Добавить свою статью
29 Июня 2016
Роль религиозных организаций в формировании религиозной ситуации в Кыргызстане

Определяющим фактором религиозной ситуации выступает деятельность религиозных организаций, так как их действия всегда направлены на построение такой системы религиозных отношений, которая обеспечивала бы им и их религии доминирующее положение в обществе и создавала благоприятные условия для привлечения людей к своей религии. И такая нацеленность религиозных организаций объясняется тем, что они представляют собой, прежде всего, группу людей (социальную группу), объединенных общим верованием [i, 43] и ориентированных на достижение конкретных целей.

Соответственно, цели конкретной религиозной организации, а не религии, которую она распространяют, находятся в противоречии с целями общества, стремящегося к сбалансированному развитию всех своих институтов, и целями религиозных организаций, представляющих другие конфессии и религиозные течения, а значит, развитие религиозных отношений зависит от протекания этого противостояния. Иными словами, религиозная ситуация или появление той или иной тенденции в развитии религиозных отношений обусловлено прежде всего состоянием общества, а также усилением или ослаблением позиций действующих религиозных организаций.

Следовательно, к конфликтному протеканию религиозных процессов, которые существенно меняют религиозную ситуацию, приводит несбалансированное развитие общественных институтов, во многом вызванное чрезмерной активизацией тех или иных религиозных организаций. Когда деятельность религиозных организаций, нарушая существующий в общественных отношениях баланс, входит в острое противоречие с целями общества [ii, 255]. Когда нормативное воздействие религиозных организаций на своих членов начинает осуществляться с целью формирования у них противоречащих интересам общества тоталитарного характера целей, ценностей и идеалов, при этом маскируя их принимаемыми на веру религиозными установками. Когда противоречащие целям общественного развития цели религиозных организаций превращают религию в идеологию – в средство, с помощью которого решаются политические и иные задачи рационального характера. Когда блокируются заключенные в самой религии механизмы действовать ей как вера и только как вера, призывающая людей к богу и гармонии в своих отношениях с окружающими.

Если исходить из такого понимания социальной сущности легально и нелегально действующих в Кыргызстане религиозных организаций, то мы, используя разработанный в науке способ классификации, в основе которого лежат цели, которые ставят перед собой религиозные организации (классификация религиозных организаций осуществляется по многим другим критериям, но мы выбираем тот критерий, который соответствует целям нашей статьи), можем разделить их на традиционные, нетрадиционные, экстремистские и деструктивные. К традиционным религиозным организациям относятся те организации, которые действуют в Кыргызстане в течение достаточно долгого времени, придерживаются принципа невмешательства в государственные дела и не навязывания людям своей религии, действуют в рамках законодательства страны.

К нетрадиционным религиозным организациям относятся организации, появившиеся в относительно позднее время, с переселением в Кыргызстан немцев, и ориентированные преимущественно на привлечение новых членов. Экстремистские религиозные организации в республике появились и распространились недавно, в основном под влиянием иностранных религиозных центров, в своей идеологии они используют «крайние и неэтичные техники манипулирования для вербовки и удержания своих членов. Контролируют мысли, чувства и поведение своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров и целей группы» [iii]. К деструктивным религиозным организациям относятся организации, появившиеся недавно, тоже под влиянием иностранных религиозных организаций, практикующие скрытое психологическое насилие в целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью верующих, строящие свою работу при помощи проверенных временем методов навязывания людям религии.

Традиционные религиозные организации в Кыргызстане представлены, в основном, религиозными организациями и объединениями, возглавляемыми Духовным управлением мусульман Кыргызстана (ДУМК) и Русской православной церковью (РПЦ). По подсчетам международной организации Pew Research Center, в Кыргызстане в 2010 г. количество исповедующих ислам составляло 4 927 000 человек, что приблизительно соответствует общему количеству исповедующих ислам народов республики, а значит, это общее количество людей, просто придерживающихся мусульманских традиций. По подсчетам же автора данной статьи, который исходил из среднего количества посещающих 15 из 2362 мечетей страны – практикующих мусульман, а не только придерживающихся мусульманских традиций, в республике насчитывается примерно 472 000 человек, что не превышает и 8% всего населения республики.

Если исходить из того, что более 80% населения страны составляют народы, исповедующие ислам, и все 80 образовательных исламских религиозных учреждений находятся в ведении ДУМК [iv, 1], то традиционные исламские религиозные организации являются в Кыргызстане доминирующей в религиозной сфере силой. Так как большинством населения Кыргызстана ДУМК признается единственной властью в мусульманской религиозной среде, при строгом соблюдении им в своей деятельности законодательства республики и выработанных своих принципов, о которых сказано выше, традиционные мусульманские религиозные организации всегда будут оставаться стабилизирующей не только религиозные, но и в целом общественные отношения силой.

Во вторую группу традиционных религиозных организаций, действующих в Кыргызстане, входят Русская православная церковь (с 1871 г.), в ведении которой находятся 49 храмов и 2 приходских школы, и православные общины, отклонившиеся от Русской православной церкви с двумя храмами в г. Бишкеке. При учете того, что 4 православные церкви, расположенные в Бишкеке, регулярно посещают 5000 человек (по праздникам эта цифра увеличивается втрое) [v], по всей видимости, в республике практикующих православных насчитывается примерно 60 000, а придерживающихся православных традиций – 180 тыс. человек. Православная церковь, имеющая длительный опыт сотрудничества с местной властью, придерживающаяся принципа не навязывания людям своей религии, так же, как и традиционные мусульманские религиозные организации, играет в религиозной сфере стабилизирующую роль.

К нетрадиционным религиозным организациям из зарегистрированных религий можно отнести Католическую церковь, лютеран, Союз евангелистских христиан-баптистов, адвентистов седьмого дня, пятидесятников, харизматов и пресвитериан, а из незарегистрированных, но действующих в стране – иудаистскую общину, буддистов. Эти религиозные группы постоянно получают финансовую и методическую поддержку от своих зарубежных центров и, кроме Союза евангелистских христиан-баптистов, заняты, в основном, привлечением людей в свою религию. Из зарегистрированных нетрадиционных религиозных организаций большое количество последователей – от 5 до 10 тысяч человек – у Католической церкви, лютеран и Союза евангелистских христиан-баптистов (преимущественно немцы). А незарегистрированная религиозная организация Церковь Иисуса Христа Святых последних дней в своем составе имеет 12 тысяч человек [5].

В плане увеличения числа последователей нетрадиционные религиозные организации относятся к быстро растущим религиозным организациям. Из нетрадиционных религиозных организаций иудаистская община, буддисты, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней являются организациями, действующими в рамках больших геополитических проектов, и в своей миссионерской деятельности пользуются скрытыми методами, граничащими с подкупом, навязыванием своей религии, и поэтому в религиозных отношениях они не могут играть стабилизирующей роли.
Экстремистские религиозные организации представляют собой силу, грозящую опасностью не только устойчивому развитию общества, но и существованию самого государства, так как их конечной целью является построение всемирного халифата, в котором нет места национальным государствам, а в распространении своей религии используют преимущественно насильственные методы, а также методы открытого навязывания. В Кыргызстане экстремистские организации, несмотря на запрет, продолжают действовать.

По мнению экспертов, из 19 запрещенных религиозных организаций в настоящее время быстрыми темпами увеличивают число своих последователей такие, как «Аль-Каида» – 2000 человек, ИДУ (Исламское движение Узбекистана)» – 3000 человек и «Хизб-ут Тахрир» – 15000 человек, а из незарегистрированных – «Таблиги Джамаат» – 20000 человек. Они имеют свои с достаточно хорошо налаженной связью ячейки во всех регионах республики. Причем «Таблиги Джамаат» в своей деятельности, направленной на построение в Кыргызстане исламской теократии, придерживается тактики невмешательства в политику, отдавая приоритет проповедям и пропаганде, и поэтому уличить ее в экстремизме довольно трудно.

В Кыргызстане действуют и деструктивные религиозные организации как западной (псевдохристианские), так и восточной (псевдобуддистские) ориентации. К религиозным организациям западной ориентации относятся Свидетели Иеговы (зарегистрированная) и сайентологическая церковь (незарегистрированная), а к восточной – вера бахаи (зарегистрированная) и секта Муна (незарегистрированная). Свидетели Иеговы в своих рядах имеет более 5 тысяч последователей [vi] и ведет агрессивную прозелитическую деятельность. Точное количество последователей веры бахаи в Кыргызстане неизвестно, но по скромным подсчетам эта цифра приближается к 200 [vii]. Также неизвестно, какое количество последователей имеют секта Муна и сайентологическая церковь.

Наверняка они тоже уже набрали не меньше, чем вера бахаи. Но сколько бы граждан они не привлекли в свою религию, их деятельность несет обществу не меньшую опасность, чем экстремистские религиозные организации, и тем, что ими управляют зарубежные религиозные центры, являющиеся активными проводниками геополитических интересов страны, устремленной на установление мирового господства, и тем, что их работа построена на скрытом навязывании людям религии, а также тем, что они осуществляют свою деятельность в противостояние традиционным религиям.

Таким образом, в Кыргызстане практикующих верующих насчитывается примерно чуть более 600 000 человек, что составляет 10% всего населения страны. При этом из всех этих практикующих верующих 88,1% являются представителями традиционных религиозных организаций – ДУМК и РПЦ, 4,4% – зарегистрированных и незарегистрированных нетрадиционных религиозных организаций, 6,4% – экстремистских религиозных организаций, 0,9% – зарегистрированных и незарегистрированных деструктивных религиозных организаций. При таком количестве практикующих верующих и значительном преобладании среди них представителей традиционных религий Кыргызстан можно было бы отнести к странам с устойчивыми религиозными отношениями, если бы не быстрый рост количества приверженцев экстремистских и деструктивных религиозных организаций и увеличение фактов нарушения закона, преступлений и террористических действий, совершаемых членами этих организаций. К примеру, в 2015 г. практически каждый месяц происходили события, связанные с выявлением запрещенной религиозной литературы, вербовкой людей в ИГИЛ, задержанием членов террористических религиозных организаций и даже террористическими действиями (бегство из тюрьмы членов экстремистских религиозных организаций).

Всё это требует осуществления государством постоянного контроля над соблюдением религиозными организациями законодательства Кыргызской Республики, полного запрета экстремистских и деструктивных религиозных организаций.

Литература:

Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. – СПб., 2007.

Парсонс Т. Структура социального действия. – М., 2005.

Классификация деструктивных религиозных организаций // URL: http://refleader.ru/meryfsrnamer.html

О состоянии религиозной ситуации и религиозного образования в Кыргызской Республике: Материалы парламентских слушаний. – Бишкек, 2013.

Риклтон К. Кыргызстан: Православие сдает позиции евангельскому христианству (20.01.2012) // URL: http://russian.eurasianet.org/node/59121

Риклтон К. Кыргызстан: Суд перепутал свидетелей Иеговы с исламскими радикалистами (8.06.2011) // URL: http://russian.eurasianet.org/node/58709

Последователи веры бахаи в Кыргызстане (8.09.2012) // URL: http://kusztar.livejournal.com/5247

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

08-06-2018
Методы распространения ислама у ханафитов
8414

04-05-2018
Отношение ханафитов к государственной власти
8442

23-03-2018
Ханафизм как мировоззренческая основа умеренного ислама
6068

12-03-2018
Умеренный ислам как религиозная организация, исповедующая ислам ханафитского толка
6197

02-02-2018
Структурные особенности умеренного ислама
5390

05-01-2018
«Умеренный ислам» в системе понятий, описывающих деятельность мусульманских религиозных организаций
7961

02-11-2017
Проблемы определения предметной направленности понятия «умеренный ислам»
6204

06-03-2017
Тюркский фактор сближения Турции с Россией и втягивание ее в азиатские интеграционные процессы
8597

10-01-2017
ОДКБ не сможет эффективно вести борьбу с международным терроризмом, не сотрудничая с Ираном
11520

23-12-2016
Причины и следствия неустойчивости религиозной ситуации в Кыргызстане
12269

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×