Выборы 6-го созыва депутатов Жогорку Кенеша состоялись! Каковы бы ни были результаты сегодняшнего голосования, не должно быть никаких сомнений, что воля Народа Кыргызстана выражена в атмосфере, свободной от страха и давления.
Мы должны отдать должное признание также и политической воле президента Алмазбека Атамбаева, кто сдержал свое слово провести свободные выборы. Введение биометрики, безусловно, послужило укреплению доверия к результатам выборов и повысило ценность каждого голоса избирателя. Остается только надеяться, что итоги выборов будут подведены так же прозрачно и будут признаны всеми политическими силами страны.
После двух «революций», проходивших с периодичностью каждые пять лет, мы видим, как мирно и демократично формируется власть. Стабильнее государства, где власть основана в результате свободного волеизъявления народа, быть не может. Кыргызстан по праву имеет полное основание гордиться проведенными выборами.
Итак, выборы прошли, целый месяц мы обсуждали программы и манифесты, спорили кто прав, шла активная агитация и состоялись интересные дебаты, теперь наступает время формирования общенациональной повестки дня на следующие пять лет. Закончилась поэзия выборных ухаживаний, наступает проза управления государством.
В чем должны состоять приоритеты новой власти? Вокруг решения каких вопросов, есть возможность нащупать общую почву всем избранным партиям, а также политическим силам, оставшимся вне стен парламента? В предстоящие пару недель видится необходимым наметить основные контуры общенациональной повестки дня и помочь сфокусировать усилия новой власти на самом важном.
В то время, как уже в ближайшие дни станет очевидным глубина экономического кризиса, и новое правительство столкнется с немедленной необходимостью принятия многих давно откладываемых непопулярных решений, хотелось бы поделиться тезисно предложениями в области повышения эффективности государственного управления.
Необходимо как можно скорее заново наладить механизмы госвласти, причем без проведения громоздких изменений той же Конституции. По моему мнению, новый состав парламента должен сконцентрировать свое внимание на принятии кардинально обновленных регламента Жогорку Кенеша, структуры и культуры работы правительства, а также, освободить страну от самого негативного фактора государственного управления: засилия оборотней-силовиков.
Без проведения этой предварительной работы, на основе выученных (вымученных) уроков прошлых пяти лет, самые наши лучшие и благородные усилия грозят опять обернуться бесконечной говорильней и низведением качества власти на самый низкий знаменатель в обществе.
Новые регламенты Жогорку Кенеша и Правительства
За последние годы основным вопросом политической жизни стало обсуждение конституционной реформы. В то время, как внесение поправок видится абсолютно неизбежным в течение ближайшего года, можно в разы повысить эффективность госуправления через утверждение новых регламентов организации работы парламента и правительства.
Прежде всего, речь идет о строгом ограничении самодеятельности индивидуальных депутатов, удаления бесконечного дублирования работы фракций и комитетов. Мы должны отказаться от антиконституционной практики, когда парламентские фракции, по сути партийные институты, берут на себя элементы государственной власти и «вызывают на ковер» любого члена правительства, с принятием каких-то отдельных резолюций, якобы обязательных для выполнения. Члены правительства тратят практически 70% своего времени на бесконечные походы из фракции во фракцию с презентациями законопроектов, тогда как единственным органом, где они должны их представлять, должен быть профильный парламентский комитет.
Кроме усиления роли и места комитетов, внутри каждой фракции, особенно у оппозиционных, должна быть закреплена специализация депутатов по каждой отдельной отрасли госуправления, опять же для того, чтобы ясно формулировать и представлять согласованную позицию всей фракции по своему вопросу. В то время, как у парламентского большинства такими «специалистами» естественным образом будут члены правительства и председатели комитетов , то, по умолчанию, представители оппозиции (например, по образованию, обороне, внешней политике, и др.) будут составлять теневое правительство. В регламенте необходимо указать особый гарантированный доступ таких депутатов к информации о деятельности соответствующих министерств и ведомств. Таким образом, исчезнет необходимость проведения позорных «собеседований в министры», которые время от времени проводили некоторые фракции прошлых созывов.
Новый Регламент Жогорку Кенеша должен исключить абсолютно беспрецедентные в других парламентских системах возможность, когда рядовые члены парламентского большинства, даже не оппозиции, шельмуют членов собственного правительства. В прошлые пять лет мы видели слишком много позы и самолюбования этих рядовых депутатов, которые пытались натянуть на себя тогу героев легендарного парламента.
Наконец, мы имеем право требовать от депутатов парламента строго соблюдения парламентской этики и высшей степени политической культуры. Регламент и новая парламентская практика должны на уровне закона предусмотреть лишение мандата за малейший случай хамства, хулиганства, злоупотребления служебным положения или подозрения в наличии конфликта интересов. Решение этих вопросов видится гораздо более важным, нежели какая то ложная «экономия средств» за счет лишения мнимых привилегий депутатского корпуса.
Новая структура Правительства, в чем согласны большинство ведущих политических сил, должна быть наиболее компактной и эффективной. Новый премьер должен отказаться от практики проведения больших расширенных заседаний в старом парламентском зале с формальными докладами и показухой для телевизионных камер. Члены правительства (составом не больше 12-16) должны встречаться несколько раз в неделю в кабинете у Премьера, а его заседания должны быть наполнено реальной конструктивной и коллегиальной работой по обсуждению и принятию всех основных правительственных решений. Совершенно недопустимо, когда постановления правительства формально согласовываются членами правительства по принципу «рука руку моет». Нам нужно интенсивно работающее настоящее политическое правительство, которое должно стать локомотивом парламентской системы. Министерства должны стать полноценными органами государственной власти и получить право самостоятельно, по согласованию с министерством юстиции, утверждать большую часть нормативно-правовых актов, значительно разгрузив деятельность собственно правительства, которое должно заниматься стратегическим развитием страны.
Вопросы преемственности и формирования нового политического курса
При том что новый состав Жогорку Кенеша будет в той или иной пропорции состоять из основных политических сил в старом парламенте, было бы в высшей степени неуважительно к народу заявить о бессменности курса. Нельзя принимать ранее утвержденные программы и политики за догму, тем более в условиях новых политических и экономических реалий. Поэтому буквально в течение 2-3 месяцев в оперативном порядке необходимо пересмотреть ведущие политические документы, в частности, ту же Стратегию устойчивого развития, преамбула которой утверждает ее «живым документом», а также проявить реальную политическую волю об отказе от целого ряда пустых инициатив и зонтичных программо-стратегий, которые принимались «для галочки» не только последние годы, но и путами связывают любую новую власть даже с бакиевских времен.
Абсурд, когда новый политический руководитель при всем своем несогласии и очевидной моральной изношенности старых программ, не только не может изменить в ней и букву, а вынужден всю свою деятельность подгонять под них и за них отчитываться. Необходима полная ревизия всех этих пустых программ! Скажу больше, мы бы ничего не проиграли, если бы полностью их отменили и начали с пустого листа, приняв их за наброски. Не надо бояться кардинальных решений. Любому новому правительству должно быть страшно завязнуть в болоте и «авгиевых конюшнях» предыдущих премьеров.
Новому правительству необходимо составить полный перечень политических должностей в правительстве и также приступить к их решительной замене без ложного страха о преемственности и других причудах старого строя. Новый парламент, по умолчанию, предусматривает новую власть. Статс-секретари и неполитические государственные служащие обеспечат преемственность государственной политики в любой сфере. Другое дело, государственная власть на уровне районов. Тут, наоборот, речь должна идти о строжайшей профессионализации и исключения политических назначенцев. Мы не должны повторить вакханалию партийной дележки власти на местах, когда кое-где мы получили практически представителей ОПГ и потеряли управляемость страны.
Вернуть власть политикам от силовиков
Самая большая опасность для государственного развития в настоящее время исходит от силовых органов, которые под лозунгами борьбы с коррупцией ведут откровенный террор всех уровней власти. Уже несколько лет все мало мальские политические лица на государственных должностях находятся в состоянии оцепенения, при чем на всех уровнях: от директора госпредприятия и главы айыл окмоту до премьер министра. Все боятся принимать любые ответственные решения. Необходимо положить конец этому террору. Как может идти развитие, если какой то следователь в чине майора берет на себя функцию оценки политической целесообразности строительства того или иного моста?!
Новые парламентские лидеры должны общими усилиями вернуть власть от силовиков к политическому классу и поставить на место правоохранительные органы, инициировав широкие реформы в силовых органах, пересмотреть функции прокуратуры, добиться массового подлинного их обновления новыми кадрами. Нельзя бороться с коррупцией и наводить чистоту грязными органами. Сюда же принадлежит необходимость признания провала судебной реформы 2011 года и радикальный шаг к настоящему обновлению судебного корпуса, курс к чему уже был объявлен президентом А.Атамбаевым.
Сегодня мы имеем полное право гордиться процессом и итогами прошедших выборов. Народ Кыргызстана сказал свое слово. Теперь дело за новым составом парламента, без раскачки, на основе уроков прошлых лет, целенаправленно и согласованно создать новую основу государственного управления.
Эдиль Байсалов