Добавить свою статью
3 Мая 2011
Что делать?
Когда знаешь, какими мотивами и инстинктами определяются действия власть имущих, появляется чувство обреченности и бессилия против наступающего мракобесия. В момент ощущения полной бессмысленности любых усилий, открывается правда, правда, которая сделает нас свободными.

После публикации статьи «Милиция, прокуратура и суды – коммерческая корпорация и организованная преступность» меня все спрашивают, мол, что же делать. Действительно, если правоохранительные органы и суды сами стали символом коррупции, борьба с ней выглядит бессмысленной. Поэтому, прежде чем спрашивать «что делать?» нужно спросить себя «зачем что-то делать?». Вопрос мотивации первичен. Если ваша цель достигнуть спокойной жизни и материального достатка, лучше просто смиритесь и приспосабливайтесь. Если же, несмотря на кажущуюся бессмысленность этой борьбы, вы тверды в своем решении что-то делать, вашим покоем станет не уют, а борьба; ваше богатство будет не в материальных вещах, а во внутренней силе.

О коррупционном мышлении народа

Коррупция существует не потому что «берут», а потому что «дают», она поддерживается коррупционным мышлением большинства населения. Все знают, что любой конфликт с властями, даже при неправомерных действиях властей, проще и спокойнее «развести»,[1] чем добиваться справедливости по закону. Все знают, что если хочешь хорошо зарабатывать, целесообразнее делиться с чиновниками, чем с государством. Все, кто оказываются у кормила власти, становятся заложниками своих родственников, друзей и разных приятелей, которые начинают виться вокруг них в ожидании своей доли преимуществ и привилегий.

Естественно, что гражданин, беспокоящийся о конкретной свободе и реальном благополучии, разумно прибегает к наиболее эффективным путям разрешения конфликтов или улучшения своего благосостояния. Но никуда не деться и от того факта, что идя на поводу этой разумности, гражданин уподобляется овце, которую периодически обстригают. Само население пополняет альтернативные финансовые потоки, значительно превышающие официальный бюджет власти и поэтому неофициальные правила стали сильнее официальных законов. В результате все мы оказались в замкнутом круге, когда, обращаясь к законным процедурам, мы не можем эффективно отстоять свои права, а отстаивая свое благополучие незаконными способами, мы еще более усиливаем коррупцию и усугубляем подоплеку своего бесправия.

О власти, как безличной силе

Главная наша ошибка в том, что мы знаем, какой должна быть власть, знаем, какая она есть и как бы хотим перевоспитать их. Мы возбуждаем друг друга самыми свежими описаниями беззакония с их стороны и эмоционально растрачиваемся на выражение возмущения. Мы выкрикиваем и призываем, а высокие тона отпугивают людей. Сила эмоций порождает новое непонимание и умножает конфликты.

Власть невозможно перевоспитать, потому что, это безличная сила, которая овладевает любым, кто подхвачен ею. Это не вопрос морали, это закон природы. Во всем мире во все времена власть имущие обманывают, воруют и злоупотребляют, вся разница в объемах. Вот анекдот на тему:

Встречаются в Берлине на международной конференции кыргызский губернатор и немецкий губернатор. Вечером гостит кыргыз у немца, видит его особняк и спрашивает, мол, разве твоей зарплаты хватает на такое. К этому времени они уже пропустили по стаканчику и стали запанибрата. Немецкий губернатор подводит нашего к окну и говорит: «Видишь автобан». Кыргызский губернатор увидел прекрасный автобан, а немецкий по секрету похвастался: «На миллиметр меньше с одной стороны дороги, на миллиметр с другой, на миллиметр сверху, вот и особняк». Через некоторое время встречаются уже в Кыргызстане, в особняке кыргызского губернатора, и немецкий задает аналогичный вопрос. Тогда кыргызский губернатор подводит того к окну и спрашивает, видишь дорогу. Немецкий всматривается в окно и не видит никакой дороги. Тогда кыргызский губернатор и говорит: «Вот и особняк».

Так что вопрос только в размерах коррупции, где-то своруют по миллиметру и довольны по уши, а где-то проглотят всю дорогу и все им мало.[2] Если мы хотим изменить ситуацию, необходимо перенаправить всю энергию нашего справедливого возмущения на создание атмосферы, в которой власти сложнее обманывать, воровать и злоупотреблять. Но чтобы создавать такую атмосферу, народ должен усилиться.

Развращенная власть свидетельство слабости народа

Конституционный принцип народовластия воспринимается некоторыми, как абстрактная идея, но на самом деле это работающий математический принцип, точность которого доказана всей человеческой историей. Смысл этого принципа в том, что количество гражданского населения всегда намного больше, чем власть имущих со всем аппаратом насилия государства. Более-менее единодушное выступление даже малой части народа оказывается серьезной угрозой для сколь угодно вооруженной власти со сколь угодно натасканным полицейским аппаратом. Утверждение о том, что народ является источником государственной власти – это не идея и не декларация, это констатация факта и научный факт. Поэтому если власть развращена, значит народ настолько ослаб, что уже не может дисциплинировать власть. Слабость эта проявляется в преобладании в обществе ценностей материального характера. Точно та же, как любой милиционер, депутат или судья оправдывает нарушения закона тем, что ему тоже кушать надо и заботиться о семье, точно так же и жертва нарушений оправдывает свое терпение и покорность заботой о сытости и безопасности. Значит, народ должен укрепиться. Народ – это каждый из нас. Каждый из нас, значит и я.

Стратегия борьбы с коррупцией – начать с себя

Тем, кто действительно собирается что-то делать, рекомендую начать с самого себя и приступить созданию уникальной практики – исчерпывать все законные средства продвижения своих интересов или правовой защиты, даже несмотря на их кажущую бессмысленность. Первопроходцам этой практики придется смириться с чреватостью и опасностью бескомпромиссной позиции и быть готовым жертвовать своей спокойной жизнью и благополучием. То есть стратегия борьбы с коррупцией заключается не в каком-то умном плане действий и реформ, а в соблюдении отдельными личностями трех простых принципов:

1. Не позволять нарушать свои права.

Конфликт между устремленностью власти к установлению общественного порядка и устремленностью личности к свободе – трагедия и высокий дух исторического процесса. Но смысл свободы личности не в состоянии комфорта, при котором ничто не ограничивает его свободу, а в постоянном процессе борьбы и маневрирования между подавляющими факторами, в котором и обретается сила и свобода. Наглядной метафорой различия между «свободой-комфортом» и «свободой-процессом», является биологическая судьба архара и барана. Жизнь архара на свободе в окружении волков и людей полна опасностей, которые закаляют его характер и укрепляют тело. Они способны отбиваться от хищников и взбираться на чистые снежные вершины. Их близкие родственники - бараны, доверили себя заботе могущественного существа, вершины им не нужны, поэтому у них уменьшились рога и ослабли ноги. Определенный срок сытого, защищенного существования в обмен на свободу – вполне разумная сделка. Можно выбрать сытое и защищенное существование, но выбрав свободу, надо быть готовым защищать её от хищников.

2. Использовать только правовые способы разрешения конфликтов и продвижения личных интересов.

Это смахивает на безумие - зная, что законы не работают, действовать так, как будто они работают. Но здесь важно понять природу закона. Она не в формальных установлениях власти, а в естественных принципах справедливости. При ошибочном восприятии закона, как установления власти, обращение к власти с сигналом о несправедливости подобно прошению или мольбе. При восприятии закона, как естественного принципа, оно подобно увещеванию и предупреждению. Это принципиально иное восприятие закона имеет важное психологическое значение, оно придает спокойствия и уверенности при контактах с властью и снимает изрядную долю агрессии.

3. Быть открытым и делиться опытом противостояния порочной системе.

Необходимо распространять это стиль поведения как можно шире. Давать взятки должно стать позором, а решать проблемы законным способом должно стать модным и современным. Отдельный человек, каждый из нас, это ходячее средство массовой информации. Мы можем вовлекать в это движение своих друзей, родственников и просто знакомых.

Сколько бы ни было таких людей, соблюдение этих трех принципов объединит их. Осведомленность властей о наличии такой тенденции в обществе уже не позволит им в полной мере надеяться на круговую поруку и молчаливую солидарность коллег. С разрастанием такой практики, коррупционерам будет все сложнее, и во власти начнут складываться более благоприятные условия для порядочных людей.

Нурбек Токтакунов,

председатель Партнерской группы «Прецедент»

-------------------

[1] «Развести» – используется, как выражение, означающее «решить проблему коррупционным путем».

[2] Надо говорить не об искоренении коррупции, а об её сокращении, в идеале до уровня 5-10 % или хотя бы, для начала, до уровня 20-30 %. Коррупция, к сожалению, является составной частью мировой финансово-денежной системы и в пределах 5 -10 % выполняет роль своеобразной "компрессии" в обществе, как механизма дораспределения материальных благ (прим. автора).

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

15-09-2015
Я не проиграл, потому что не сдался, - о решении Конституционной палаты о биометрической регистрации
6822

05-05-2015
Руки прочь от Конституции!
6237

28-04-2015
Гражданская мобилизация
7150

13-03-2014
О национальном интересе
9015

19-04-2011
О милиции, прокуратуре и судах
5824

24-05-2010
Обращение-запрос с списании некоего «миллиона» долларов
8079

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×