Добавить свою статью
28 Октября 2016
Страна – она как женщина. Если беременна, должна рожать…

Политолог Бакыт Бакетаев о войне компроматов в Кыргызстане. И о том, почему она разгорелась именно сейчас.

Свое мнение о политических процессах, происходящих сейчас в стране, выразил политолог Бакыт БАКЕТАЕВ. Столь мощную войну компроматов, по его мнению, Кыргызстан переживает впервые. И это – только начало…

- Вот только к чему эта война в итоге приведёт, как считаете?

- Считаю, что только к хорошему. Ещё древнегреческий историк Геродот за полтысячи лет до нашей эры сказал, что основа существования каждого человека, каждого общества, каждой страны, каждой планеты и даже всей вселенной – это противостояние. Именно противостояние порождает прогресс. Представьте себе, что было бы, если бы Атамбаев и Текебаев в противостояние не вступали, а каждый день мирно пили бы чай на даче. Ничего о том, о чём вы рассказали в своей публикации, народ бы не узнал. Поэтому этим двум политикам и их командам надо сказать спасибо. Они этой войной компроматов подняли выше нашу политическую культуру.

- Подняли культуру?!

- Да. Общество поняло – жить дальше, скрывая какие-то доходы, дачи, дома, уже никто не сможет. Все должны жить открыто, прозрачно. Теперь лиц, неприкосновенных в этом плане, в стране нет. Если уж президент Атамбаев дал отчёт о своих покупках и сам поручил Генеральной прокуратуре проверить их законность… Если уж сам «отец конституции» Текебаев показывает журналистам свою недвижимость… Все чиновники, которые хотели бы, как раньше, что-то прятать в оффшорах, теперь должны понять – у нас в стране на этом поставлена точка. В этом я вижу главный смысл этого большого скандала.

Хочу сказать спасибо и парламенту. Такой раскол среди депутатов произошёл, такие острые темы обсуждались, но не произошло ни одного мордобоя. Никто не бросался на забор. Значит, мы можем утереть нос многим парламентам мира.

Так что война компроматов – это нормально. Это состояние общества нужно культивировать. Мы в правильном направлении идём - по Геродоту (смеётся).

- Ваша оценка, так сказать, качества компромата? Насколько он убедителен?

- Об этом лучше судить юристам. Как политолог могу сказать, что даже копание в «грязном белье» - оно тоже для общества где-то полезно. Всем время от времени нужно проверять бельё – чтобы отстирываться, отмываться. Но кое-что меня, честно говоря, напрягло и даже возмутило. Вот, например, парламентская фракция «Ата Мекен» в поисках компромата на мэра Бишкека Албека Ибраимова, нагрянула с проверкой в аэропорт «Манас», который тот прежде возглавлял. Это, считаю, перебор. Тем более что оказалось – всё в аэропорту нормально. И даже лучше, чем нормально.

Но главный прокол «атамекеновцев» в том, что аэропорт «Манас» - это акционерная компания. Хотя государство имеет в нём свою долю (79 процентов акций принадлежит Фонду по управлению госимущества, 8 процентов – Соцфонду), но остальные-то 13 процентов – так называемые миноритарные акционеры. Это 20 юридических лиц и около двух тысяч физических. Понимаете? Юридически форма собственности ОАО «Манас» – ЧАСТНАЯ. Это означает, что государство не имеет права вмешиваться в его финансово-хозяйственную деятельность. Миноритарные акционеры имеют такое же право голоса, как государственные акционеры. Кто будет вкладывать в компанию деньги, если в ней командует кто-то ещё, кроме акционеров?!

А тут приходят депутаты и говорят: «Ты не то купил, ты не так купил». Это нонсенс! Бизнесмены сами знают, что покупать. Считаю, в отношении таких предприятий как «Манас» вообще нужно изменить правила проведения тендеров. Его работа связана с жизнью и безопасностью людей. Представьте ситуацию - нужно купить что-то для безопасности полётов. Пока сработает вся эта бюрократическая коррупционная система госзакупок, самолёты биться начнут. На этот раз весь сыр-бор разгорелся из-за того, что аэропорт «Манас» купил фирму, обеспечивающую авиарейсы бортовым питанием (раньше с этой фирмой работали по договору). И главное - прибыли аэропорта после этого увеличились.

Помните, когда президент Атамбаев объявил о том, что американская военная база в «Манасе» будет закрыта, сколько критики на него обрушилось. Говорили, что без американских денег аэропорт разорится. А теперь посмотрите цифры. Я посмотрел. Чистая прибыль «Манаса» в 2010 году составила 824 с половиной миллиона сомов. А в 2015 году – уже более 1 миллиарда 300 миллионов сомов. А только за 6 месяцев этого года – 704 миллиона сомов. Модернизируют инфраструктуру аэропорта в Бишкеке, подняли Ошский аэропорт, построили международный аэропорт в Тамчи… Коллектив «Манаса» молча работает. У него поучиться нужно. Но хорошо работающие компании мы почему-то стремимся покошмарить, нагнуть, вмешиваемся в их дела. Так же было и с кара-балатинским нефтеперерабатывающим заводом «Джунда». Который, между прочим, использует лучшие в Центральной Азии технологии, благодаря которому Кыргызстан производит свой бензин.

- Вернёмся к войне компроматов. Связана ли она, как считаете, с предстоящими президентскими выборами?

- Конечно, связана. Точно так же, как связан с этими выборами скандал вокруг поправок в конституцию.

В жизни общества наступает такой момент, когда оно нуждается, как Айтматов говорил, в катарсисе, в переосмыслении, в перезагрузке. И президент Атамбаев в этом году запустил этот процесс. Его речь 31 августа я сравниваю со знаменитой речью Черчилля в Фултоне1946 года, которая разделила мир на две части. У нас же произошёл раскол на две большие команды. Это – реформаторы и консерваторы.

Реформаторы – за изменение конституции. А партией консерваторов, так получилось, стала «Ата Мекен» - она не хочет трогать конституцию до 2020 года. Но как сказал один известный политик, если женщина беременна – она должна рожать. А не ждать ещё несколько месяцев или лет. Если общество беременно реформами – нечего ждать до 2020 года. А наше общество к ним готово. Более того – оно ещё в 2010 году было готово к 100-процентно парламентской республике. Почему же «отец конституции» Текебаев не пошёл по этому пути – большой вопрос.

Многие кыргызы считают, что на празднике нужно говорить только о приятном. Но президент 31 августа на площади Ала-Тоо задал вопрос, который задаёт народ. В бюллетенях на референдуме 2010 года не было фамилии Отунбаевой. Кто же тогда её избрал? У юристов много вопросов и к Конституции Кыргызстана 2010 года. Сегодня Текебаев, Салянова и другие оппозиционные деятели задают вопросы по поводу авторов поправок к конституции. Я эти же вопросы задавал им в 2010 году. Вы вообще кто такие – конституционное совещание? Кто вас выбрал? По какому праву вы пишете правила моей жизни?

Мы, кыргызы, никогда в жизни не имели императоров, королей, царей. Мы тысячелетиями жили курултаем, который решал вопросы войны и мира, перекочёвок… И мне кажется, назрел момент сделать хоть один шаг к парламентской республике.

- Разве поправки в конституцию этот шаг делают?

- Сейчас в Кыргызстане один центр принятия решений – президент. Только он, положа руку на сердце, реально всё решает. В этом, кстати, его обвиняет и оппозиция. Поправки же предусматривают увеличение полномочий премьер-министра. Первый министр страны сможет сам единолично вести кадровую политику в правительстве, снимать и назначать министров, губернаторов, акимов. То есть у нас появится два центра принятия решений. Часть полномочий президента отдаётся судейской дисциплинарной комиссии. Усиливается и Жогорку Кенеш, который сможет сопротивляться капризам будущего президента.

Все остальные поправки - больше технического плана. Главное – разделение властей. Президент Атамбаев почувствовал, что, имея такую власть, как сейчас, другой президент может устроить в Кыргызстане диктатуру. Легко! Поэтому Атамбаев, даже не подозревая, кто будет следующим президентом, на всякий случай часть президентских полномочий отдаёт.

Это и есть маленький шаг к парламентаризму. Я спрашивал президента Атамбаева – почему бы не сделать шаг побольше? «Боюсь», - признался он. Президент считает, что в непонятной ситуации лучше перестраховаться, чем недостраховаться. Поэтому решил действовать перманентно, как китайцы – потихоньку развивать демократию и возвращаться к кыргызским истокам, к парламентаризму.

Кто этому может противиться? Явно те политики, которые готовятся к президентским выборам. И которые хотят оставить - для себя - такие же полномочия, какие были закреплены в конституции 2010 года. Их беспокоит, что полномочий будет меньше. Из-за этого, считаю, весь скандал. Оппозиция сейчас ведёт красивую работу. Выступает ярко, талантливо. Но жаль, что этот талант направляется на сопротивление реформам. Лучше бы они помогли конституцию ещё больше улучшить.

И все ведь прекрасно понимают, что президент Атамбаев мог бы продлить срок своего президентства. Легко! Но он не продлевает. Он не идёт ни в премьеры, ни в спикеры. Он всего лишь опасается, что следующий президент может натворить бед.

Атамбаеву, считаю, есть чем гордиться. Когда передавали нашу газовую отрасль «Газпрому», тоже все ругались. Зато сейчас газ не отключают, и мы на карачках не ползаем в правительственных кабинетах правительства Узбекистана. Позитив – те же аэропорт «Манас» и завод «Джунда», Игры кочевников, построенный ипподром мирового класса. Но главной заслугой президента Атамбаева, считаю, будет даже не это. Главная задача его президентства – исправить эту конституцию. Так, чтобы следующий президент не мог единолично управлять страной. Открою секрет: мы с единомышленниками сейчас пишем новые поправки к конституции – на 2018 год. Готовим ещё один шаг к парламентаризму. Будем бороться за то, чтобы президента избирал парламент – как во многих развитых странах.

Кыргызские консерваторы сейчас постоянно призывают брать пример с США – дескать, там конституцию не меняют уже больше 200 лет. Фигушки, как сказал бы Путин (смеётся). Если бы американцы не трогали свою конституцию, то до сих пор жили бы при рабовладельческом строе. Ибо вначале у них чёрным по белому было написано: все граждане равны, кроме… негров.

- Можно ли считать войну компроматов репетицией будущих президентских выборов?

- Безусловно! Текебаев к выборам готовится однозначно. И на всякий случай сливает компромат на всю президентскую команду. К президентским выборам готовится много людей. Будет, думаю, не меньше 50 кандидатов. Причём сильных, со своими партиями, с финансами, со своим электоратом. Пойдут на выборы, думаю, лидеры всех парламентских фракций. Пойдут бывшие премьер-министры. И это, считаю, правильно. Наш народ любит, когда выбор большой. Политический «магазин» должен быть полон «продуктами». Мы на своём островке демократии не можем себе позволить выбирать президента из одного-единственного кандидата, как в некоторых странах, или даже из двух.

Ну а поскольку кандидатов будет много, то и компромата скоро будет много. Поэтому нужно готовиться к войне компроматов. И лично я не вижу в этом ничего плохого.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

14-05-2020
Судьба реформатора счастливой не бывает
12968

02-02-2017
Потенциальные претенденты в президенты не упустили возможность «размочить» возможного конкурента - нынешнего премьера
7375

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×