими именами, то речь в данном случае идет о преступном бездействии, что привело к массовым беспорядкам со всеми жуткими последствиями. До тех пор, пока руководители государства будут избегать личной ответственности за унизительное положение дел в стране и паразитировать на доверии народа, в Кыргызстане позитивных изменений не произойдет. Есть только один путь выхода из политического кризиса – это очищение власти от уродливых пороков, тормозящих развитие общества.
Не прошло и года после принятия очередной Конституции, но уже звучат настойчивые требования созвать народный курултай с участием представителей всех регионов страны. Подобное развитие событий было предсказуемым. Дело в том, что нынешний парламент выражает интересы различных партий, но не представляет интересы регионов. Для Кыргызстана с его историческими, географическими особенностями и самобытным укладом «свои» депутаты, представляющие региональные интересы, всегда будут предпочтительнее членов каких-то партий. Ведь своя рубашка ближе к телу. Поэтому, нынешний парламент нельзя назвать полноценным. Рано или поздно, неизбежно придется создавать палату представителей. Но выдержит ли жалкий бюджет страны двухпалатный парламент и нужна ли малочисленной стране громоздкая, неуклюжая и многоступенчатая система управления? Проще было бы создать однопалатный, законодательно-представительный орган, который бы в равной степени удовлетворял как региональные, так и партийные интересы.
Любое суверенное государство призвано решать две основные задачи, - это удовлетворение потребностей населения и обеспечения безопасности страны. Под безопасностью обычно подразумевается система превентивных мер со стороны государства по противодействию всевозможным угрозам. Речь идет не только о военной или пограничной безопасности, но и продовольственной, топливно-энергетической, экологической, ветеринарной и т.д. и т.п. В этом смысле, полное недоумение вызывает переименование в Конституции Совета безопасности в Совет обороны. Это совершенно неравнозначные понятия. Такое мог придумать только человек с больным воображением. От подобного переименования веет холодом. Кыргызстан является членом ОДКБ, ШОС имеет двухсторонние договоренности о дружбе и сотрудничестве со всеми сопредельными странами. Возникает закономерный вопрос – кто же этот враг, от которого следует обороняться? По всей вероятности, создание Совета обороны привело в замешательство не только наших соседей, по СНГ, но и международное сообщество. Остается только снисходительно улыбнуться и обреченно развести руками.
Как говорится, «у семи нянек дитя без глазу». В порыве энтузиазма, мы создали шаткую политическую систему с круговой безответственностью. При таком положении дел рассчитывать на серьезное сотрудничество с внешним миром не приходится. Устойчивость нынешней власти находится в прямой зависимости от политической культуры и выдержки всех ее составляющих. Разрушение же пирамиды власти произойдет от невежества и неуемных амбиций политиков.
После развала СССР мы первыми встали на путь демократических перемен, первыми ввели национальную валюту, первыми вступили в ВТО, первыми создали парламентскую республику. Мы везде первые, только плетемся в хвосте мирового сообщества. Почему? Наверное, потому, что мы полны энтузиазма, но безнадежно далеки от действительности.
Мирослав Ниязов
Мирослав Ниязов - генерал-майор, секретарь Совбеза КР в 2005-2006 гг., участвовал в парламентских выборах 2010 года от партии "Бутун Кыргызстан". По сведениям АКИpress, М.Ниязов вышел из партии.