Добавить свою статью
4 Ноября 2015
Они не попросят прощения. О книге Бакиева

«…Снятся ему заснеженные вершины, чистые горные озера, щекочут обоняние запахи весеннего разнотравья и первого дождя, режет взор сияние вечных ледников. Правда, горькая, как дым чабанского костерка». Отрывок из предисловия книги Курманбека Бакиева «Боль, любовь и надежда: мой Кыргызстан».

В 2011 году, работая в Москве корреспондентом радио «Азаттык», я готовилась к интервью с экс-президентом Кыргызстана Аскаром Акаевым и очень волновалась. Мне казалось, что это будет памятное интервью в моей карьере и жизни. Хотя я задавала вопросы и записывала интервью по телефону, мы проговорили больше часа. Раз за разом, с упрямством и дерзостью, свойственных молодости, я повторяла один свой вопрос – не желает ли он попросить прощения у кыргызского народа?

Вместо этого Аскар Акаев обвинял кого только мог вспомнить, но не себя. Я тогда поразилась человеческой сущности – как можно не осознавать вины и просто попросить прощения. Пендечилик, говорят кыргызы, что переводится, как человеческая слабость. Теперь же очередное ежегодное интервью Аскара Акаева я даже не читаю – что он интересного или нового может сказать нам, не покаявшись?

Книга другого экс-президента Курманбека Бакиева зацепила мое внимание названием. «Боль, любовь и надежда: мой Кыргызстан». Я подумала, что, если человек пишет про боль, там, наверное, есть место для честности и храбрости признать свои ошибки. Но и там - лишь отзвуки слабого сожаления на фоне желчи и самооправдания.

Несмотря на пендечилик, они обязаны покаяться и попросить прощения у народа. Ведь именно их решения до сих пор влияют на траекторию судьбы целой страны. Они, как президенты, хотели лишь бонусов от своего лидерства? Нет, это огромная ответственность перед народом, судьбой и историей. Ответственность и посвящение своей жизни стране - это оборотная сторона власти, сжирающая жизнь отдельного человека. Поэтому и тяжела шапка Мономаха.

Двое в лодке

Поражает всегда, и в книге, и в многочисленных интервью - как много слов о себе, и как мало о народе. Как бы это парадоксально ни звучало, нужно попросить прощения у народа, который тебя изгнал. Все слова о третьих силах и об организаторах «переворота» пустой звук, пока нет фактов. Но народный гнев на несправедливость власти в 2005, и в 2010 годах они никак не смогут отрицать. Но отрицают и выдают этим себя, что жили в другом мире, отличавшемся от мира простых кыргызстанцев.

Ну а пока в океане истории плывут двое в лодке, и мечтают, чтобы в их хлипкой лодке изгнания оказался третий. Хоть эти двое и ненавидят друг друга, их позор смоет и их боль временно утешит лишь третий сбежавший.

Я надеюсь, что где-то они в своих молитвах беглые президенты все-таки просят прощения. И где-то в отдельном закутке Вселенной все это записывается. Ведь для того, чтобы мы простили, кто-то должен покаяться. А мы, народ Кыргызстана, хотим простить.

Да. Хотим. Простить. Без этого мы не можем никак присвоить себе свою историю после развала Советского Союза, постоянно отрицая, обвиняя, очерняя эти годы. Стараясь забыть, но вспоминая слишком отчетливо. Чувствуя смутную вину за все, потому что черное и белое переплелись слишком туго, так как мы не разобрались и не успокоились. Не уняли боль и не перелистнули страницу.

Мы хотим простить, потому что ваша ноша, Акаев и Бакиев, гниет и становится огромной с годами, превращаясь в ментальный груз народа.

Кыргызстану пора изжить комплекс беглых президентов. Только осознав что случилось, назвав своими истинными именами вещи, мы перестанем разыгрывать раз за разом один и тот же подсознательный сценарий: хотеть чтобы очередной президент сбежал, а мы себя жалели, и только так добивались справедливости.

Мы хотим простить во имя того, чтобы следующие президенты никогда не сбегали, а мы, в свою очередь, избирали достойных.

Но если на той стороне не хотят просить прощения, нужно сделать такой психологический трюк - отпустить. Расщедриться на такой поступок во имя себя и будущего.

В нас должно быть много мужества признать и свои слабости. Ведь подростковая пора кыргызстанцев прошла. Только так мы обретем и узнаем свое достоинство. Этот процесс самоочищения, самопринятия должен был бы начаться с покаяния двух беглецов, но мы, как народ, как страна, можем перестать вести себя, как брошенная женщина, которая жаждет лишь мести. Нам лучше стать счастливой и созидательной страной. Осознать свою силу. И только тогда можем быть честными, найти силы для наказания виновных, и не совершать новых.

Давайте молиться, те, которые на берегу, и смотрят на изгнанную лодку, чтобы мы всегда впредь гордились нашими президентами. И настоящими, и особенно бывшими. Чтобы не было столько тонн горечи в книгах экс-президентов. Чтобы они на пенсии гуляли по бульвару Эркиндик, а молодое поколение стояло в очереди к ним за селфи. Чтобы к катающейся на коньках Розе Исаковне присоединился катающийся на лыжах Алмазбек Шаршенович.

Это же выполнимо?

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×