Добавить свою статью
10 Января 2017
Лондон расстилает кровавую красную дорожку для клептократов

Бен Джуда для New York Times
29 декабря 2016 г.

Шесть лет назад правительство Курманбека Бакиева чуть не убило меня. Я хорошо это помню, потому что оно убило человека рядом со мной. Они не пытались убить конкретно меня или его. Они просто стреляли по демонстрантам боевыми патронами.

Это забытая резня произошла в стране, которой не придают значение. Убийства произошли в Бишкеке, шаткой столице центрально-азиатского Кыргызстана, во время революции 2010 года, которая свергла Бакиевское правление.

Его режим сводился к одному — грабежам. Но терпение кыргызского народа окончательно лопнуло. В апреле я был среди толпы людей возле Белого дома, которые скандировали «Остановите коррупцию», когда охранники открыли огонь.

Я побежал, чтобы спасти свою жизнь. Но кыргызу, который был рядом со мной, повезло меньше. Я видел его окровавленное тело, которое оттаскивали другие митингующие. После падения своего режима Бакиев бежал и нашел убежище в Беларуси. Через несколько дней я посетил морг Бишкека, чтобы записать, сколько людей были расстреляны. Их было много. Более 40 протестующих были убиты.

Поэтому меня злит, что сегодня сын этого диктатора и его доверенное лицо Максим Бакиев живет в особняке, купленном в 2010 году за $ 4,3 млн в пригороде Лондона, менее чем в 20 милях от дома моей семьи. Когда я вернулся в Лондон после бойни в Бишкеке, я не знал, что М.Бакиев также прилетел в Великобританию.

И это не удивительно, потому что Лондон стал личным обслуживающим место для таких, как он. Это безопасное место для диктаторов, где миллиарды долларов каждый год отмываются через рынок недвижимости Лондона. По данным Национального агентства по преступности, в Великобритании в общей сложности отмывается более 125 млрд долларов.

В Кыргызстане Максим Бакиев был заочно осужден за ряд преступлений 2013-2014 годов: за попытку убийства, хищение миллионов государственных средств, незаконную приватизацию государственной земли и коррупцию при продаже государственных активов. Он получил различные сроки от 25 лет до пожизненного заключения.

Его адвокаты заявляют, что все обвинения были политически мотивированными, поэтому М.Бакиев попросил политического убежища в Великобритании. Когда я связался с Home Office [Департамент правительства Великобритании, ответственный за иммиграционный контроль, безопасность и порядок, а также за правительственную политику по вопросам безопасности. Функции офиса аналогичны функциям МВД в других странах], чтобы запросить обновленную информацию о статусе его дела, мне сказали, что политика правительства — не комментировать отдельные случаи. В то время в Лондоне он наслаждается жизнью благородного затворничества с библиотекой, домашним кинотеатром и баром.

Режим Бакиева был семейным делом, клептократическим триумфом сына, его отца и дяди. По этой причине Максим Бакиев остается одним из самых ненавистных фигур на своей родине.

Когда я узнал, что Максим живет в Лондоне, я решил исследовать право собственности на особняк, в котором он живет. Но даже такую простую вещь было невозможно обнаружить. Настоящий владелец, истинное происхождение денег, спрятаны в анонимной оффшорной компании, зарегистрированной в Белизе.

Наблюдательная группа Global Witness [международная неправительственная организация, ставящая своей целью борьбу с нарушениями прав человека странами, экспортирующими природные ресурсы. Организация также расследует другие конфликтные либо коррупционные страны доходами от экспорта алмазов, углеводородов и другого сырья] призывает к расследованию дела Бакиева. Согласно данным Global Witness, кыргызские власти считают, что компания, зарегистрированная в Белизе, связана со схемой отмывания денег, которую использовали для вывода государственных средств.

Доклад Global Witness в 2015 о Максиме Бакиева под названием Blood Red Carpet («Кровавая красная дорожка») критикует британские власти, юристов и агентов по недвижимости за неспособность «помешать человеку, связанному с коррупцией и насилием, обустроиться в элитном пригороде Лондона».

Но как же иначе? Британский закон на стороне клептократов. Все, что беглый диктатор должен сделать, — создать подставную компанию, чтобы скрыть свою личность и источник незаконного богатства, а затем использовать этот инструмент для покупки недвижимости инкогнито. А самые высокооплачиваемые британские брокеры и юристы будут рады вам помочь, при этом не зададут никаких неудобных вопросов о происхождении денежных средств своих клиентов.

Такие анонимные компании сейчас владеют почти 40 тысячами единиц недвижимости Лондона. Некоторые из этих домов могут быть куплены законно, но те, кто отмывают деньги, любят использовать эти секретные инструменты. Антикоррупционная организация Transparency International обнаружила, что этот метод использовался при покупках 3/4 всей недвижимости, владельцы которых были привлечены к расследованиям по коррупционным делам в Британии.

То, что на улицах Лондона нет тел, не означает, что Лондон не является пособником тех, кто складывает их в другом месте. Британские власти уже давно делают вид, что ничего не знают, но «лондонские отмыватели денег» разрушают репутацию страны. На территории стран бывшего Советского Союза в настоящее время Великобританию рассматривают в качестве партнера для коррупции, а не для демократии, для элит, стремящихся лишить активов свои государства. Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев не раз безрезультатно призывал, чтобы Великобритания перестала укрывать «человека, ограбившего нас».

На фоне этого стыда и уныния возник луч света — серьезные реформы, которые нужны нам, чтобы остановить нарушителей прав человека использовать недвижимость Лондона для сокрытия своего богатства. В парламенте члены растущей межпартийной группы стремятся внести поправки в Criminal Finances Bill (закон «о криминальных финансах»), который в настоящее время позволяет заниматься этим [отмывать деньги через недвижимость] легально.

Поправки, названные в честь российского юриста Сергея Л.Магнитского, умершего в тюрьме при подозрительных обстоятельствах, позволили бы должностным лицам и организациям, как Global Witness, подать заявление в суд, чтобы заморозить активы нарушителей прав человека. При предоставленных доказательствах чиновники будут юридически обязаны действовать.

Будет или нет эта реформа, скажет нам много о том, кем действительно является премьер-министр Тереза Мэй. Если ее правительство убьет поправки, это будет означать, что она согласна с тем, чтобы Великобритания оставалась безопасным убежищем для диктаторов, в то время, как банкиры, юристы и брокеры по недвижимости зарабатывают комиссионные на «кровавых деньгах». Пришло время закатать эту ковровую дорожку Лондона.

Оригинал статьи: London Rolls Out the Blood-Red Carpet for Kleptocrats

Клептократия (от древнегреческих слов — воровать и господство, буквально «власть воров») — правительство, контролируемое мошенниками, использующими преимущества власти для увеличения личного богатства и политического влияния, с помощью расхищения государственных средств, иногда даже без попыток имитации собственно честной службы народу. Для клептократии характерна коррупция и лоббизм.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×