Добавить свою статью
3 Октября 2016
Начать все с чистого листа. Штрихи к политическому портрету А.Атамбаева

Штрихи к политическому портрету президента Алмазбека Атамбаева.

Теперь уже вовсе нет смысла гадать: мимолетным, спонтанным проявлением чувств стала эта скандальная по своему общественному резонансу президентская речь во время торжественного мероприятия Дня Независимости, или же все-таки была итогом заранее тщательно продуманных им долгих размышлений? Но бесспорно то, что эта речь была произнесена чисто в Атамбаевском стиле! Ведь по своему психологическому портрету ему, прежде всего, присуща излишняя эмоциональность, которая зачастую ведет к непредсказуемым оборотам в речи… Кстати, по мере приближения конца президентского срока, становится очевидным то, что спичрайтерам и помощникам, составляющим речи президента так и не удалось приспособиться к его эмоционально-исповедальной манере речи, уловить особенности его своеобразного мышления. Именно отсюда пронзительные реплики, когда президент чуть ли не плача, дрожью в голосе говорит о том, что «мы сможем быть счастливы только в своей родине», и многочисленные проколы, типа «мы больше чикаться не будем», не говоря уж о почти нецензурном публичном обзывании «Комиссара Каттани…»

По большому счету, Алмазбек Атамбаев относится к тому типу политиков, которые предпочитают непосредственный, прямой контакт с публикой, говоря, мол, «вот у меня здесь речь написана, но вы и так знаете об этом. Поэтому я хочу поговорить с вами на другую тему, о том, что меня и вас больше всего волнует в данный момент!»

Как бы то ни было, теперь уже постепенно становится ясно, что, при всей неуклюжести и кажущейся неуместности, эта «праздничная» речь тоже в конечном итоге обернулась в пользу президента. Ибо, все равно, рано или поздно, ему следовало бы размежеваться со своими прежними соратниками, – с так называемыми «апрельскими революционерами». Особенно дистанцироваться с той ее частью, которая именуется среди народа не иначе, как «мародеры». Ведь, неоднократно клятвенно, публично заверяя весь народ в том, что он не пойдет на следующие президентские выборы, и даже у него вовсе нет намерения остаться во властной структуре, невозможно не подумать и о своей последующей «постпрезидентской жизни».

Тем более, при всех своих эмоциональных шараханьях в ходе импровизированных спичей, будучи умным по природе человеком, Алмаз Атамбаев прекрасно понимает, что после его ухода с президентского поста все равно этот вопрос поднимут, и будет дана всесторонняя оценка всем деяниям апрельских революционеров, в том числе и мародерам… Раз так, не лучше ли будет ему самому инициировать расследование этой мутной истории?

К чести Атамбаева надо признать, что он сам, похоже, не имеет никакого отношения к мародерам и к прочим сомнительным элементам, попытавшимся наживаться на народном горе. В противном случае он об этом вынужден был бы молчать, если не прикрывать их.

Скорее всего, Алмаз Атамбаев среди апрельских революционеров был одним из тех редких, малочисленных людей, которые были движимы идейными соображениями, а не вовсе стремлением извлечь из этой государственно-властной, кровавой суматохи личную выгоду. На такие размышления наводят его отдельные высказывания из прежних времен. Как-то в одном из своих интервью, когда он еще числился в стане умеренных оппозиционеров, Атамбаев в своей привычной манере высказал такую обнаженную мысль: я сам себе иногда задаю вопрос, мол, чего тебе не хватает Алмаз? Богатства? Денег? Имущества? Машины? У меня всего этого есть вдоволь. Мне лично ничего не надо. Но ведь жизнь дается человеку всего лишь один раз. Поэтому хочется служить своему народу, помочь…

У меня нет оснований не верить в искренности этих слов. Хотя в отдельных его высказываниях по сию пору так и открыто проскальзывает желание выдать себя совсем не за того человека, кем он на самом деле является. К примеру, в своих интервью о прежней жизни, или же, общаясь с людьми (как в ходе недавней встречи со школьниками), президент всячески старается подчеркнуть, что он является выходцем из простого народа, чуть ли не прибедняется при этом, говоря, что он ходил в обносках своих старших братьев… А между тем, в советскую эпоху почти все дети в многодетных семьях жили так, передавая свою одежду, как эстафету, друг другу. Да и счастье учиться в Московском престижном вузе выпадало далеко не всем желающим, поскольку к началу последнего десятилетия бывшего союза именно в вузах пышным цветом расцвела коррупция, а отбор в так называемые центральные учебные заведения осуществлялся только по знакомству и по блату… Лишь редкие счастливчики, поступающие своим ходом могли миновать такой субъективный отбор.

Может быть, президент так судит «о своем бедном детстве» исходя из более поздних критериев? С точки зрения, так сказать успешного бизнесмена, а чуть позже – уже крупного олигарха, не говоря уж о президентской поре?

Справедливости ради, следует сказать, что род Атамбаевых (сознательно не будем употреблять слово «клан», так как в советскую эпоху это слово использовалось исключительно с негативным оттенком) был довольно известным среди народа. Достаточно сказать, что имя одного из братьев отца Алмаза Атамбаева – «Асанбай» самим народом было присвоено одному из южных микрорайонов столицы еще задолго до того, когда началась эпоха «переименований». Благодарный народ вот так просто и по-народному высоко оценил труд этого бескорыстного человека, превратившего богарную, необжитую до того землю в поливную землю, посадив первые саженцы. А двоюродный брат его отца в середине 80-х годов прошлого века работал министром внутренних дел. То есть, занимал чуть ли не вторую по своей значимости пост после первого секретаря компартии, – руководителя республики, по советской иерархии.

Одним словом, у молодого Алмазбека Атамбаева желание «служить своему народу» было почти в крови. И имелись все предпосылки для того, чтобы в будущем претендовать на самый высший государственный пост. Конечно, при условии наличия в нем всех необходимых для этой цели личных качеств.

Еще со времен древних греков устоялись эти негласные основные критерии отбора будущих лидеров политики. Это – знатное происхождение, обладание богатством, наличие больших связей в высших кругах и хорошее образование. Хотя эти критерии особо и не афишировались, большинство из них сохранились даже в советскую эпоху. Несмотря на то, что в своих биографических справках представители высшей партийной номенклатуры давно уже начали писать о том, что они все являются выходцами из рабочих и крестьян, среди народа хорошо знали о том, кем были их предки, и даже одобрительно кивали, мол, «аккан арыктан суу агат», то есть, в генах все дело!

Но у молодого Атамбаева – амбициозного выпускника московского вуза, сразу не задалась карьера. Хотя стартовые условия для карьерного роста были просто прекрасными. Но что-то не заладилось, и он с должности помощника председателя Верховного Совета республики был плавно переведен на скромную должность заместителя председателя Первомайского районного исполнительного комитета столицы.

То есть, должность, которая, по сути, могла стать трамплином, не была использована им в полной мере. Так и остаться бы Атамбаеву навсегда чиновником среднего звена в исполнительно-хозяйственной сфере, если бы не его одна из ярких черт – неуживчивость. То ли желание резать правду-матку и говорить открыто обо всем, невзирая на лица, помешало ему, то ли были другие веские причины (во всяком случае, не деловые качества – по этой части никто не смог бы придраться к нему), так к концу 80-х годов он оказался во главе Литературного фонда Союза Писателей Кыргызстана.

Благо, еще в пору студенчества, занимаясь художественными переводами, зарабатывая себе на жизнь, Алмазбек Атамбаев как член Союза писателей СССР среди киргизских писателей считался своим человеком. Но это уже стало не плавным переводом по работе, а вынужденным переходом на другую работу, дабы не остаться безработным. В этом я лично убедился после очередного скандального совещания в правлении Союза Писателей. «Как же ты можешь быть неблагодарным мне после того, как я тебя взял к себе в тот момент, когда ты уже отчаянно искал себе другую работу? Было такое или нет?» – так при всех присутствующих упрекнул его тогдашний руководитель Союза Писателей. К чести Атамбаева, он не стал отпираться, а сразу же признал: «Да, было такое», но по спорному вопросу так и остался упрямо при своем мнении…

Вот здесь мы подошли к самому скандальному периоду в служебной деятельности Атамбаева. Насколько прав экс-президент Аскар Акаев, недавно со слов Чингиза Айтматова, пожаловавшегося ему на Атамбаева, обвинивший его за использование финансовых средств Союза Писателей в личных целях, я не берусь сказать. Замечу только, что 60 миллионов рублей, выделенные для строительства многоквартирного дома для писателей действительно вскоре испарились в небытие, а государственные стройки все как один к тому времени были уже заморожены.

Это была пора зарождения так называемой предпринимательской деятельности, когда, по меткому выражению Егора Гайдара, первоначальный капитал везде был грязным… Но факт остается фактом: именно в предпринимательской сфере полностью раскрыл себя и свои возможности молодой переводчик Алмазбек Атамбаев, чуть позднее из крупного олигарха превратившись в одного из видных, перспективных политиков страны. И его имя начали называть среди вероятных будущих президентов страны. А дважды он даже принимал участие на президентских выборах. Правда, без особого успеха.

…Сейчас уже все знают о том, что президент Алмазбек Атамбаев пишет стихи и музыку. Будем объективными – довольно посредственные стихи и музыку. Хотя и, как всегда, от души, искренно он это делает. Но, мне кажется, что это все для него всего лишь хобби и на нечто большее он и не претендует. Гораздо интересно другое.

Так, согласно психологии творчества, за исключением тех совсем немногих людей, у которых этот дар заложен от природы, и для которых творчество является высшим смыслом их жизни, – в большинстве случаев к творчеству тянутся совершенно случайные люди, которые по тем или иным причинам не смогли в полной мере реализовать себя в избранной ими сфере деятельности. Так сказать, между делом, в поисках своеобразной отдушины. Творчество для них не только любительское занятие для заполнения свободного времени, но и попытка компенсировать тот душевный пробел, который в противном случае будет занят мучительным чувством неудовлетворенности собой, своими делами и жизнью!

Можно сказать, что Алмазбек Атамбаев, даже став президентом, то есть, как политик, достигнув своей высшей цели, – как говорится, дальше уже некуда, – не смог, по всей вероятности, осуществить свою затаенную мечту и не смог реализовать полностью все свои замыслы. То есть, по большому счету, к нему можно применить известное выражение «чужой среди своих, свой среди чужих». Именно здесь зиждется корень недавнего скандального разрыва со своими бывшими соратниками.

Видя, как он сейчас рьяно проталкивает идею внесения изменений в действующую Конституцию, кое-кто может подумать, что Атамбаев уже возомнил себя Томасом Джеферсоном (автором знаменитой Декларации независимости) киргизской политики, раз ему захотелось коренным образом поменять систему власти? Но ведь никто не сможет дать гарантию, что Конституция больше не изменится?

Если учесть, что президентский срок Алмазбека Атамбаева уже подходит к концу и попытаться сделать предварительные итоги, то ясно, что они будут неутешительными.

Ни в одной отрасли (за исключением энергетической независимости, да и та – будем справедливы, – проект «Датка-Кемин» начал реализовываться еще при предыдущем президенте Курманбеке Бакиеве) нет явного сдвига в лучшую сторону. А внешний долг тем временем с 1,5 млрд. долларов (с тех пор, как стал президентом А.Атамбаев) угрожающе возрос почти до 4-х млрд. долларов! То есть, если идти и дальше с такими же темпами, то вовсе недалек тот день, когда Кыргызстан, как и Грецию, могут признать страной-банкротом…

В этом смысле, сейчас президента Алмазбека Атамбаева гораздо сильнее должно волновать другое: какое он наследство оставит будущему президенту? Если он доведет до конца хотя бы расследование дела мародеров, банковских ячеек, а также другие дела, озвученные им в День независимости, то это уже станет огромным продвижением вперед. Общество окончательно очистится от бурных, противоречивых, кровавых, криминальных и прочих разборок.

И будет заложена прекрасная основа для того, чтобы начать все с чистого листа.

Мамасалы АПЫШЕВ

Об авторе
Мамасалы Апышев – литературовед, переводчик. Родился в 1960 году.
Окончил Литературный институт имени А.М.Горького, Москва.
В разные годы работал в литературно-художественном журнале «Ала-Тоо», газете «Central Asian post», Министерстве образования, аппарате правительства, был спичрайтером премьер-министра. В 2013 году распоряжением премьер-министра Ж.Сатыбалдиева назначен помощником вице-премьер-министра.
Автор ряда книг рассказов и повестей на кыргызском языке. Имеет публикации на политические и общественно-культурные темы.


Другие публикации автора:

М.Апышев. Патриарх Национальной поэзии Сооронбай Жусуев

М.Апышев. Лишь имеющий душу способен судить себя по законам совести и добра...

М.Апышев. Неразрывность судеб: Нация и лидер нации

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

27-07-2023
Крутые перемены и кровавые трагедии
4021

05-06-2023
На тернистом пути национального возрождения
3694

26-12-2022
Торогелди Балтагулов и Турдакун Усубалиев
2434

12-05-2022
5954

03-05-2022
О великом братстве великих талантов
6174

27-04-2022
Суйменкул Чокморов: тернистый путь творчества
5505

20-04-2022
Первая любовь Суйменкула Чокморова
7541

12-04-2022
Юрий Гагарин полюбил природу Кыргызстана 
5718

05-08-2021
За что Исхак Раззаков впал в немилость Москвы?
12630

29-07-2021
Исхак Раззаков и Торогелди Балтагулов
7288

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×