Добавить свою статью
27 Октября 2015
Эссе о торге в кандидаты в Жогорку Кенеш шестого созыва

Одна из глав книги лауреата Нобелевской премии Томаса Шеллинга «Стратегия конфликта» так и называется: «Эссе о торге». Идеи данной книги стали особенно актуальны для политического истеблишмента республики в предвыборный период в Жогорку Кенеш в октябре 2015 г. Слияние различных по идеологии и духу партий для достижения победы, составление списка партий в избирательный период, проведение избирательной кампании, составление списка кандидатов в депутаты в парламент и т.д. стали настоящим чистым торгом, где были определены цены и условия. Стороны, участвовавшие в данных торгах, наблюдали и интерпретировали поведение друг друга, подписывали «джентльментское соглашение», согласно которому «интересы партии всегда будут выше их личных интересов», давали клятву («кудай урсун», «баламдын убаян корбойун» и т.д.), мужское слово и обещание. Был определен конкретный предмет торга – количество голосов избирателей на предстоящих выборах 4 октября 2015 г. Участники торга, члены партий, которые вошли в первую десятку списка, стали жить ожиданиями после заключения сделки, подписав соглашение, надеясь на свой опыт и «способность выигрывать», опираясь на большие финансовые ресурсы, физическую силу и способность мириться с потерями.

При составлении списков партий в предвыборный период между членами организации был произведен, если исходить из теории игр Т.Шеллинга, чистый торг, Заключалось соглашение, согласно которому устанавливался определенный финансовый вклад каждого члена партии, основанный не на принципах профессионализма и преданности идеям и программе партии (они играли второстепенную роль), а на деньгах, так как для проведения избирательной кампании требовались финансовые вложения. Партии в дебатах на телевидении, в отдельных СМИ, социальных сетях озвучивали разные суммы вложений членов партий, которые будут участвовать в выборах. Заключенные соглашения соответствовали принципам той политической культуры, которой придерживались члены каждой партии, где клятвам «чтобы мне не видеть счастье своих детей» придавалось серьезное и всеобщее значение, что примерно означало: "не наберешь голосов, не получишь мандат».

В предвыборной агитации партии вели открытый торг с электоратом, устанавливая трансформаторы, строя футбольные площадки, устраивая концерты звезд кыргызской эстрады, угощения, обещая «несбыточные мечты» электорату и т.д. и получая благословления («бата»).

ЦИК республики 4 октября объявила окончательные итоги парламентских выборов и распределила мандаты среди 6 партий, которые не изменились и после пересчета голосов на отдельных участках. Окончательные итоги не внесли корректировок, и распределение кресел осталось таким же: СДПК — 38, «Республика — Ата-Журт» — 28, «Кыргызстан» — 18, «Онуугу-Прогресс» — 13, «Бир Бол» — 12, «Ата Мекен» — 11 мест.

Однако ожидания не всегда совпадают с желаниями. После провозглашения списка кандидатов в депутаты в победивших партиях начался новый молчаливый торг по перекройке, передвижению и исключению кандидатов из списка на кресло депутата ЖК для получения мандата. Начались обвинения в нарушении клятв, в украденных и подделанных голосах избирателей, «золотые» кандидаты после озвучивания результатов голосования стали заполнять места вчерашних кандидатов, которые стали «добровольно» освобождать места в списках. Причины разные, из СДПК выбыли 3 кандидата, из партии Ата Мекен – 2 кандидата, из «Онугуу-Прогресса» - 5 кандидатов, а от партии «Республика — Ата-Журт» - 70 кандидатов. Формальный принцип был следующий — не набрал нужного количества голосов на вверенном участке, заявление относят в ЦИК. Например, текст клятвы, составленной в штабе партии «Республика - Ата-Журт», долго висел на Интернет-сайтах. Обязательства, взятые членами партии, имели договорный характер, что изначально вносило неопределенность и отразилось в действиях отдельных кандидатов от данной партии и партии «Онугуу-Прогресс», организовавших митинг 16 и 17 октября 2015 г. у здании ЦИК КР. На данный шаг они пошли после принятия решения данным государственным органом об исключении из списков кандидатов в депутаты в парламент 15 человек на основании поданных ими заявлений в свои партии. Митингующие потребовали, чтобы им предоставили копии заявлений, так как они их «не писали», также они подали в суд иск об отмене данного решения ЦИК. Возникла патовая ситуация, когда эти же кандидаты в депутаты пошли на торг, входя в список партий, беря обязательство на уровне «ей богу», а не на принципе закона, а теперь обращаются к правовому разрешению возникшей проблемы. Возникает вопрос, а где партийная дисциплина, разделение членами данной организации ее программных целей, близость взглядов и интересов, сопереживаемость? Или только торг является основой взаимоотношений членов той или иной партии?

Обращение кандидатов в депутаты в парламент к общественности, к государственным органам еще раз поднимает проблему партийного строительства в нашей республике, необходимость совершенствования политической культуры как лидеров партии, так и членов, а также законодательной базы деятельности партий в стране. Формирование групповой (партийной) политической идентичности для членов партии становится актуальной проблемой для Кыргызстана.

Бактыкан Торогельдиева, к.и.н., доцент

Список использованной литературы:
Шеллинг Т. Стратегия конфликта. Перевод с английского. - М., 2007.
Пушкарева Г.В. Политический менеджмент. - М., 2002.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

30-10-2023
Биополитика как новое направление политической науки
1355

01-07-2010
Культурное наследие кыргызов: идеи о мире и толерантности и управление государством
10372

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×