Добавить свою статью
18 Июля 2016
О проблемах в семейной медицине
Все профессии - от людей, и только две от Бога - врач и учитель! Говоря о враче подразумевается именно семейный врач - или врач общей практики, ибо только он имеет дело с человеком, с личностью, а не с набором отдельных синдромов и симптомов, что лежит в основе деятельности узкого специалиста, который не видит человека в целом в связи с социумом, окружающей средой, экологией и т.д. Упаси боже, я ни в коем случае не против специалиста в хорошем смысле, но таковых у нас в стране единицы. Вся мировая медицинская практика доказала, что не поработав врачом общей практики не менее 3-5 лет, невозможно вырасти в хорошего специалиста, у которого был бы холистический подход к каждому пациенту. И ни одна страна не достигла высокого уровня медицинской помощи, не введя у себя практику семейной медицины, так как только в этом случае ресурсы, которые затрачиваются на медицинскую помощь, используются эффективно.

По данным мировой статистики, около 80% всех проблем, связанных со здоровьем, в развитых странах мира сегодня решаются на этапе первичного звена здравоохранения, без направления на более дорогие этапы вторичной (стационары) и третичной (НИИ, НЦ, и др.) помощи. Решить все эти проблемы и частично реализовать их на практике должен врач общей практики/семейный врач.

Особенность работы состоит в том, что врач общей практики оценивает состояние организма пациента, как единого целого, прослеживая взаимосвязь между отдельными органами и системами и их функциями в окружающей их среде.

Семейная медицина существует уже около 50 лет и практически каждый житель в Европе и США имеет своего Семейного врача (СВ). Люди, за здоровьем которых следит семейный врач, попадают в стационар на 50% реже, чем те, у кого такого врача нет. Те, у кого есть семейный врач, на 70% реже обращаются за неотложной и скорой помощью. Продолжительность жизни у людей, имеющих СВ больше, чем у тех, у кого его нет. Семьи у кого есть СВ, тратят на лекарства на 40% меньше, чем те, у кого такого врача нет. При приступе остеохондроза сроки и эффективность одинаковы как у СВ, так и у невропатолога, только люди, лечащиеся у СВ, тратят при этом на 50% меньше денежных средств. Семьи у которых есть СВ, тратят вообще на 33% меньше денежных средств, чем те семьи, у кого нет такого врача. 35% обращений к «узкому» специалисту лишены смысла, т.к. когда человек идет к врачу, он не знает что именно у него случилось, а лишь предполагает.

Обслуживание по принципу СВ - это ориентация не на болезнь, а на здоровье. Не на пациента, а на здорового человека. По статистике, семейный врач может взять на себя 22,7% посещений хирурга, 36,4% - офтальмолога, 41% - отоларинголога, 46,6% - невропатолога. Как человеку самостоятельно определить к какому врачу идти, если у него болит спина? К хирургу, невропатологу или нефрологу? Посещение всех специалистов займет уйму времени и «влетит в копеечку»! А как самостоятельно определить, что назначаемая диагностика и лечебные процедуры достаточны, но не избыточны? Как избежать «раскрутки на деньги»? Семейный врач распознает болезни на самых ранних стадиях, до их перехода в более тяжелые формы.

Пациенты отмечают большую удовлетворенность работой врачей общей практики по сравнению с участковыми врачами, поскольку уменьшается число направлений на консультации к другим врачам (57,0%) и число обследований (30%), повышается внимание к пациенту (93%), станции скорой медицинской помощи уменьшается на 23-30% (данные по РФ).

Основные цели любой системы здравоохранения - оказание населению доступной, качественной медицинской помощи, улучшение состояния здоровья общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Это было еще раз убедительно подтверждено в октябре 2013 года на конференции в Алматы, посвященной 35-й годовщине принятия Декларации по первичной медико-санитарной помощи в этом же городе в 1978 году. Но, к большому сожалению, в нашей стране, при всех Национальных программах реформирования системы здравоохранения, все годы реформ, приоритетность первичной помощи носила декларативный характер, что привело к обескровливанию этой составной системы здравоохранения. Если при советской системе здравоохранения на уровне первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) работало более 5000 участковых терапевтов,
педиатров и акушер-гинекологов, и столько же узких специалистов, то на сегодня вся первичная медицинская помощи осуществляется 1450 семейными врачами, наскоро переобученных из участковых и теми же 5000 узкими специалистами, которых один из экспертов ВОЗ очень точно назвал «специаллоидами». Почему специаллоиды? А потому, что работающие в центрах семейной медицины ЛОР врачи, окулисты, хирурги, травматологи, акушеры-гинекологи и другие не умеют делать никаких оперативных вмешательств, не владеют навыками современных технологий. А почему? А как можно говорить об их росте как специалиста, если они по 8-10 месяцев в году работают членами комиссий военкоматов, т.е. не видят патологию и давно забыли когда-то приобретенные навыки на 3-5 месячных специализациях?

В ходе внедрения реформ со стороны Министерства здравоохранения Кыргызской Республики были попытки их переобучения в семейных врачей, так как больницы их не брали, там своих специаллоидов хватает. Но жесткой политической стратегии не было, а тут военкоматы, требующие осмотра всех призывников минимум 8 специалистами, при их же неудовлетворенности качеством отбора в ряды военнообязанных. И система продолжает содержать этих узких «специалистов», которую не позволяет себе ни одна уважающая себя страна. Специалисты у них на вес золота, работают на вторичном (стационарном) уровне, оказывая консультационные услуги для врачей общей практики в выделенные часы и дни недели. С этой проблемой успешно справились и некоторые пост-советские страны как Молдова, Литва, Латвия. А мы такие богатые, что содержим специалистов на первичном, вторичном и третичном уровнях, при этом первичная помощь тихо скатывается на нет. И это при всем том, что в стране нет налаженной системы общественного здравоохранения, которая должна заниматься первичной профилактикой на популяционном уровне, а семейный врач или врач общей практики на индивидуальном уровне. Но ответ за первичную профилактику спрашивают с семейного врача и сегодня он несет не только свое тяжелое бремя, но и работает на общественное здравоохранение, обслуживая от 3000 до 18000 населения (при норме 1500), получая при этом 5000 сомов базовой ставки. Естественно, какой выпускник медфакультетов пойдет на эту работу? Толи дело быть новоиспеченным специалистом - знать от 1 до 12 нозологий, не касаться первичной профилактики, получать больше, чем врач общей практики, у которого все 150 нозологий должны отскакивать от зубов и он в ответе за все и вся. Как говорят наши семейные врачи - зачем оканчивать вуз? После медучилища можно получать ту же заработную плату ни за что не отвечая, а имя 5 летний стаж и определенную категорию. Во всех издержках системы здравоохранения обвиняют нас - начиная от младенческой и материнской смертности и кончая туберкулезом, ВИЧ/СПИДом, не говоря об очередях, о вечерних и ночных вызовах, обслуживаниях на дому по желанию пациента. Попробуй не принять очередника даже не приписанного к семейному врачу - доходят до депутатов, президента, министра. Почему нельзя наладить прием по записи и телефонному звонку? Нет, «я пришел, а ты обязан принять». Почему к парикмахеру записываются, а к врачу надо приходить, когда мне удобно и надо, даже вызывать ночью? Я что, не человек, имеющий те же права, что и каждый пациент? Но пациент всегда прав, даже в тех случаях, когда на 100% он не прав. И при такой ситуации с такой зарплатой, кто пойдет семейным врачом?

Возможно ситуация изменится, если правительство, как умелый полководец прежде, чем идти в атаку, разошлет разведчиков в лице общественного здравоохранения для изучения ситуации, а потом нас хорошо оснастив, дав самое необходимое для оказания качественной медицинской помощи приписанному 1 500 населению, а не 18 000, и повысив заработную плату до 20 000 сомов. Отпустить больницы на хозрасчет, так и так они оказывают все услуги на платной основе, и в самом деле, а не на словах усилить первичное звено.

Нужно, чтобы соотношение было примерно 80% денег в амбулаторном звене и 20% - в стационарном. У нас сейчас все наоборот - основная масса денег идет на стационарное звено. Все понимают, что здоровье человека определяется качественной амбулаторной помощью, лучше болезнь предотвращать, чем ее лечить.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×