Добавить свою статью
19 Июля 2016
Вспоминая Талипа Ибраимова

Вспоминая Талипа Ибраимова

(“… Как умел, так и жил…” - из песни Б.Окуджавы о В.Высоцком)

Всё дальше и дальше, всё быстрее и быстрее отодвигаются от нас тот день, час и миг, когда Талипу Ибраимову суждено было обрести свой последний приют, последнее своё пристанище на этой земле. Невольно проносятся в мыслях уже давно и прочно осевшие в недрах памяти строчки из песни Б. Окуджавы о В. Высоцком: “…Вот ещё одному не вернуться домой из похода…”.

Наверняка в республике найдётся хотя бы дюжина-другая людей, переживающих из-за того, что не проводили Т. Ибраимова в последний путь, не бросили в его могилку ту самую пресловутую горсточку земли. Но считаю уместным на сей счёт привести здесь фрагмент из своей же статьи почти четырёхлетней давности “Бедняк по-своему живёт и умирает”:

“…Невелика беда, если кто–то не смог участвовать в похоронах. Каждый может посетить могилу усопшего и через неделю, и через месяц. Причем не афишируя это перед близкими. Вслушаться в тишину безлюдного кладбища, присесть возле могилы, пустить, быть может, скупую слезу, прочесть молитву, попросить у духа умершего прощения за нанесенные ему при жизни обиды или невнимание, задуматься и о неминуемой собственной смерти — что еще требуется от истинного мусульманина?”

***

У нашего народа как минимум два повода воздать хвалу богу. Перво-наперво за то, что тот не сосредоточил все полезные ископаемые, ценную древесину, лечебные травы и прочие земные дары в двух-трёх местах, а напичкал ими множество различных и удалённых друг от друга на тыщи километров уголков и закоулков планеты, не забыв и про нашу крохотную республику. И словно по аналогии с этим он счёл справедливым и людскими талантами наделить не пять-шесть, а многие и многие большие и малые народы. Благодаря такой сбалансированной игре высшего разума и наш народ дал миру немало одарённых свыше выдающихся личностей, самородков, будь это создатели и сказители эпосов, акыны прошлых столетий, современные учёные или медики, скульпторы или артисты, музыканты или работники киноискусства и писатели, к числу которых относился и старина Талип.

***

Довелось и мне напрямую пообщаться с Т.Ибраимовым. В позапрошлом году пару раз захаживали в одно из кафе. О многом мы успели поговорить: о младых годах, о канувшем в Лету незабвенном Союзе, о явлениях и событиях разного калибра. Третья и последняя встреча проходила уже в больничной палате весной сего года. В тот апрельский день пациент Т. Ибраимов выглядел довольно сносно, был весьма подвижным и в присущем ему стиле метал шутки и остроты на все четыре стороны света. И укольчик в тыловую точку от зашедшей в палату медсестры больной принял с юношеским задором и энтузиазмом. Казалось, что пациент Ибраимов относится к своей болезни как к какому-то досадному недоразумению, отвлекающему писателя и драматурга Ибраимова от активной работы. Лишь теперь мы до конца осознаём, что в те апрельские дни многие и многие люди – и он сам, и его близкие и коллеги, и те, кто был мало-мальски знаком с ним самим или с его творчеством - пребывали в счастливом неведении относительно того, что произойдёт в конце мая.

***

Конечно, написать о Т.Ибраимове развёрнутую и полноценную статью, то есть скрупулёзно и на молекулярном уровне как о человеке со всеми его достоинствами и изъянами, равно как и о разных этапах его деятельности, могут только его близкие да проработавшие с ним бок о бок многие лета коллеги по творческому цеху. А нам, остальным, под силу обсуждать лишь кое-какие моменты общего характера, имеющие отношение и к самим людям искусства и творчества, и к их произведениям, и к тому, что творится вокруг них. Поэтому в дальнейшем речь будет идти уже не в чистом виде о Т.Ибраимове, а в несколько ином ракурсе, а именно, в определённой увязке с некоторыми другими талантами от бога. Итак, Владимир Высоцкий с его уникальной во всей Вселенной хрипотцой и сверхчеловеческой самоотдачей при исполнении своих огнеподобных песен; наш до мозга костей и свой в доску незабвенный Рыспай Абдыкадыров с его редчайшими по красоте мелодиями и голосом вкупе с филигранной игрой на аккордеоне; Талип Ибраимов с его самобытными, искромётными произведениями в жанре малой прозы. Все трое – самые что ни на есть советские по рождению и воспитанию, да и родились примерно в одни и те же годы (в совокупности в 1938-1941 г.г.). Но не это является главной причиной того, чтобы поговорить о такой замечательной тройке, И даже не столько непосредственно само их творчество (которое в век интернета каждый желающий может изучить сам), а некоторые ситуации и связанные с ними пересуды, объектами которых неотвратимо становятся творческие люди, как здравствующие, так и закончившие путь свой земной.

***

Досадно, что и среди нас, миллионов в творческом отношении бесталанных обывателей, и среди одарённых счастливчиков находятся такие, которые проявляют какое-то иждивенческое отношение к творчеству талантов от бога (в том числе и выбранной тройки), а также своего рода чистоплюйство и зубоскальство по отношению к самим этим талантам по причине несоблюдения ими требований ведения здорового образа жизни. Иждивенчество таких обывателей состоит, например, в том, что они почему-то решили, что Высоцкий должен был активно бороться против тогдашней системы (это пусть и отдалённо, но всё-таки сродни ситуации, когда удобно усевшаяся в маршрутке нервная дамочка повелевает окружающим открывать или закрывать верхнюю дверцу бусика, а также напоминает визгливые возгласы в толпе типа “вызовите скорую”, “вызовите милицию”). Конечно, легко с высоты нынешней эпохи лязгать зубами на социализм. Но если бы Высоцкого в те годы посадили за антисоветизм, то вряд ли недовольные бардом критиканы организовывали бы митинги протеста и таскали ему в камеру харчи и курево. Некоторые наши соотечественники то ли от зависти, то ли ещё отчего-то любят погундеть, что Рыспай стал Рыспаем якобы только благодаря виртуозной игре на аккордеоне и что почему он сам не сочинял собственные стихи к своим мелодиям. Приходится объяснять, что стопроцентных бардов, то есть исполнителей, которые сами в одном лице сочиняют и тексты песен, и мелодии, сами поют и при этом сами же играют на музинструменте - раз-два и обчёлся. Зато в подавляющем большинстве случаев в процессе создания песни и её исполнения налицо естественное и разумное разделение труда, как и во многих других сферах человеческой деятельности… Теперь очень важно, чтобы среди нас не нашлись опять-таки иждивенцы, которые, нахмурив брови пострашнее грозовой тучи, начнут уподобляться привыкшим считать себя пупом чего-то или кого-то популистам, выкрикивая неглубинные, поверхностные, не имеющие никакого отношения к самому творчеству, а потому политизированные и при этом чисто “косметические” вопросы типа “почему этот Т.Ибраимов не писал на госязыке?”. Ответ здесь прост как три копейки: по той простой причине, что у Т.Ибраимова не было божьего дара писать на кыргызском так же изящно и сочно, как на русском. Другой ответ: подавляющее большинство футболистов – “одноногие”, то есть могут наносить идеальные удары только одной ногой. Нелишне вспомнить и изречение великого китайского мыслителя о чёрной и белой кошках применительно к ловле мышей. Итак, тот факт, что Талип Ибраимов писал только на русском - это его беда или вина? Ни то и ни другое. Это- его судьба, и баста. Грузинский и армянский народы, представителями которых были родители Б.Окуджавы, всегда гордятся им, хотя он сочинял к своим нехитрым, но чарующим по красоте мелодиям стихи именно на русском языке и на нём же пел. Припаяем сюда и тот факт, что и наши собратья-монголоиды чукчи боготворят своего земляка Ю.Рытхэу, создавшего на величайшем в мире русском языке произведения, высоко ценящиеся не только на Чукотке, но и в Москве, Питере и многих других городах и весях необъятной России. Тексты произведений Рытхэу ассоциируются с беcчисленными рядами некрупных волн, ещё где-то далеко-далеко взявших курс строго на берег и одна за другой неотвратимо, неторопливо, плавно и грациозно приближающихся к нему. Наши соседи-степняки не прочь лишний раз напомнить, что именно Алибек Днишев ещё с советских времён является едва ли не самым лучшим исполнителем величавых русских романсов и песен о Великой Отечественной. И почему мы, представители совсем небольшого народа, должны комплексовать, вместо того чтобы возрадоваться тому, что само небо подарило нам Т.Ибраимова, владевшего самым богатым и гибким в мире русским языком (как устным, так и письменным) не хуже, а даже лучше многих прямых представителей сугубо русскоязычной пишушей братии, не говоря уже о более чем ста миллионах обычных жителей самой что ни на есть русскоговорящей России. Землянам необходимо приветствовать каждый талант независимо от его языковой ориентации, ибо они, эти таланты, сродни тем крупинкам золота, которые после изнурительных трудов извлекали из тонны руды золотоискатели прошлых веков. Будет оптимально, если, во-первых, научимся не противопоставлять себя другим народам, бесконечно далдоня и им, и самим себе о какой-то собственной исключительности. Во-вторых, если выработаем в себе простую, элементарную, бесхитростную и чисто мужскую привычку по-солдатски терпеливо и вытянувшись во весь рост стоять в одном строю с другими нациями и идти с ними нога в ногу. Конечно, здесь “строй” – понятие условное и воображаемое, но это не меняет сути дела… Если кто-то считает себя патриотом госязыка, то флаг ему в руки, но ещё лучше - творческого порыва: пусть докажет это на деле, надолго и капитально засев за письменный стол и переведя на кыргызский язык все повести, статьи и интервью главного героя данной публикации Талипа Ибраимова. Если уж говорить не о дутых и притворных “спасителях” госязыка, а об истинных любителях, знатоках и патриотах кыргызского языка, в частности о переводчиках, то вспомним здесь хотя бы вкратце Сүйүнтбека Бектурсунова, который ещё в середине минувшего века перевёл на кыргызский язык и “Капитанскую дочку”, и “Всадника без головы”, и многие другие произведения…Заслуживают отдельного и обстоятельного разговора и те ребята, которые создают аудиокниги на кыргызском.

***

Общеизвестно, что у многих больших талантов всех времён и народов в отдельные периоды их жизни наряду со взлётами случались и cпады, сопровождаемые порой увлечением зелёным змием в большей степени, чем того требует благоразумие. Но даже в таком случае обывателям (в особенности нам, мужикам) не подобает выкладывать в интернете злобные и злорадствующие комменты, преисполненные дутого чувства собственного превосходства. Наоборот, наш долг, как благодарных зрителей, слушателей и читателей, состоит в том, чтобы никого не оправдывая в связи с тягой к Бахусу, тем не менее всё же иногда просто-напросто представить себе, какие муки испытывают артисты, художники, музыканты и писатели, когда в какие-то отрезки времени у них просто-напросто работа на ум не идёт, хоть ты тресни; когда не рождаются полотна, не пишутся романы или когда мотив со стихом не сходится. Даже мы, обычные толстокожие обыватели, бываем порой в глубочайшем пессимизме, на пару месяцев оказавшись не у дел или если что-то не клеится , а что уж говорить о хрупких и ранимых душах тех, которые не от мира сего…

Никто не знает, сколько безвестных талантов на протяжении тысячелетий уже на корню загубили свой дар, смолоду предавшись бесконечным застольям, кутежам, азартным играм и прочим земным утехам и усладам. И вот как раз на этом фоне стократно ярко выделяются те и без того яркие таланты всех времён и народов, в том числе и наши герои, которые, несмотря на спады, всё же находили в себе силы заставлять работать свой дар во благо человечества. Нам крупно повезло, что и Володя Высоцкий, и Рыспай, и старина Талип проявили себя не как просто сниспосланные свыше, но при этом безжизненные самородки, а как вполне земные и сильные духом трудяги, несмотря на личные кризисы и депрессии вновь и вновь бравшиеся за гитару, аккордеон и ручку с бумагой. Поэтому они и оставили нам много своих творений. Но отбрасывая всяческий пафос и просто называя вещи своими исконными и законными именами, мы говорим: спасибо Высоцкому, Абдыкадырову и Ибраимову за то, что они не профукали свой бесценный дар…Вспомним и такие строчки из вышеупомянутой человеколюбивой песни Б.Окуджавы, которую “дворянин с Арбатского двора” мог бы посвятить не только В.Высоцкому, но и Р. Абдыкадырову, Т. Ибраимову и многим-многим другим талантам, работавшим для нас, многомиллионной аудитории: “…Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил. Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа…”.

***

Под конец остаётся ещё разочек воздать хвалу высшему разуму: он действительно такой, раз имеет устойчивую привычку вкладывать в какую-то часть землян то, что мы называем даром божьим. Хвала и самим этим талантам от бога, точнее, тем из них, которые не губят на корню свой дар, а непрерывно шлифуют его и несмотря даже на какие-то чёрные полосы в личной жизни тем не менее рано или поздно выдают на-гора свою продукцию. В конечном итоге они уже по определению работают не только ради своего хлеба насущного и ради своей семьи, а во благо многомиллионной и разноязыкой публики. Благодаря им мы даже не ломаем голову над тем, как провести свободные от мирских сует, забот и хлопот драгоценные и счастливые часы досуга. Но нам, простым зрителям, слушателям и читателям, не следует забывать слегка похваливать и самих себя за то, что тоже обладаем талантом. И пусть наш талант несколько иного рода, то есть не созидающего, а воспринимающего, потребительского характера. Зато благодаря этому своеобразному дару мы, порой на многие часы позабыв про еду, сон и даже сигареты с кофе, погружаемся в творчество Б.Окуджавы, В.Высоцкого, Р.Абдыкадырова, Т.Ибраимова и многих-многих других рабов божьих и в то же время сынов рода человеческого в целом, а также отдельных народов и конкретных родителей в частности.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

14-06-2018
Чемпионату мира по футболу посвящается
596

22-05-2017
Иссык-Куль, Каракол, Талды-Суу
2410

04-03-2017
Посвящается памяти профессионального математика М.Иманалиева
3421

07-11-2016
О необходимости прекращения потрошения Конституции. Часть 2
1626

24-10-2016
О необходимости прекращения потрошения Конституции (часть 1)
1765

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×