Добавить свою статью
2 Сентября 2016
О Мемориале Үркүн. Символика и идея
В этом году кыргызский народ отметит 100-летие событий 1916 года Үркүн. Никто не вправе забыть эти страницы нашей истории. Несмотря на противоположность мнений и взглядов, наш Президент, подписав Указ о событиях 1916 года, еще раз показал свою политическую волю, стал символом единства народа Кыргызстана и независимости нашего государства.

Строительство Мемориала, посвященного жертвам Үркүн, подходит к завершающей стадии. Мы видим, что замысел авторов, заложенный в эскизе Мемориала, постепенно обретает очертания, отражая главную идею – память поколений. В композиции одной из важнейших деталей являются стремена. Они подвешены на верхний деревянный круг, основу юрты – түндүк. Несмотря на кажущийся примитивизм, идея и его художественное решение имеет очень глубокий смысл.

Стремя (үзөңгү) – часть конской сбруи. Они прикрепляются к седлу путлищами. Всадник, вложив ноги в стремена, всегда держится на седле. Стремя иногда называют «теминги». Это специфическое название, исходящее от функции стремян. Стремена были главным изобретением кочевников. Благодаря стременам воин-кочевник совершал сложные конные маневры, рубил и колол врагов, совершал великие походы. Это позволило воину-всаднику побеждать врагов в кровополитных сражениях.

стремена Кыргызы всегда придавали символические значения словам, обозначающим стремена, применяли эти значения в фразеологических оборотах, крылатых выражениях. Выражениями «үзөңгүсүн чирене тепкен» (важно опирается на стремена), «үзөңгү боосу алты кабат» (у него путлища стремян шести слойные) обозначали надменного, влиятельного, независимого человека, имеющего власть и богатство. Также существовало поверье, что если новорожденного щенка пропустить через стремена, которые принадлежали влиятельным людям, собака становится волкодавом. Путлища стремян также выполняли вспомогательную роль в конных схватках и единоборствах. Когда всадник поднимал тяжести или боролся с противником, всегда пытался заложить руку противника или часть тяжести в путлища стремян. Если ему это удавалось, он всегда выходил победителем, потому что путлища стремян придавали дополнительные силы всаднику. Фразеологизм «үзөңгү боолукка салуу» (волочить что-либо, заложив в путлище) означает ту ситуацию, когда что-либо делается насильно. Также имеется устойчивое словосочетание «үзөңгү жолдош» (соратник, единомышленник), означающий равных по социальному рангу, работающих в сфере одной профессии.

Путлища стремян символизировали надежность, прочность положения человека. При обрыве путлища стремян всадник терял равновесие, маневренность и силу, становился слабым воином. Таким образом, обрыв путлища стремян в кыргызской культуре означает утрату, крах чего-либо. В эпосе «Манас» поражение в сражениях передается следующей поэтической метафорой: «үзөңгүдөн бут тайып, ээрден көчүк кылт тайып» («нога вышла из стремян, он упал с седла»). Фразеологизм «үзөңгүдөн бут таюу» (нога вышла из стремян – разрыв путлища стремян или остаться без стремян) означает поражение воина, крах общественного положения, человеческие потери.

Исходя из вышеизложенного, становится ясной идея мемориала, посвященного 100-летию Үркүн, воздвигнутого в комплексе «Ата-Бейит». Түндүк – верхний деревянный круг остов юрты, символизирует единство народа Кыргызстана, а стремена, подвешенные на түндүк, символизируют трагедию кыргызкого народа 1916 года, когда произошел крах кыргызского общества, была истреблена часть населения, когда были убиты кыргызские джигиты, стоявщие на стременах, чтобы отстоять честь и свободу кыргызского народа.

На Кавказе есть памятники-символы, например памятник скакуна без всадника, символизирующий человеческие жертвы Великой Отечественной войны, или памятник журавлиному клину по мотивам стихотворения Расула Гамзатова, символизирующий человеческие потери в той страшной войне.

Стремена без путлища, следовательно без седла и без всадника – отличное глубоко символичное художественное решение, отражающее основную идею Мемориала – мы не должны забыть павших героев, боровшихся за независимость нашей Отчизны в 1916 году, а также национальную трагедию – Үркүн.

Мурзакметов Абдымиталип, кандидат исторических наук, этнограф

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×