Добавить свою статью
14 Июля 2016
Роль иностранных религиозных центров в формировании религиозной ситуации в Кыргызстане

В Кыргызстане большие изменения, которые привели к формированию новой религиозной ситуации, были обусловлены не столько либерализацией религиозной сферы – предоставлением гражданам конституционной гарантии права на свободу совести и вероисповедания, на свободу выбора религии, сколько усилиями подконтрольных мировым геополитическим силам иностранных религиозных центров1, как западных (христианских), так и восточных (мусульманских, буддистских) направлений. Эти гигантские изменения в религиозной сфере не могли произойти в столь короткий срок без внешнего влияния, поскольку Кыргызстан для этого не обладал ни финансовыми, ни организационными возможностями, а государственная и общественная жизнь в стране не основывалась на религии.

Кыргызы, составляющие большинство населения страны, как в кочевое, так и советское время свою религиозность и приверженность к исламу поддерживали не посещением мечетей и чтением религиозной литературы (в кочевых условиях не могло быть мечетей), а посредством включения религиозных требований в процедуры исполнения национальных обычаев и традиций. Соответственно, в строительстве большого количества мечетей, открытии религиозных учебных заведений, массовом распространении религиозной литературы и т.д. – что произошло в постсоветское время – не было никакой потребности2.

Эти преобразования в религиозной сфере нашей страны, которые иначе чем религиозной интервенцией не назовешь, глобальными и региональными геополитическими силами осуществлялись и осуществляются с целью установления своего влияния и изменения геополитического ориентира Кыргызстана. Иностранные религиозные центры, непосредственно осуществляющие религиозную интервенцию – именно интервенцию, так как практически все распространяемые ими религиозные течения направлены на разрушение традиционных религий (они по своим целям коренным образом отличаются от традиционных религий), – служат всего лишь одним из инструментов реализации геополитических задач. Подтверждением такого утверждения служит то, что головные центры практически всех 42-х действующих в Кыргызстане течений и направлений христианских и буддистских религий созданы и находятся в США3, а мусульманских – в монархических странах Ближнего Востока и в Турции, и ни одна из них не имеет местного происхождения. Соответственно, их появление в республике не обусловлено внутренними религиозными процессами. Их действия направлены, прежде всего, на разрушение связанных с традиционными религиями идентичностей, в том числе и государственной идентичности.

Судите сами, 22 из 30 ныне действующих в Кыргызстане религий и конфессиональных направлений появились в постсоветское время стараниями вышеотмеченных иностранных религиозных центров и постоянно пользуются их финансовой и организационной поддержкой. В этот же период во многом благодаря действиям иностранных религиозных центров количество религиозных организаций выросло с 11 до 2393. В то же время не без внешнего влияния происходит дробление традиционной мусульманской религиозной организации, находящейся в ведении Духовного управления мусульман Кыргызстана (ДУМК), на мелкие направления, заметно отличающиеся своими целями и религиозными установками. Дошло до того, что главой ДУМК по негласной рекомендации руководства страны избран один из лидеров запрещенной во многих странах религиозной организации «Таблиги Джамаат» (Токтомушев Максат), конечной целью которой является возрождение всемирного халифата и ликвидация национальных государств4. Другими словами, с помощью государства происходит разрушение традиционной мусульманской религии изнутри и создаются религиозные (идеологические) условия для отказа народом от своего собственного национального государства. Такие же действия осуществляются и по отношению к Русской православной церкви Кыргызстана, однако безуспешные, поскольку она находится в ведении Московского патриархата и управляется строгими правилами церковной деятельности.

Особенно заметно присутствие иностранных религиозных центров в такой важной сфере деятельности религиозных организаций, как строительство религиозных объектов. С их помощью с начала 90-х годов количество мечетей в Кыргызстане выросло с 39 до 2362, церквей и храмов – с 54 до 386. Притом если за это время была открыта – большей частью в жилых домах – всего 21 православная церковь5, то количество церквей и храмов других христианских религий и течений достигло 311-ти. По подсчетам экспертов, более 90% этих мечетей, церквей и храмов построено при финансовой поддержке иностранных религиозных центров, богатых граждан и государств, реализующих в Кыргызстане свои геополитические проекты6. За эти годы только на строительство мечетей было привлечено более 500 млн долларов. Не меньшая сумма использована и на миссионерскую деятельность действующих в стране христианских религиозных организаций и строительство церквей и храмов7. Словом, иностранными религиозными центрами выделяются средства на строительство мечетей, церквей и храмов, прежде всего, с целью поддержания нетрадиционных религий в их противостоянии с традиционными религиями. Вряд ли подобные действия иностранных религиозных организаций и разных государств можно назвать помощью, если они направлены на распространение в стране совершенно чуждых проживающим в ней народам религий (западнохристианские и радикальный ислам) и обычаев и традиций (ношение паранджи, хиджаба, отращивание бороды, халал и т. д.).

Совершенно невообразимое происходит и в сфере религиозного образования. Из-за бездействия государства и благодаря направленным действиям иностранных религиозных центров в стране с 6-миллионным населением, где всего 10% граждан являются практикующими верующими, имеется 92 религиозных учебных заведения, в том числе 10 исламских и 4 христианских высших учебных заведения, 65 медресе и 11 приходских школ. В них обучается более 5000 человек, и примерно 300 человек – в религиозных вузах таких стран, как Пакистан, Саудовская Аравия, Арабская Республика Египет, Турция и Россия8 (для сравнения: в Казахстане с его 18- миллионным населением религиозных учебных заведений в 6 раз меньше, чем в Кыргызстане). Столько религиозных учебных заведений не имеют все другие четыре страны Центральной Азии вместе взятые, притом, что уровень религиозности населения и количество практикующих верующих в таких странах, как Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан, гораздо выше и больше, чем у населения Кыргызстана. Такое положение вещей вряд ли было бы возможно, если бы часть религиозных учебных заведений финансово и организационно не поддерживалась бы иностранными религиозными центрами и странами, проявляющими к Кыргызстану геополитический интерес.

В настоящее время иностранными религиозными центрами и странами, реализующими в Кыргызстане свои геополитические проекты, огромные средства вкладываются в распространение религиозной литературы, а также на развитие религиозной информационной инфраструктуры, которая бы обслуживала большей частью пропагандистскую деятельность нетрадиционных, экстремистских и деструктивных религиозных течений. Наглядным свидетельством этого служит то, что только за 9 месяцев 2012 года правоохранительными органами было «выявлено более 50 фактов распространения религиозной литературы экстремистской направленности, изъято более 20 тысяч листовок и около 800 книг, брошюр, видео- и аудиокассет экстремистского содержания. В городах Бишкек, Ош и Джалал-Абад обнаружено и закрыто 3 нелегальные точки, которые занимались выпуском и распространением экстремистской литературы»9. Судя по сообщениям СМИ, в настоящее время ситуация выглядит не лучшим образом: непосредственно в Кыргызстане ежемесячно издаются и подпольно распространяются такие журналы экстремистского толка, как «Онг Ал-Ваъй»10. Церковь Иисуса Христа издает газеты «О церкви Божьей» и «Твой Путь», а религиозный центр свидетелей Иеговы привозит и распространяет журналы «Сторожевая Башня», «На страже», «Пробудись» на русском и кыргызском языка11. Телезрители Кыргызстана имеют возможность более двух часов в неделю смотреть по всем каналам христианские передачи (даже транслируемые из США). В режиме реального времени через многочисленные религиозные сайты и распространяемые в социальных сетях видеоролики ведется пропаганда экстремистских и деструктивных идей. Также ведется вербовка молодежи в ряды ИГИЛ12. И всё это осуществляется при финансовой поддержке иностранных религиозных центров.

Между тем ни традиционная мусульманская религиозная организация, ни Православная церковь не имеют своих ежемесячно издаваемых журналов. ДУМК выпускает три газеты: «Ислам Маданияты», «Мусульмане» (Джалал-Абадский казиат), «Ислам Авазы» (Баткенский казиат) и еженедельно на государственном канале, и то нерегулярно, ведет получасовую передачу «Жума хутбасы». При этом данная передача часто критикуется за то, что в ней не проповедуются идеи ислама, а просто продвигается чужая культура.

Иностранные религиозные центры и страны, реализующие в Кыргызстане свои геополитические проекты, большие средства выделяют не только различным многочисленным религиозным неправительственным организациям, но и 14-ти НПО, которые занимаются вопросами религии. Из ежегодно выделяемых США более 38 млн долларов на поддержание НПО в Кыргызстане почти третья часть тратится на финансирование религиозных и занимающихся вопросами религии НПО. Сколько денег для них выделяют европейские страны и различные международные организации, не разглашается, но наверняка не меньше, чем США. Что самое интересное, деятельность практически всех нерелигиозных НПО, вплоть до исследовательских, настроены на многостороннюю поддержку нетрадиционных религий13.

Итак, изменения, произошедшие в постсоветское время в Кыргызстане в результате религиозной интервенции иностранных религиозных центров, не привели к возвращению традиционными религиями своих позиций в обществе, утраченных ими во времена разгула воинствующего атеизма. Просто произошла небывалая ранее гибридная агрессия переодетых в религиозные одежды политических сил (так называемые современные направления и течения ислама, христианства и буддизма). Не произошло и ожидаемых изменений в сознании людей, а в обществе посеяна мировоззренческая неопределенность, закладывается основа неустойчивости религиозной ситуации. Что самое плохое, деятельность новых религиозных организаций ведет к разрушению изнутри традиционного ислама – религии, которую исповедует подавляющее большинство населения страны и которая всегда выступала фактором стабильности в обществе. И пока в ДУМК и местные казиаты не придут люди, знающие и принимающие основные постулаты и принципы традиционного ислама, и на их основе не разработают внутренние строгие правила религиозной деятельности, традиционной религиозной организации будет тяжело противостоять экстремистским и деструктивным религиозным организациям.

Главное назначение любых религиозных организаций и религий не в распространении своего миропонимания, а в беспрестанном призыве людей и представителей власти к праведной жизни.

Литература:

1 Религиозная ситуация в Кыргызской Республике в настоящее время // Кыргызстан. – 2012. – 17 фев.

2 Айбашов К. Религиозная ситуация превращается в главную проблему Кыргызстана (30.08.2013) // URL: http://www.gezitter.org/society/23268_religioznaya_situatsiya_prevraschaetsya_v_glavnuyu_problemu_kyirgyizstana/

3 Таткало Н. Расширение сети нетрадиционных религиозных организаций как одна из форм оказания влияния внешних акторов на КР (04.05.2016) // URL: http://www.easttime.ru/analytics/kyrgyzstan/rasshirenie-seti-netraditsionnykh-religioznykh-organizatsii-kak-odna-iz-form-ok

4 Абдырахманов Т. А. Религиозная ситуация и религиозное образование в Кыргызстане // Вестник Красноярск. гос. пед. ун-та. – 2008. – № 2. – С. 51–55 // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/religioznaya-situatsiya-i-religioznoe-obrazovanie-v-kyrgyzstane

5 История православия Кыргызстана // URL: http://www.vegatur.ru/kyrgyzstan/istoriya_pravoslaviya_kyrgyzstana.html

6 В Киргизии – бум строительства мечетей (14 марта 2016) // URL: http://islam-today.ru/novosti/2016/03/14/v-kirgizii-bum-stroitelstva-mecetej/

7 Ходов Л. Источники финансирования западных христианских церквей // Вопросы экономики. – 2002.  № 1.

8 О состоянии религиозной ситуации и религиозного образования в Кыргызской Республике: Материалы парламентских слушаний. – Бишкек, 2013.

9 Саид Амин. Ситуация c терроризмом и экстремизмом в Кыргызстане // URL: http://www.easttime.ru/analytics/kyrgyzstan/situatsiya-c-terrorizmom-i-ekstremizmom-v-kyrgyzstane

10 Саипов А. Подпольная религиозная литература в Киргизии: издание, распространение, содержание (25.02.2005) // URL: http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1109301480

11 Религия в современном Кыргызстане (7 апреля 2014) // URL: http://www.open.kg/about-kyrgyzstan/culture/religion/246-religiya-v-sovremennom-kyrgyzstane.html

12 Эрлан Бакиев: Религиозный экстремизм и терроризм делают акцент на молодежь (2.06.16) // URL: http://24.kg/obschestvo/32859_erlan_bakiev_religioznyiy_ekstremizm_i_terrorizm_delayut_aktsent_na_molodej/

13 Феррис Э. Религиозные и светские гуманитарные организации // Междунар. журн. Красного Креста. – 2005. – Т. 87. – № 858. Июнь. – С. 104 // URL: https://www.icrc.org/rus/assets/files/other/09_irrc_858_ferris_rus.pdf

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

29-03-2024
Ханафизм как один их главных духовных и мировоззренческих основ культуры кыргызов
64

08-06-2018
Методы распространения ислама у ханафитов
8416

04-05-2018
Отношение ханафитов к государственной власти
8445

23-03-2018
Ханафизм как мировоззренческая основа умеренного ислама
6070

12-03-2018
Умеренный ислам как религиозная организация, исповедующая ислам ханафитского толка
6200

02-02-2018
Структурные особенности умеренного ислама
5392

05-01-2018
«Умеренный ислам» в системе понятий, описывающих деятельность мусульманских религиозных организаций
7963

02-11-2017
Проблемы определения предметной направленности понятия «умеренный ислам»
6205

06-03-2017
Тюркский фактор сближения Турции с Россией и втягивание ее в азиатские интеграционные процессы
8598

10-01-2017
ОДКБ не сможет эффективно вести борьбу с международным терроризмом, не сотрудничая с Ираном
11521

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×