Обзор мнений и комментариев в местных и иностранных СМИ о политических итогах 2016 года в Кыргызстане показывает две основные тенденции.
Первая – в высказываниях специалистов и экспертов преобладает «инерционный механизм». Если человек привык критиковать или восхвалять, то и итоги года получают соответствующую окраску. Вторая тенденция – в итогах года описываются события, но мало внимания уделено полученным урокам для обеспечения развития страны.
В 2016 году произошло множество событий достойных внимания читателя. Однако рамки настоящей статьи не позволяют рассмотреть все из них. При этом, статья не претендует на истину в последней инстанции, но приглашает к размышлению о дальнейших путях развития страны.
«Тихая» сенсация
В череде «привычной» критики «неуслышанным» осталось заявление президента Кыргызстана, сделанное 1 декабря 2016 года на его пресс-конференции. Президент Кыргызстана стал первым и единственным президентом в пост-советской Центральной Азии заявившим о том, что не собирается использовать измененную Конституцию в качестве повода для переизбрания на новый президентский срок. Версия о «пожизненном» премьер-министерском портфеле также не выдерживает критики в свете «короткой» политической жизни премьер-министров в Кыргызстане.
Можно по разному трактовать эти факты, но одно остается неизменным – Кыргызстан в своем политическом развитии сохраняет за собой пальму первенства среди стран Центральной Азии. Сделан еще один шаг к созданию современной политической системы управления государством. Она еще «хрупка» и в 2017 году предстоит найти пути по ее дальнейшему усовершенствованию.
Новый старый парламент
Прошедший 2016 год стал первым годом работы парламента, сформированного по новым критериям – барьер в 5% голосов избирателей был дополнен увеличением избирательного залога, который в 2015 году составил 5 млн сомов. В результате, в парламентских (2015г.) выборах смогли принять участие 14 политических партий, из которых шесть партий представлены в Жогорку Кенеше. Напомним, что в выборах 2010 года участвовало 29 политических партий.
Повышение залога сыграло положительную роль в укрупнении политпартий. Также череда скандалов, связанных с мандатами и партийными списками показывает, что растет самостоятельность кандидатов, а партийному «центру» приходится реагировать на мнение партийных «низов».
В этой ситуации, в 2017 году актуальной становится задача просвещения избирателей по формуле «Ваш голос – Ваш выбор» вместо устаревшей формулы «Ваш выбор – Ваш голос». Такой подход позволит избирателям объединить свои усилия для того, чтобы парламентские партии следовали духу и букве закона на благо избирателей.
«Новая волна» партий
Сопоставление типологий партий показывает, что развитие политических партий Кыргызстана находится в мировом тренде. Так, современная типология политпартий выделяет кадровые, массовые, всеохватные (catch– all) и картельные партии.
Кадровые партии немногочисленны, характеризуются аморфностью структуры, отсутствием фиксированного членства и членских взносов. Такие партии активны в период предвыборных кампаний. Ядро таких партий составляет группа известных людей, в силу своего положения, финансовых возможностей, личной известности способных обеспечить партии победу.
Массовые партии характеризуются наличием сети местных организаций, фиксированного членства, уплатой членских взносов и оказанием личного содействия. Кроме участия в выборах, она также занимается укреплением своих рядов, подготовкой партийных кадров и политическим просвещением.
Всеохватная (catch– all) партия ориентирована на выражение интересов разных слоев общества вне зависимости от сословных, имущественных или классовых различий. Характеризуются смешанным типом устройства и партийного членства, низким уровнем зависимости от какой-либо конкретно сформулированной идеологии.
Картельная партия –обозначает тип партий – политических посредников. Эта партия заключает с социальной группой своего рода «политический контракт» на выражение ее интересов в течение определенного срока.
К доктринальной партии относится коммунистическая партия. Тем не менее, на практике, однотипных партий не бывает, т.к. имеет место сочетание признаков, присущих как минимум двум типам партий.
Современные признаки партий свидетельствуют о том, что в Кыргызстане представлены все известные типы партий, а это означает, что к 2017 году созданы условия для того, чтобы партии стали квалифицированными посредниками между государством и гражданским обществом. Задача граждан – научиться пользоваться их услугами.
«Квазигосударство»
В 2016 году применительно к Кыргызстану «запущен» термин «квазигосударство». Напомним, что это особый вид субъектов международного права, обладающих некоторыми признаками (чертами) государств, но не являющихся таковыми в общепринятом смысле. Например «вольные города» Данциг (1923-1939 гг.), Триест (1947-1954 гг.), создававшиеся для временного «замораживания» территориальных споров между государствами. К ним также относят такие территориальные образования как Приднестровская Молдавская республика, Абхазия, Нагорный Карабах, Турецкая Республика Северного Кипра и пр. Как этот термин и Кыргызстан связаны между собой? Да, в общем то никак.
Подобные утверждения звучали и пять-десять лет тому назад. Специалисты из ближнего и дальнего зарубежья предрекали распад Кыргызстана сначала в 2005 году, а затем в 2010 году. Однако в 2016 году тональность их прогнозов сменилась на новый тезис – Кыргызстан оставаясь «хрупким», является устойчивым государством.
Этому есть объяснение. Существует спорный, но основанный на общепринятых признаках государства индекс – «Индекс хрупкости государства» («Fragile States Index», ранее «Failed States Index»).
В 2016 году наиболее «хрупким» государством из Центральной Азии указан Таджикистан – 57, далее идет Узбекистан – 60, а затем Кыргызстан – 64. Следом за Кыргызстаном, 65-ю позицию занимает Россия. Для сравнения, Грузия находится на 72-м, Азербайджан на 81-м, а Украина на 85-м месте. Всего, 125 государств из 178 определены как находящиеся в той или иной степени хрупкости. «Квазигосударств» в этом списке нет.
Если посмотреть динамику изменений, то десять лет назад, в 2006 году, Кыргызстан находился на 28 месте, в 2010 году на 45-м месте, а в 2014 году – на 58-м месте. Как видим, позиции страны улучшаются. Ситуация в Кыргызстане признается не лучшей, но и не худшей чем в других странах. Надо прекращать заниматься «самоедством», ставя себе «ошибочные» диагнозы.
«Мигрантская» преступность
В дискуссиях о мигрантах стал преобладать ракурс «безопасности». Проблему преступности среди мигрантов нельзя преуменьшать, но и преувеличивать тоже не следует. Так, в отчете МВД РФ «Состояния преступности январь - ноябрь 2016 года» указано, что гражданами государств-участников СНГ на территории Российской Федерации совершено 35,9 тыс. преступлений, что на 7,7% меньше, чем за январь - ноябрь 2015 года.
Также, по данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, из 379 034 осужденных по всем составам Уголовного Кодекса РФ за I-е полугодие 2016 года 9355 являются гражданами СНГ (кроме России). Отдельная статистика ведется по лицам, осужденным за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. По таким преступлениям осуждено 49 тыс. 546 граждан РФ и 1046 граждан других стран СНГ.
Таким образом, высказывания о высоком уровне преступности среди мигрантов из государств СНГ на территории России не подтверждаются данными МВД РФ и Судебного департамента при Верховном суде РФ. Из отчетов следует, что более 90% преступлений совершаются самими россиянами. Безусловно, это не повод для самоуспокоения. Наоборот, работу по профилактике и пресечению преступности среди мигрантов надо усиливать.
Изменение менталитета в профсоюзах
Отсутствие юридической защиты, нарушение трудовых контрактов, конфискация паспортов, долговая зависимость, насилие, различные формы дискриминации, психологические проблемы, вызванные изоляцией от внешнего мира – это неполный перечень вызовов с которыми сталкиваются мигранты. Решением этих проблем могли бы заняться профсоюзы.
Мигранты возвращают профсоюзы к их основам – солидарности трудящихся. Федерации профсоюзов КР, отраслевым профсоюзам следует заключать соглашения и договора с коллегами из России и Казахстане на предмет защиты трудовых прав мигрантов – кыргызстанских в России и Казахстане, и российских и казахстанских в Кыргызстане.
Таким образом, трудовые права мигрантов будут защищены широкой сетью профсоюзных организаций на местах. Профсоюзы России, Казахстана и Кыргызстана повысят свой престиж путем увеличения количества своих сторонников. Интересы мигрантов будут представлены и защищены юристами, специализирующимися на трудовом праве.
Загранучреждения Кыргызстана «разгрузятся» от несвойственной функции по защите трудовых прав, и будут заниматься вопросами, входящими в их непосредственное ведение – обеспечение политических и других прав и свобод гражданина (организация выборов, представление интересов граждан находящихся под арестом, задержанных или лишенных свободы, выдача паспортов, освидетельствование рождения/смерти и т.д.)
При всех плюсах подобных соглашений, в поле зрения загранучреждений следует оставить вопросы защиты трудовых прав женщин-мигрантов и несовершеннолетних, занимающихся надомным трудом (няни, сиделки и т.д.).
Страхование – путь в бездну
Исполнительная ветвь власти отстает как от законодательной ветви (парламент), так и от политической (президент, политпартии) и общественной структуры общества. В то время как министерства и государственные комитеты стремятся повысить эффективность своей работы, агентства и службы при правительстве работают по «старинке».
Наглядным примером является закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств» и закон «Об обязательном страховании жилых помещений от пожара и стихийных бедствий».
Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве КР (Госфиннадзор) подготовила и внесла законопроекты с нарушениями законодательства. Не проведены обязательные в данном случае анализ регулятивного воздействия (АРВ) и обсуждения с представителями бизнеса. Также создана коллизия по толкованию термина «тариф». Единственным аргументом стала отсылка к опыту России и Казахстана, мол там страхование практикуется.
Депутаты Жогорку Кенеша увидели изъяны указанных законов и выявили неготовность страховых кампаний оказывать подобные услуги. Введение в действие этих законов было отсрочено. Однако это не решает фундаментальной проблемы. Речь идет о миллиардах сомов, которые окажутся в распоряжении страховых компаний. Речь идет о том, чтобы эти деньги работали на экономику страны, а не были выведены за ее пределы.
Госфиннадзор защищая законопроекты умолчал о том, что управление и регулирование страховой деятельности в России и Казахстане осуществляют Центральный банк РФ и Национальный банк РК соответственно. Там есть серьезные требования на совершение сделок страховыми компаниями. В России законодательно закреплено предоставление трех продуктов «эконом», «стандарт» и «премиум» пакетов.
В Кыргызстане же после принятия этих законов страховые компании ринулись вербовать домкомов, квартальных и председателей айыл окмоту для продвижения своих пакетов. Что расценивается как «вербовка» административного ресурса для оказания давления на граждан.
Можно вспомнить, что в 2010 году «Азия универсал банк» вывел десятки миллиардов бюджетных денег из страны. В 2017 году существует риск того, что скандалы связанные с «Кумтором» и АУБом окажутся «цветочками», по сравнению с деятельностью страховых компаний.
Получается, что служба при правительстве КР, «подорвала» многолетние усилия президента, парламента и правительства по созданию сбалансированного законотворческого процесса, обеспечению социального благополучия граждан и не дискриминационных условий ведения бизнеса, а также мирного развития общества.
Для нас важны следующие два вывода. Первый – управление и регулирование страховой деятельностью требует реформирования. Последствия от введения этих законов выходят далеко за рамки полномочий Госфиннадзора, который в своих обоснованиях говорит только о продаже «страховок». Раз начали следовать примеру России и Казахстана, то управление и регулирование страховой деятельностью следует передать Нацбанку КР.
Действие законов следует отсрочить до принятия прозрачных правил страхового рынка. Например, в России в 2016 году рынок страхования был неоднократно реорганизован исходя из опыта деятельности страховых компаний, а у нас принимают законы, по своему духу и стилю соответствующие Кыргызстану образца 2008-2009 годов.
Второй – укреплять исполнительскую дисциплину. Действенным методом стало бы увольнение первого руководителя и всех лиц министерств и ведомств, поставивших свои подписи на листе согласования. Декабрьские (2016г.) поправки в Конституцию позволяют премьер-министру сделать это самостоятельно.
Если в течении, например, 8 или 12 месяцев министерство или ведомство дважды с нарушениями законодательства внесло проект нормативного правового акта, то после первого случая выносится предупреждение о неполном служебном соответствии, а после второго – предупреждение о полном служебном несоответствии с последующим увольнением не только лиц, подписавших лист согласования, но и руководителей подразделений и первых руководителей министерств и ведомств.
Вместо с заключения
Список событий можно было продолжить. В него могли быть включены другие события. Однако вышеприведенные события имеют прямое воздействие на направления развития страны и благополучие ее жителей.