Добавить свою статью
7 Октября 2015
«Гению слова и мысли…» (о моих встречах с Чынгызом Айтматовым)

12 декабря 2008 года великому сыну кыргызского народа Чынгызу Торокуловичу Айтматову исполнилось бы 80 лет, который поднял на общемировой уровень восприятие кыргызского имени, раскрывая душу кыргызского народа во всем блеске философского осмысления изначальной борьбы добра и зла, свойственного и понятного любому человеку Земли, вне зависимости от расы, национальности и географического местопребывания.

Творчество Чынгыза Айтматова коренным образом изменило в лучшую сторону отношение людей в бывшем Союзе к кыргызам, что особенно хорошо известно представителям кыргызской интеллигенции, часто выезжавшим за пределы Республики.

О творчестве Чынгыза Айтматова написаны горы книг и еще горы будут написаны. И я думаю, что придет время, когда наши кыргызские меценаты будут оплачивать выпуски изданий «Чингизиады», представляющего Гордость и Славу кыргызского народа на столетия вперед.

Я не буду производить литературный обзор творчества нашего соотечественника, тем более, что любая такая попытка даже самого квалифицированного литературоведа будет страдать недосказан­ностью, недоохватом всего того, что можно было бы написать об этом многослойном, многоплановом, многомерном и не подающемуся тлену временем творчестве писателя. Чтобы полностью оценить и охватить произведения Чынгыза Айтматова, нужно быть Чынгызом Айтматовым или же писателем и человеком более великим, чем он, а в этом плане наш юбиляр не имеет себе равных среди обозримого нами круга современ­ников.

Поэтому я хочу рассказать Вам только о своих встречах с этим великим человеком и об их предыстории.

При этом может показаться, что я хвалюсь и стараюсь выпятить свою личность на фоне Чынгыза Айтматова. Однако, я делаю это только для того, чтобы более наглядно показать, почему и за что читающая публика любит и боготворит Чынгыза Айтматова. Хвалю себя, чтобы лучше расхвалить Чынгыза Айтматова.

Я, уроженец села Маман, отдаленного от центра Ак-Суйского района Иссык-Кульской области, в 1950 году в возрасте 6 лет убежал из дома, пошел учиться в первый класс кыргызской школы своего села.Учился хорошо и всегда был в числе первых среди учеников. Обучаясь в 5-м классе школы, в возрасте 11-ти лет, я первый раз взял в свои руки книгу "Повести Белкина" А.С.Пушкина и прочитал его повесть "Капитанская дочка" в кыргызском переводе. После этого меня невозможно било оторвать от книги и в течение двух лет я прочитал все книги на кыргызском языке нашей сельской библиотеки. А их в то время было довольно много и непрерывно пополнялось. Самые пон­равившиеся книги "Каныбек" Жантошева, "Абай» М. Ауэзова, "Ви­тязь в тигровой шкуре" Ш.Руставели в чудном переводе Алыкула Осмонова перечитывал по нескольку раз запоем и ночами напролет в семейном кругу, при свете керосиновой лампы, так как "лампочка Ильича" появилась у нас чуть позже.

Исчерпав все книги на кыргызском языке, в 7 классе, в возрасте 13 лет, начал читать книги на русском языке. Первой книгою, которую я с трудом, но с интересом одолел, была «Три мушкетера» А.Дюма. После этого повторился тот же процесс, что и с книгами на кыргызском языке, но уже более длительный, а теперь уже дай бог нескончаемый процесс чтения книг. Уже в школьные годы кроме всего прочего прочитал все 34 тома книг Оноре де Бальзака, которого считаю величайшим писателем Франции и Мира. Самым гениальным поэтом России считаю М.Ю. Лермонтова. Очень высоко ставлю австрий­ского писателя Стефана Цвейга. Конечно, этот ряд имен можно продолжать очень долго, но я их привожу только с той целью, чтобы сказать, что примерно с 17-18 лет у меня начал развиваться "комплекс непол­ноценности" от того, что очень мало достойных книг кыргызских авто­ров, что большинство их очень плоски и невыразительны, что все кыр­гызские авторы как бы соревнуются в том, чтобы показать в самом убогом виде наших предков, почти в зверином обличье и якобы толь­ко с приходом русских мы стали похожими на людей. Расистски прене­брежительней тон по отношению к "небелым" в произведениях некоторых писателей прошлого и современности, "Туземная" тема времен колониаль­ных войн и наступления Европы на Мир и зеркальная отраженность всех этих положений в повседневной идеологической политике КПСС приводили к приниженности людей нерусской национальности и их «манкуртизации».

Этот "комплекс" получил дополнительную порцию гнетущего яда во время службы в армии в 1963-1966 годы, в Германской демократической Республике, когда парни из России, Белоруссии и Украины с интересом окружали меня и удивленно слушая мои речи, в лицо делали замечание типа: "Ты смотри, узкоглазый, да еще чернож…пый, дикарь, почти баран, а грамоты как набрался при русских!" Вследствие всего этого, я вооб­ще перестал читать мазохистски-самобичевательские книги кыргызских авторов, чтобы не испытывать неизменное при этом чувство приниженности.
Кстати, недавно я построил магазин в г. Каракол, фасад которого стал похожим на Российский флаг. Странное совпадение!

После армии, под влиянием детективных книг, особенно "Записок Шерлока Холмса" Артура Конан Дойля, я поступил на работу в милицию в г. Пржевальске, рядовым милиционером.

Условия работы и мой громадный интерес к освоению своей про­фессии, а также выработанная "аллергия" на киргизских авторов не позволяли мне следить за развитием кыргызской литературы, хотя имя Чынгыза Айтматова тогда уже звучало, но не всегда с одобрением, особенно на бытовом уровне.

Им было обидно, что наша сноха Джамиля ушла с «бродячим казахом» Данияром.
Однако где-то в 70-м году, когда я уже работал следователем ГОВД, кто-то из родственников занес ко мне домой книгу "Повести гор и сте­пей" Чынгыза Айтматова.

Долго лежала эта книга, не прочитанная мною. Однажды, придя вечером домой после работы, я взял эту книгу в руки и от нечего делать стал листать, потом стал вчитываться и так зачитался, что всю ночь напролет читал, на следующий день не пошел на работу (пусть простят меня мои тогдашние начальники) и к вечеру дочитал ее.

Какие были мои впечатления? Я плакал навзрыд! Я был в истерике! Это было то, чего жаждала моя тоскующая в «комплексе неполноценности» душа! Это был как бальзам на мои кровоточащие раны на сердце!
Естественно, что я впоследствии прочел все книги, написанные Чынгы­зом Айтматовым к тому времени и был безмерно рад тому, что кыргызский народ породил такого гениального мудреца, пишущего не столько рукой и головой, не просто словами, а более всего душой. Когда читаю Чынгыза Айтматова, я и сейчас плачу, так как я там наяву вижу себя, своих близких и дальних родственников, живых и умерших, а также свой народ на определенном тяжелом историческом разрезе времени. Без прикрас, но и без унизительного самобичевания, на фоне нацио­нальной по форме, общечеловеческого по содержанию, извечной борьбы добра и зла, поданной читателю в виде поэзии в прозе!

В отличие от запрещенной книги «Аз и Я» Олжаса Сулейменова, произведения Чынгыза Айтматова впервые дошли до широкого круга читателей как упрек и отпор великодержавному русскому шовинизму, взращиваемого врагами русского народа и Советского Союза из-за океана.

Вроде бы косвенно, а с учетом биографии писателя целенаправленно, произведения Айтматова исподволь подводили читателя к раскрытию антигуманной сути теории и практики Коммунизма и были одними из первых мин замедленного действия, заложенные в основы «Империи зла» - Советского Тоталитаризма.

Закончив в 1974 году заочное отделение юридического факультета Киргосуниверситета, в 1975 году я был направлен в Академию МВД ССР в г. Москву.

Из 250 кандидатов в слушатели Академии со всего Союза, 25 человек получили 15 баллов из 15 возможных за 3 вступительных экзамена и прошли без конкурса. В числе пятнадцати был я и всем известный Феликс Кулов. Приняли 100 человек.

В 1975 году прошел XXV съезд КПСС. Мы в гражданской форме одежды несли службу охраны внутри гостиницы «Россия», расположенной рядом с Красной площадью, где проживали делегаты съезда, в том числе и из Киргизской ССР, включая Чынгыза Айтматова. Я видел всех наших делегатов, ходил рядом, но по инструкции вступать в разговоры не разрешалось. После окончания съезда, наша делегация во главе с Т. Усубалиевым выехали из гостиницы, а Чынгыз Айтматов остался, так как оказалось, что он должен был ехать в г. Ригу. И здесь я набрался смелости, чтобы его посетить, купил самого дорогого французского коньяка из ресторана и еще кое-что сопутствующее этому и прорвался в его номер через все кордоны КГБ, в сопровождении тогдашнего управделами ЦК КП Киргизии, русского по национальности пожилого человека. Чынгыз Айтматов лежал на кровати в номере и читал какую-то книгу. При нашем входе он поднялся, поздоровался со мною и мы разговорились. Когда я рассказал о себе, он заметил, что, постоянно видя меня в фойе гостиницы среди делегатов думал, что я предста­витель вьетнамской делегации. Поскольку я молча "пожирал" его глазами, он оказывается думал , что я не вступаю с ним в разговоры потому, что не знаю языка. И здесь я кратко рассказав предысто­рию того, как я в первый раз прочитал его сборник "Повести гор и степей", заключил "Если бы в тот момент, кто-нибудь сказал бы о том, что у Чынгыза Айтматова упал один волос, и для того, чтобы его восстановить, нужна чья-то жизнь, я бы отдал свою! И это чувство у меня до сих пор не проходит".

При этих словах Чынгыз Айтматов встрепенулся и поблагодарив меня за горячие слова, стал говорить управделами ЦК КП Киргизии о том, что "Вот вы упрекаете меня в том, что я пишу слишком философски, малопонятно для массы читателей, что я должен писать проще и обыденнее. А я вот хочу писать именно для тех людей, которые готовы к этому".

Чынгыз Айтматов просил меня всегда приходить к нему, когда он в Москве. Увы, такой возможности впоследствии у меня не было и вторая встреча моя с ним произошла уже в г. Фрунзе.

Был декабрь 1978 года. В театре Оперы и Балета чествовали 50-летие Героя Социалистического Труда, Народного писателя Киргизской ССР Чынгыза Торекуловича Айтматова. В то время я уже окончив Академию МВД СССР работал начальником ОУР УВД Иссык-Кульской области и специально приехал на юбилей писателя.

Торжественность обстановки, горячие слова приветствия представителей многочисленных делегаций были выше всяких ожиданий и оказала ошеломляющее влияние на кыргызскую интеллигенцию и общественность. Были высказаны все возможные восклицательные эпитеты: «Великий», «Выдающийся», «Замечательный» и т.д. Были слезы, подарки, поцелуи. Но не были сказаны главные слова, которых, по моему мнению, заслуживал юбиляр и я решил это воспол­нить. Поэтому на следующий день на привезенном мною в качестве подарка новом бинокле выгравировал надпись: «Гению Слова и Мысли, Гордости и Славе Отчизны, Гражданину Мира, писателю Чынгызу Айтматову от благодарного читателя - Магзимова Жениша в день 50-летия».

Я надеюсь, что если он не потерял мой подарок, то думаю, что наступит время, когда этот бинокль тоже займет свое место в одном из блоков великой «Чингизиады».

Кому-то может показаться, что я гиперболизирую личность Чынгыза Айтматова, называя его Гением. Однако если обратимся к Энциклопедическому Словарю Прохорова А.М. 1989г. г. Москва, то там читаем: «Гениальность — наивысшая степень проявления творческих сил, связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества».
А в толковом словаре В.Даля 1956г. г. Москва указывается, что «Гений —самобытный, творческий дар в человеке: высший творческий ум; созидательная способность; высокий природный дар, дарование».
Естественно, что все эти определения в полной мере относятся к Чынгызу Айтматову. Все эти характеристики полностью соответствуют творчеству писателя, и они документально достоверно закреплены в литературоведческих трудах многочисленных авторов, создаваемой стихийно "Чингизиады".

Выгравировав вышеуказанную надпись на бинокле, я сразу же приехал на ул. Логвиненко 13, где находился Союз кинематографистов, возглавляемый в то время Чынгызом Айтматовым.
Когда я зашел к нему в кабинет, то там находился еще один известный в Республике литератор, фамилию которого, к сожалению, не могу вспомнить.

Поздоровавшись, я поздравил Чынгыза Айтматова с 50-летием и сказал, что "вчера был на торжественном собрании, все видел и все слышал, со всеми естественно согласен. Однако там не было сказано главное, что я написал на этом подарке" и вручил ему бинокль. Чынгыз Айтматов прочитал надпись и сказав: "Спасибо! Пусть мои глаза будут такими же дальнозоркими как этот бинокль", приложил его к глазам, а потом положил в дальнюю нижнюю полку своего письменного стола.

Сидевший рядом литератор пытался тоже взять мой бинокль в руки и прочитать мою надпись, но Чынгыз Айтматов сделал вид, как будто бы он не заметил его просьбу и не дал ему прочитать,
Естественно, что это был признаком его скромности и желанием не выпячивать роль своей личности.

К моему великому сожалению, других встреч с Чынгызом Айтматовым впоследствии я долгое время не имел, но работая в Штабе УВД Магаданской области, где обитает «Пегий пес, бегущий краем моря», предпринимал безуспешные попытки обнаружить следы пребывания там Торокула Айтматова. Когда потом узнал, что мать Чынгыза - Нагима Хамзеевна Айтматова, в тяжкие для нее годы репрессий, войны и послевоенные годы, одна выкормила, воспитала и поставила на ноги четырех выдающихся людей Кыргызстана – Чынгыза, Ильгиза, Розетту и Люцию Айтматовых, (Да будь благославенна имя твое, Женщина и Мать!) была родом из г. Пржевальска, что ее родители и родственники жили и живут в тех улицах и домах, которых я знаю, мимо которых тысячу раз проходил, я еще больше полюбил свой город и мысленно целую пыль его улиц, по которым в начале XX века ступали прелестные ножки юной Нагимы, которые потенциально должны были носить Гения Слова и Мысли кыргызского народа, Гордость и Славу кыргызской Отчизны и Гражданина Мира.

Из книги Розы Айтматовой «Страницы Истории» видно, что Нагима Хамзеевна Айтматова родилась 7 ноября 1904 года в г. Каракол, в доме, расположенного в северо – западном углу улиц Токтогула и Ленина, где впоследствии и до недавнего времени располагался рентген – кабинет Горполиклиники.
К счастью этот дом сохранился, но в данное время реконструируется новыми хозяевами. Представляется, что она заслуживает того, чтобы как минимум в этом доме открыть музей Нагимы Айтматовой, а вблизи этого дома поставить ей соответствующий монументальный памятник, переименовав одну из центральных улиц г. Каракол в ее честь.

В 1996 – 2000 годы, по приглашению меня Торага СНП ЖК КР А. Матубраимова с должности заместителя начальника Научно – исследовательского отдела БВШ МВД КР, где мною были написаны многочисленные статьи по вопросам государственного устройства КР и об основных принципах улучшения организации деятельности милиции, я работал экспертом по вопросам Государственного устройства у Абсамата Масалиева, знавшего меня как начальника Пржевальского ГОВД в свою бытность Первым секретарем Иссыккульского ОК КП Киргизии.

В эти же годы Чынгыз Торокулович также был депутатом СНП ЖК КР и я имел счастье видеть, слушать и общаться с ним в стенах ЖК КР.

В связи с тем, что в те годы иногда усиливались необоснованные нападки на Чынгыза Айтматова, хочется разобрать суть этих обвинений и отметить некоторые моменты.

Во-первых, обвинения в его адрес о том, что приехав в Ошскую область во время известных событий он якобы не смог остановить кровопролития и не принял все меры для этого, в корне не справедливы и выносятся не по адресу.

Извините! Разве недопущение и своевременное пресечение межнациональных стычек входит в функциональные обязанности Народного писателя? Ведь для этого существовала целая армия обильно кормящихся идеологических работников в партийно — советских органах, возглавляемая секретарем ЦК КП Киргизии, также работников правоохранительных органов. Мы должны были быть благодарны Чынгыз Айтматову за сам факт приезда его к месту событий и за его голос, поданный в защиту не только кыргызов, но и узбеков.

А кому нужно было обвинить Чынгыза Айтматова, чтобы навести тень на плетень и свалить вину с больной головы не здоровую? Только тем, кому нужно было отвлечь внимание общественности от действительно виновных лиц, особенно тех, которые работали в Ошском ОК КП Киргизии.

Путем различных инсинуаций обвиняли сына Чынгыза Айтматова — Санжара в том, что он якобы имеет провокационное отношение к скандалу по золоту, связанного с Борисом Бирштейном.
Но позвольте! Ведь решение по золоту принималось на государственном уровне и какое отношение к этому делу может и должен был иметь Санжар Айтматов, вся вина которого может заключаться только в том, что он сын своего отца. Отца Великого, потому и имеющего многочисленных недоброжелателей, завистников и врагов.

Кому это было выгодно? Только тем, кто изначально "завязан" Борисом Бирштейном по кыргызскому золоту и которым нужно было отвлечь внимание общественности от действительно виновных лиц, подставляя случайную, но громкую и священную для народа Кыргызстана фамилию Санжара.
Обвиняли Чынгыз Айтматова в том, что он якобы из корыстных соображений пытался навязать кабальную для Кыргызской Республики долларовую инвестицию в экономику Кыргызской Республики.
Позвольте господа! Чем доказано, что Чынгыз Айтматов при этом должен был что-то иметь лично для себя? Где принцип презумпции невиновности? Почему мы не можем допустить того, что великий сын своего народа может сделать доброе дело для своей Республики и без личной материальной выгоды.

Чем доказано, что условия были кабальными? Где эти кабальные условия? Дайте прочесть!
Напрашивается вопрос, почему отвергли предложения, рекомендованные Чынгызом Айтматовым?! Представляется, что это произошло только потому, что Чынгыз Айтматов потом мог проконтролировать судьбу этих денег и они принудительно могли принести зримую пользу народу Республики, в то время когда другие, более внушительные денежные "инвестиции" теряются так, как река Чу в песках Муюнкумов.

Зачем нашим "прихватизаторам" такой контролер? Ату его! Чтобы другим неповадно было!
Обвиняли Чынгыза Айтматова в том, что он в трудное для Кыргызстана время уехал послом России в Люксембурге и не помогает Народу Республики.

Правильно сделал! Незачем великому человеку тягаться с голодными отечественными "прихватизаторами", которые как шакалья стая у государственных "кормушек" растаскивают общенародное добро и готовы "загрызть" любого, хоть родного отца, защищая свое право грабить, разворовывать и распродавать.

Их мог остановить только Президент диктатор, типа генерала Пиночета, роль, которая не подходит светлому гуманистическому имени Чынгыза Айтматова, почему и отказался он от предложенной ему в свое время должности Президента Кыргызской Республики.

Следует, также отметить, что потенциальных Президентов у нас сотни, а Чынгыз Айтматов у нас один и рождаются они раз в столетие. А поэтому, почему это мы должны были требовать от него, чтобы он в «мышиной возне» борьбы за изменчивую власть, вступал в рукопашную с людьми, которые по своему интеллектуальному уровню ни в какое сравнение с ним не могут входить.

роме этого, борьбу за власть, как правило, выигрывают люди более низменные, нежели носители гуманистических идей, так как в отличие от последних, первые ничем не брезгуют в этой борьбе и идут на всякую подлость.

Следовательно, наш любимый писатель при этом заранее был бы обречен на поражение.
В девяностых годах очень большое распространение имела самиздатовская книга Жанызака «Женщины Айтматова».

На эту книгу я написал рецензию в виде статьи «Кому нужны «Женщины Айтматова?», но никто не стал печатать, так как опасались последствий и боялись обидеть Чынгыза Айтматова.

А тогдашний главный редактор газеты «Слово Кыргызстана» Гладилов Аркадий Аркадьевич, обаятельно улыбаясь попросил получить визу Ч. Айтматова о том, что он не возражает в публикации данной статьи.

Тогда я принес статью Чынгызу Торокуловичу и попросил его визу.
Он дважды перечитал мою статью и сказал: «Я не возражаю, но моя виза кое – кому может нанести обиду».

Таким образом, статья осталась неопубликованной.
Думаю, что сегодня, в общем контексте с данными воспоминаниями можно изложить ее в первоначальном тексте:

«КОМУ НУЖНЫ «ЖЕНЩИНЫ АЙТМАТОВА»?
Ознакомившись с литературно-подвижническим трудом Жанызака «Женщины Айтматова», к сожалению изобилующего нелестными инсинуациями по отношению к великому писателю, следует констатировать, что главная мысль книги сводится к двум основным тезисам:

1. Чынгыз Айтматов «завораживал» как удав кроликов и заставлял страдать выдающихся женщин Кыргызстана, которых судьба сводила с ним!

2. Вправе ли Чынгыз Айтматов изрекать истины на морально-нравственные темы, если он сам грешен?

Ответ видимо предполагается в отрицательном виде.

Однако беспристрастный анализ собранных Жанызаком относительно достоверных данных, приводит к совершенно противоположным выводам.

Рассмотрим первый тезис.

Первая жена Чынгыза Айтматова – Керез Шамшыбаева, обладавшая всеми достоинствами чтобы стать знаменитостью Кыргызстана, если бы не стала женой Знаменитости мировой, изначально оценила по достоинству и «положила глаз» на прыщастого юношу по имени Чынгыз и целенаправленно действовала таким образом, чтобы завершить дело именно законным браком. И преуспела в этом!

Будьте благославенны вовеки веков Керез – эже! Так как на Вашей нравственно чистой и безмятежной подушке обдуманы лучшие произведения Чынгыза Торекуловича, которые также согреты бережною теплотой Вашего дыхания. Дай Бог Вам мудрости и покоя! Ваше счастье было слишком большое для одной женщины! Однако перед Богом и людьми Вы навсегда останетесь Старшей и верной женой нашей Гордости и нашей Славы! И не стоило подвергать страданиям Гения Кыргызского Народа!

Выдающаяся балерина Кыргызстана Бубусара Бейшеналиева в свои 34 года находилась в зените своего сияния, когда впервые встретила Его, бывшего на 2 года моложе и только начинавшего свое литературное восхождение к Славе. А встреча произошла на крейсере «Аврора» в г. Ленинграде.
Для блистательной Бубусары, богато одаренной умом и талантом, отличавшейся совершенною красотой трепетно – гибкого, тренированного тела, достигшей возможности свободно поселяться на крейсере «Аврора» в городе Ленинграде вместе с Турдахуном Усубалиевым, именно смуглолицый и не по-балетному грузный молодой Чынгыз был в роли кролика. Это Она «завораживала» Его! Из-за милой, притворно-застенчивой и ободряюще-призывной улыбкой Бубусары проглядывает чарующе – хищный блеск глаз львицы, подкрадывающейся к молодому, полнотелому, аппетитному жеребцу.
Это потом она влюбилась и страдала, так как видимо было во что влюбляться и за что страдать, тем более что эти два чувства в совокупности всегда возвышали влюбленную Женщину, со всех точек зрения. А если плеснуть туда еще и немного артистизма, то вполне можно было все это довести до температуры каления плавильной печи, перед чем не смог бы устоять ни один нормальный мужчина.

Естественно, что на страстную любовь Бубусары отзывчивое сердце Писателя откликнулось теми же страстными нотками, что создавало яростную симфонию Искусства и Любви во взаимоотношениях этих двух замечательных людей Кыргызстана.И когда «звезда пленительного счастья» Бубусары преждевременно и не без злого умысла медленно угасла, Она была оплакана Им с душераздирающе – опустошительной трагичностью.

Знаменитая кыргызская киноактриса Таттыбубу Турсунбаева, олицетворявшая собою природный талант к перевоплощению и неподдельную Красоту обаятельной женщины, впервые попала в орбиту внимания Чынгыза Айтматова в те его седовласые уже годы, когда он активно искал таланты, выводил на мировую орбиту Болота Шамшиева, Толомуша Океева и других. С привлечением иностранных режиссеров пытался сделать Таттыбубу героиней таких фильмов как «Рабыня Изаура» и «Просто Мария», чтобы поднять и распространить на весь мир престиж кыргызской нации и кыргызского киноискусства, а Таттыбубу Турсунбаеву сделать Мерилин Монро и Марлен Дитрих кыргызского розлива.

Однако, Таттыбубу оказалась не готовой к такой роли. Она не осознала, что в лице Чынгыза Айтматова к ней спустилось Солнце. Она не была «заворожена» им, а наоборот ставила его в общий ряд «воздыхателей», и даже в какой – то степени пренебрегала им, о чем впоследствии горько сожалела, предпринимая безуспешные попытки к сближению.

И очень жаль, что она плохо кончила. А иначе и быть не могло, так как Муза требует защиты и поддержки, т.е. надежного покровителя, спонсора, как иначе это называется. Им может быть достойный муж или другое значительное лицо, кровно заинтересованное в превращении Музы в признанного Маэстро искусства.

А если Муза пошла «по рукам», то это уже прямая дорога к морально – нравственной, профессиональной, а так как в нашем случае даже физической смерти. И не без злого умысла!
Мариям Урматова, которая на заре своей юности, безо всякой связи с Чынгызом Айтматовым стала главной героиней посвященной ей, любимой всем народом, изумительной по лиризму и звучанию, поразительной по силе поэтической проникновенности знаменитой песни «Таң сыры», приблизительный смысловой перевод которой означает «Неспетая песня таинства утренней зари», постигавшая Искусство и Науку любви в таких городах как Москва и Ленинград, а также в Стране восходящего солнца, обладавшая имиджем «суперсовременной», «суперраскованной» и «супермодной» девушки среди московско-ленинградской диаспоры кыргызстанцев, тем более не была «заворожена» удавом, а наоборот, настигла Его в моменты меланхолии в годы разочарований. Обида и Одиночество духа великого человека помогли ей завладеть Им, сочетавшись законным браком. Дай Бог им счастья! Ведь каждый человек вправе добиваться своего счастья как может и как считает нужным.

Таким образом, Чынгыз Айтматов вовсе не являлся Монстром и злым демоном для выдающихся женщин Кыргызстана, а скорее наоборот, был объектом их домогательства и жертвой их обольстительного влияния, ибо «все мы человеки и ничто человеческое нам не чуждо».

А теперь рассмотрим второй тезис и ответим вопросами на вопрос:

1. А вправе ли был Пророк Мухамед, отличавшийся страстью к полигамии, разрабатывать и внедрять учение Ислама для миллиардов последователей.

2. Вправе ли были А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов с целой галереей женщин в своем активе, создавать бессмертные произведения человеческого духа.
Подобных примеров – не перечесть!

Следовательно, Чынгыз Айтматов имеет полное моральное право говорить своему Народу все, что он считает нужным сказать.

Вопрос в другом – кому были нужны «Женщины Айтматова»?
Они были нужны врагам кыргызского народа, чтобы в гибельные для кыргызов потенциально «черные» дни лишить народ его морально – нравственного лидера и сделать беззащитным.
«Женщины Айтматова» были нужны прихватизаторам всех мастей, чтобы их меньше мучила больная совесть в процессе проглатывания и переваривания общенародного имущества.
(Дай Бог им смерти - от рака горла и несварения желудка, а не от пули в лоб и удара ножом в пах). Однако, не все черно, как кажется. «Женщины Айтматова» в любой ее интерпретации завтра нужны и кыргызскому народу, так как «из тонны жанызаковых словесных руд», другой впоследствии извлечет крупицы жемчуга, из которых будут сотканы бриллиантовые узоры в сокровищнице будущей великой «Чингизиады».
И за это тебе спасибо Жанызак!»

Гениальное и всеохватывающее творчество Чынгыза Айтматова, в последние годы его жизни непреодолимо подводили его имя к Нобелевской премии.

Однако Нобель был евреем, а следовательно Нобелевская премия – еврейская премия, т.е. премия Божьего народа. А с Богом не спорят и против Бога нет приема. И пути Господни как всегда неисповедимы!

«Ни одна концепция о еврейской нации, народе и религии не способна четко изъяснить уникальное историческое явление – еврейский народ, …» писал еврей Наум Гольдман.
Если бы творчество Чынгыза Айтматова подходили бы к требованиям Нобелевской премии, то он бы ее давно получил.

А если оно не подходило, то видимо и не следовало мировой общественности стучаться в закрытые ворота, что возможно поберег бы покой и жизнь Чынгыза Айтматова.

Но, к сожалению, вечной жизни все равно нет!

Однако Чынгыз Айтматов достаточно сделал для Кыргызстана и кыргызов, больше чем Рабиндранат Тагор для Индии, что вполне заслужил того, чтобы быть в вечной памяти кыргызов и народов Кыргызстана! И не только!

Мир Праху Его!

Жениш Магзимов, адвокат г. Каракол

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

18-01-2016
Об альтернативе развития Кыргызстана
20427

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×