Явка. Голосующих добровольно было мало. Наименьшее количество за всю историю независимого Кыргызстана. Это тех, кто пошел на выборы по своему разумению. Кого не подвозил автобус, приятель, родственник или сельчанин – просто «хороший человек». Речь о тех, кто сам пошел – сознательно и по своей воле.
Из личных интервью о явке на конкретных участках:
- Домком (Бишкек, 8-подъездный дом) – не более 45% по дому.
- Депутат айыл окмоту (Баткенская область, Кадамжайский район) – 32% по айыл окмоту.
До 50 и больше процентов натянули, кто старался за партию, себя, государственный пост.
Будущий парламент легален, но не совсем легитимен. И это нужно помнить, прежде всего, будущему депутату. Почему?
Три причины низкой явки:
1) Техническая. Объединение двух важнейших процедур в одну: гражданской - личной идентификации – биометрики с гражданским, а по сути, политическим выбором, показало свою несостоятельность. Слепив две разные, но важнейшие процедуры, получили хаос и риски. Техническое качество биометрики так и осталось на совести выдумщиков и продвигателей слияния. Они наверняка не спали месяца три. Остается надеяться, что в последующим эти процедуры все-таки разлепят и модернизируют. Но последствия этого хаоса еще аукнутся.
2) Недоверие. Вы видели идейных избирателей? Много? Только отчаянных идеалистов. Они по-тихому несли свой выбор, мало с кем делились, чтобы не быть непонятыми. В остальном была игра. Одни делали вид, что пламенно верят в свои, то есть партийные идеи, несут их в народ. Другие, что верят, ждут и не менее пламенно проголосуют. Особенно если идеи подкреплялись не только идейно. Впервые уровень доверия был на столько низок. Иллюзий не осталось. Ни у кого.
3) PR - перегрев. Политическая реклама, фактически началась месяца за два до официальной гонки. Агитпоезда, политвояжи, фанфары и «великие достижения» к официальному началу PR-месяца пошли уже по новому кругу. За неделю до финиша демонстрировать ничего не осталось, кроме как компромат. И тот уже не производил впечатления на уставшего «вечным праздником» избирателя. «Нельзя ли как обычно, побыстрей – баштык, ооминь, по домам!?» – раздраженно ворчал обыватель.
ЦИК можно понять, озабоченность биометрикой была всеобъемлющей.
Усовершенствование политических технологий, «Жуз баши». Если экономические, управленческие и прочие зачатки прагматичного подхода не очень усваиваются в народе, то политические, протестные, выборные и прочие технологии прогрессируют и усовершенствуются, как на ракете. Про протестные все понятно, это обоны всех видов, протестные зарплаты, «новостроечные рекрутации» и прочее. Интересней выборные. Во-первых это сети. Да, те самые: родовые и земляческие вполне в ходу. Школьно-образовательные. Бедные учителя и школы – давние заложники демвыборов постсовка. Более интересны новые, имеющие репутацию политразводил «ходоки от сотки» или вариант из «традиционного менталитета» – «Жуз баши». Это авторитетные, предприимчивые люди, ходящие накануне выборов по штабам от имени ста, двухсот, трехсот и больше ярых «сторонников» той или иной партии.
После рукопожатия и торжества единой партийной веры жуз-баши дают понять, или же партийцы понимают сами, что на чисто духовной поддержке «далеко не уедешь». Тогда и начинается главная процедура подогрева «идейных сторонников». Такой обход часто не заканчивается одной-двумя партиями, а иногда они возвращаются вновь, и процедура повторяется.абсолютная иллюзия. Все это понимают. Все в это играют.
Контингент ЖК – VI. Он еще не утрясся, но уже видно, что ничего принципиально нового. Молодых и дерзких если не уберут сейчас, то позже. Инструменты и технологии отлично отработаны там, у всё тех же. Большинство – это лояльная масса финансово-обеспеченных. Тех, кому по Ленину есть что терять, кроме «своих цепей». Они полагают там, все это если не приумножить, то сохранить. Они хорошо вложились, а все нужно отбивать, лучше с троицей. Это не совсем предсказуемый, но азартный бизнес. Супруга одного из экс-премьеров это точно знает, открыто демонстрируя расценки, присутствуя в стенах ЖК без пафоса и лицемерия, многословия и суетливых инициатив. Сложней другим компенсировать свое присутствие в ЖК не финансово, но делом, идейно и преданно служить партии и ее ячейке. Непопулярные законопроекты скоро вернуться. Раздраженный после выборов президент эту тенденцию, выспался и хорошо отметил. Отрабатывать придется всем.
Фон - антизападничество и сужение поля, а также репрессивные модели поведения во внутренней и внешней политике хорошо прорисовываются. Забавно, что первым открыто об этом заявил лидер не прошедшей футбольно-базарной партии КР. Поддержав чуть ли ни в последний день бомбардировки в Сирии. Но не был услышан. Президент был вторым. Услышан был однозначно. Но принят неоднозначно. При всем развороте на север лезть в чужую войну, лихо поддерживать бомбардировку хоть и явно радикальной, но исламской страны, с военной базой оппонента на своей территории?! Это уже не предвыборная стратегия. Это вообще не стратегия. Это явная угроза. Несмотря на символическую и экзотическую кампанию с Венесуэлой, Ираном и Египтом. Такой стране, как наша, в любой игре нужно уметь останавливаться еще до точки невозврата и маневрировать. Можно играть в таможенные союзы, евразийские и экономические, но не в войнушки. Это игра без полутонов, где белые и черные, где жизнь и смерть. И даже Лукашенко это понял.