Из опубликованных в СМИ сообщений стало известно, что в новой структуре правительства предусматривается преобразование Министерства обороны в Государственный комитет по обороне. Это не только ничем не оправданный шаг, но приведет к большому ущербу для государственного управления и национального престижа.
Подумайте только: министерство обороны – не только орган выработки государственной политики в сфере обороны, но и один из главнейших атрибутов независимой и суверенной нации! Мы помним те времена, когда у нас был Комитет по обороне в самые первые месяцы нашей Независимости, когда было не понятно какими войсками им командовать, ведь все части в стране и охрана ее границ находились в ведении Москвы.
Совершенно не понятно, почему сейчас столь сильно снижается статус военного ведомства. Не надо говорить, что такое решение связано с созданием Генштаба – это совершенно иное по смыслу и функционалу учреждение. Если министерство – это гражданский орган по разработке и продвижению государственной политики в сфере обороны и международного военно-технического сотрудничества, то Генштаб – это сугубо военный орган. Еще раз: Минобороны - гражданский, Генштаб - военный. Не военные решают, что им нужно и требуется сделать, а гражданско-политические лица, как и принято в нормальных демократиях, принимают решения, взвесив все за и против, исходя из интересов народа Кыргызстана!
Мы уже могли видеть, как администрация Атамбаева совершенно превратно поняла смысл учреждения объединенного Генштаба. Так, например, на майском параде победы совершенно задвинули Минобороны. Президент несколько раз встречался с начальником Генштаба и совершенно игнорировал министра обороны, а в конце концов вообще позволил силовикам обезглавить в одночасье все руководство Минобороны за какие-то непонятные прегрешения. Причем говорят, что министр обороны узнал о своей отставке из СМИ, только что приняв нового посла США.
Госкомитетом трудно обозначить министерство обороны. Если исходить из аналогии с ГКНБ, то он исторически был и есть комитет, потому что спецслужба, потому что КГБ. Значительное понижение статуса военного ведомства напрямую ударит по потенциалу межгосударственного сотрудничества. Представьте себе только картину: собираются все министры обороны СНГ и председатель госкомитета обороны КР.
Мы что хотим признать, что уже не обладаем полным суверенитетом, не несем ответственности за свою оборону? Мы что потерпели военное поражение, как Япония, которая до 2006 года в знак отказа от милитаризма не имела Министерство обороны, а только Управление национальной обороны? Совершенно непонятно! Кое-кому может привидеться в снижении статуса Минобороны какая-то совершенно подлая политика по сворачиванию национального суверенитета.
Но я могу предположить, что речь идет просто о банальной глупости. Такой же глупости, когда Исмаил Исаков настоял в апреле 2010 года на переименовании Совета безопасности в Совет обороны. А тут вот будет у нас еще Государственный комитет по обороне, совсем как у Иосифа Виссарионовича в Великую Отечественную войну.
Мы должны потребовать от отцов коалиции отказаться от совершенно ненужной идеи ликвидировать Министерство обороны. В конце концов, это ведомство по номенклатуре принадлежит и напрямую подчиняется главе государства. Не думаю, что Алмазбек Атамбаев хочет потерять лицо перед нашими соседями. Мы – суверенное государство и у нас должно быть полноценное Министерство обороны. Пусть им руководит, как это принято во многих странах мира, лицо сугубо гражданское, пусть это будет даже женщина, но должен быть обеспечен принцип гражданско-политического управления военными.
Хочется верить, что новый Жогорку Кенеш не начнет свою деятельность с оскорбления лучших национальных чувств избравшего его народа!