Добавить свою статью
29 Марта 2016
Концептуальные основы исследования религиозной ситуации в Кыргызстане

Как правильно отмечается учеными, религиозная ситуация, являясь общим выражением всего комплекса религиозных проявлений, наблюдаемых на конкретной территории и в конкретное время, в их взаимосвязи между собой и с обществом выступает одним из существенных факторов социально-политического и духовно-идеологического состояния страныi и общества. Другими словами, складывающаяся в сфере религиозных отношений ситуация при определенных условиях может дать толчок не только к появлению положительных, прорывных тенденций в развитии страны, но и стать причиной дестабилизации общества, а в отдельных случаях и разрушения государства. Вот почему с середины 90-х гг. прошлого века, когда в постсоветских странах с увеличением количества религиозных объединений, появлением новых религиозных движений, небывалой активизацией деятельности миссионеров, быстрым распространением радикального ислама начали происходить межконфессиональные конфликты, религиозная ситуация – как момент протекания процессов в сфере религиозных отношений – становится объектом общественно-гуманитарных научных исследований. Этот акцент научных исследований на складывающуюся в сфере религиозных отношений ситуацию был продиктован необходимостью оперативного реагирования на происходящие в ней деструктивные процессы, что невозможно без объективной и поддающейся верификации оценки религиозной ситуации, т. е. без осуществления непосредственного наблюдения за действиями носителей проблемы. В свою очередь, ведение научных наблюдений за религиозными проявлениями привело к необходимости изучения религиозной ситуации как целостного системного объектаii.

В большинстве своем исследования религиозной ситуации основывались на понимании социальной функции религии такими философами и социологами, как Г. Гегель (проявление абсолютного духа), Э. Кант (восприятие наших обязанностей в виде божественных заповедей), К. Маркс (ранняя форма идеологии), О. Конт (институт, обеспечивающий интеграцию людей и их идентификацию с конкретным социумом), М. Вебер (способ постижения мира), Э. Дюркгейм (символическая проекция общества), Т. Парсонс (институт, обеспечивающий воспроизводство структуры общества) и др.iii. В исследовании религиозной ситуации также были широко использованы появившиеся в западных странах в середине ХХ в. теоретико-методологические подходы в изучении так называемых «новых религий». Среди них особо следует отметить теорию Жан-Клода Эслена, в которой новые религии рассматриваются как альтернативная к традиционным религиям духовности. В концепции Д. Белла новые религии понимаются как реакция общества на чрезмерную технологизацию всех социальных отношений. В теории же другого американского ученого – Р. Белла эти новые или современные религии характеризуются возрастающей субъективностью. У немецкого социолога Т. Лукмана они предстают как новая форма религии, а сама религия – высшей легитимирующей силой. П. Бергер современные религии относит к неорганизованным религиям, ведущим, в конечном итоге, к формированию «рынка религий». Французскому социологу Д. Эрвье-Лежи в новых религиях видятся просто коллективные практики взаимодействия индивидовiv.

Необходимой методологической предпосылкой изучения религиозной ситуации в постсоветских странах стала традиция рассмотрения религии, которая сложилась в советской и российской философской социологической и религиоведческой литературе. В работах В. И. Гараджи, В. С. Глаголева, А. Н. Ипатова, А. И. Клибанова, Т. А. Кудриной, Л. Н. Митрохина, М. П. Мчедлова, А. А. Нурулаева, Ф. Г. Овсиенко, А. Д. Сухова, Т. А. Трофимчука, Д. М. Угриновича, И. Н. Яблокова, Ю. А. Левады и других подвергаются анализу изменения, происходящие в отношении государства и социума к религииv. Именно в них представлены выработанные российской общественной наукой основы концептуальных подходов к исследованию религиозной ситуации и способы преобразования операциональных и организационно-технических сторон эмпирической социологии религии. По сути, труды этих ученых способствовали появлению новых научных центров и школ изучения религиозности, а отдельные из названных ученых сами возглавили научные группы и центры, занимающиеся отслеживанием процессов, происходящих в религиозной сфереvi.

Рост общественного престижа религии и активизация религиозных организаций и конфессий, а также быстрое распространение радикального ислама породили интерес к религиозным отношениям и у кыргызских ученых. Проведены и проводятся многочисленные научные исследования, направленные на изучение взаимоотношений религии и общества, влияния властных отношений на политизацию религии и т. д., однако ни в одном из них религиозная ситуация не рассматривается как целостный системный объект. Тем не менее опубликовано достаточно много статей и докладов, затрагивающих отдельные стороны религиозной ситуацииvii. В своих работах К. И. Исаев, М. Т. Артыкбаев, Ч. Т. Нусупов, С. С. Нурова, Н. А. Омуралиев, А. Б. Элебаева и другие рассматривают проблемы взаимоотношения религии и общества, выделяя религию как форму идеологии. Попытка подойти к религиозной ситуации как целостному системному объекту делается с позиции исторической и социологической наук в трудах А. Алишевой, А. Табышалиевой и Б. А. Малтабароваviii.

Обзор литературы показывает, что в настоящее время религиозная ситуация изучается с позиции социологической, психологической и исторической наук, и эти подходы образуют собственно концептуальные основы изучения складывающейся в религиозных отношениях ситуации. В политологии исследования направлены, в основном, на политические процессы, связанные с религиозными отношениями, вернее, на политические процессы, происходящие в религиозной сфере. Видимо, политическая наука религиозную ситуацию не определяет как развивающийся по своим внутренним законам целостный системный объект. В какой-то степени такой подход можно считать вполне справедливым, ибо события, происходящие даже в рамках конкретной системы отношений, могут и не быть выражением определенной ситуации.

Социологический подход к анализу религиозной ситуации, на наш взгляд, наиболее правильно, с точным определением ее значимых социальных, производственных, пространственных и временных границ, сформулирован Р. И. Лопаткиным. По его мнению, религиозная ситуация представляет собой обобщающую характеристику происходящих в сфере религиозных отношений в определенное время и в определенном месте взаимосвязанных между собой и с обществом событийix. Под обобщающей характеристикой имеется в виду не череда событий, а события, определяющие тенденции в развитии религиозных отношений из-за их связанности между собой. Такая привязка взаимосвязанных между собой и социумом событий к конкретному объекту, к данному времени и месту позволяет легко выйти к искомым признакам религиозной ситуации и точно определить ее структурные элементы, т. е. провести операционализацию.

Большинство социологов (не только Р. А. Лопаткин), основываясь в своих исследованиях на теории структурно-функционального анализа общества, религиозную ситуацию разделяют на два основных элемента: состояние религиозности на исследуемом объекте и факторы религиозных проявлений. Далее, следуя логике системного анализа объекта, состояние религиозности, которое является комплексной характеристикой религиозной ситуации, делят на проявление религиозности на институциональном уровне (деятельность конфессий, религиозных организаций и институтов) и на уровне массового сознания (уровень верований верующих и настроение неверующих, обусловленное их восприятием религиозных проявлений в обществе). Такое же разделение религиозной ситуации на составляющие элементы встречается у Л. Н. Митрохина и у Г. А. Выдринойx.

Практически все социологи, исследующие религиозную ситуацию, вторую ее составляющую (факторы религиозной ситуации) подразделяют не, как принято, на социальные, личностные и природные факторы, а на внутренние и внешние, исходя из удаленности факторов от субъектов религиозных отношений. При этом под факторами они понимают силы, которые формируют религиозную ситуацию и задают направленность, устойчивость и темпы ее развития; к внутренним факторам относят силы, имманентно присущие самой религиозной сфере, к внешним – исходящие от общества и различных его субъектов. Внутренние факторы религиозной ситуации связаны, в основном, с социально-демографическими характеристиками самих верующих и в какой-то степени с их предрасположенностью к верованиюxi. Внешние факторы тоже образуются из двух основных компонентов – нерелигиозных (правовые, политические, социальные и культурные) и религиозных (миссионерство религиозных организаций, международных конфессиональных центров и т. д.).

Собственно, разработанные учеными критерии оценки религиозной ситуации тоже исходят из логики системного анализа объекта исследования. Первую группу критериев образуют критерии, определяющие динамику, стабильность, продолжительность и конфликтность изменений (ситуация спокойная/обостренная, кризисная/конфликтная, простая/сложная и т. д.). Вторая группа критериев связана с оценкой религиозности верующих (уровень религиозности, степень религиозности, характер религиозности).

Психологический подход к изучению религиозной ситуации вырабатывается в рамках психологии религии, и это направление находится на самой начальной стадии. Под религиозной ситуацией здесь понимается обусловленное уровнем верований и настроением людей общее психическое состояние верующих, которое наблюдается в конкретное время и на определенной территорииxii. Психологи, также как и социологи, религиозную ситуацию разделяют на два основных компонента: психическое состояние (уровень и настроение верующих) и факторы, оказывающие влияние на психику верующих и неверующих. Однако психическое состояние как один из трех основных классов психических явлений, в отличие от психических процессов и психологических свойств личности, в плане описания конкретных состояний и их систематизации относится к слабо разработанным проблемам. Поэтому психологи при проведении анализа религиозной ситуации акцент делают на оценке ее состояния, используя такие разработанные в социологии понятия, как стабильная, спокойная, обостренная, нормальная, предконфликтная, напряженная, конфликтная, катастрофическая и т. д. ситуация в сфере религиозных отношений.

Типы религиозной ситуации выделяются и в историко-генетическом подходе, который осуществили норвежские ученые О. Хульткранц и Х. Рюдвинг при исследовании религиозных изменений среди саамов, произошедших под воздействием христианизации. Ими выделены три основных типа возможных религиозных изменений, определяющих создание той или иной религиозной ситуации: сохранение, возрождение и обновление традиционной религии; сосуществование обеих религий (в многоконфессиональной среде самых больших религий), синкретизм и полное восприятие новой религии; возникновение третей религии на основе слияния традиционных и новых элементов.

Этот подход назван историко-генетическим, поскольку предполагает изучение изменений, формирующих религиозную ситуацию, с того самого момента, когда они начали происходить и развиваться. Также из-за того, что в процессе этих изменений в нем учитывается взаимодействие «как общих закономерностей, так и своеобразных конкретных обстоятельств»xiii. Данный способ анализа религиозной ситуации реализовывается в виде генетического подхода, так как в нем все стадии изменений выводятся из начальной фазы. Историко-генетический подход также предполагает и сопоставление различных этапов развития одной и той же религии в разные периоды времени, разных религий, действующих в одной и той же среде, но имеющих совершенно другой опыт распространения. Следует отметить, что этот метод широко применяется в религиоведческих и антропологических исследованиях и зачастую способствует выходу на большие результаты в плане понимания природы религии, ее роли в изменениях, происходящих в системе общественных отношений.

Итак, все рассмотренные нами подходы в изучении религиозной ситуации позволяют глубже понять законы формирования конкретных с особыми свойствами ситуаций в религиозных отношениях и определить тенденции их развития. При этом в социологическом подходе четко выделены структурные составляющие религиозной ситуации как целостного объекта и выявлены существующие между ними связи, а разработанность показателей различных свойств религиозной ситуации предоставляет возможность широкого применения при проведении исследований разного рода измерительных процедур. Психологический же подход направлен, прежде всего, на раскрытие качественных характеристик религиозной ситуации как научного объекта, а именно на определение уровня религиозности и настроений верующих, а также на выявление субъективного характера причин повышения интереса людей к религииxiv. Историко-генетический подход может помочь раскрыть те внутренние законы, по которым происходят изменения в религиозных отношениях, дойти до сути происходящих в межконфессиональных отношениях изменений и выяснить, чем они обусловлены и в каком направлении движутся.

Обзор научной литературы говорит о том, что предметная направленность самого понятия «религиозная ситуация» подлежит дальнейшему уточнению. Ибо нет однозначного понимания того, что представляет собой религиозная ситуация – это просто срез протекающих в сфере религиозных отношений процессов или сложившаяся на момент проведения исследования с особыми своими свойствами и существующая по своим внутренним законам целостная система отношений, – чтобы считать ее объектом научного изучения. Что касается работ кыргызстанских ученых, то, как говорилось выше, они посвящены, в основном, проблемам религиозных отношений, а религиозная ситуация как целостный научный объект по имеющейся методологии еще не подвергалась анализу. Следовательно, в нашем исследовании мы должны, подвергнув комплексному анализу сложившуюся в Кыргызстане религиозную ситуацию, выйти не только к эффективному решению проблем, имеющихся в сфере религиозных отношений, но и к новому пониманию собственно религиозной ситуации. Именно такая исследовательская стратегия позволит нам принять активное участие в дальнейшей с методологической точки зрения разработке религиозной ситуации как научной проблемы и в решении вопросов, связанных с религиозными отношениями.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×