Добавить свою статью
17 Июня 2011
Открытое письмо президенту Кыргызстана Розе Отунбаевой
Уважаемая Госпожа Президент Отунбаева!

Ровно год назад трагические события на юге Кыргызстана потрясли мировую общественность. Президент Международной федерации за права человека (FIDH) Суэр Белхассен посетила Кыргызстан в декабре 2010 года, чтобы ознакомить Вас и кыргызское правительство с нашими заключениями и рекомендациями.

В трагическую годовщину июньских событий 2010 года, (FIDH) и ее членские организации из Кыргызстана «Граждане против коррупции», «Кылым Шамы» и правовая клиника «Адилет» вновь обращают Ваше внимание на ряд вызывающих особое опасение проблем в области прав человека в Кыргызской Республике.

Все еще остро стоит проблема установления истинных виновников насилия в ходе межэтнического конфликта на юге Кыргызстана в июне 2010 года. Единственный путь к созданию хорошей основы для реконструкции и примирения в стране – это гарантии объективного расследования и эффективной работы органов правосудия для того, чтобы покончить с безнаказанностью за содеянное. К сожалению, даже год спустя это не было сделано. Поэтому крайне важно проследить за выполнением рекомендаций Международной независимой комиссии по исследованию событий на юге Кыргызстана (ИКК), так как они являются краеугольным камнем для проведения властями работы по восстановлению законности и примирению.

Необходимо в срочном порядке выявить недостатки в национальной системе правосудия, в частности, неуважение к принципу верховенства закона в ходе уголовного преследования предполагаемых виновников актов насилия, жестокое обращение со стороны сотрудников полиции, пытки в местах заключения. Широко распространенная безнаказанность ответственных за эти действия и ущемление прав многих граждан на юге страны на справедливое судебное разбирательство с соблюдением процессуальных гарантий весьма серьезно мешают Кыргызстану найти путь к стабилизации ситуации в стране.

Власти Кыргызстана должны в полной мере привлечь гражданское общество к работе по восстановлению верховенства закона в стране и обеспечить защиту адвокатов и правозащитников, в чей адрес постоянно, в том числе в течении последних недель, звучит клевета в средствах массовой информации и раздаются обвинения в том, что они являются врагами Кыргызстана. Это ставит под угрозу возможность выполнения ими своей работы. Особое беспокойство вызывает приговор в отношении правозащитника Азимжана Аскарова, который проводил расследование июньских событий на юге страны и 15 сентября 2010 года был осужден на пожизненное лишение свободы после проведенного с нарушениями процессуальных норм судебного разбирательства. О невиновности Аскарова заявляли многие организации, включая комиссию по расследованию под руководством Омбудсмена Кыргызстана.

Необходимо тщательное выполнение рекомендаций ИКК по исследованию июньских событий 2010 г.

FIDH и ее членские организации приветствуют публикацию в мае 2011 г. Отчета Международной комиссии по исследованию июньских событий на юге Кыргызстана (ИКК)1.

Критически важной является реализация рекомендаций ИКК по разрешению конфликтов и примирению, в частности, по общественной безопасности и ответственности. Вопросы реализации рекомендаций ИКК должны занимать центральное место в мандате Национальной комиссии, о создании которой было заявлено правительством Кыргызстана.

Учитывая критические высказывания представителей правительства Кыргызстана после опубликования настоящего Отчета, наши организации хотели бы привлечь Ваше внимание к необходимости информировать гражданское общество о ходе работы Специальной комиссии по реализации и мониторингу выполнения рекомендаций Отчета ИКК, как это отмечено в параграфе 94 документа «Комментарии правительства Кыргызстана». Во-первых, следует разъяснить полномочия этой комиссии и рекомендации, которые будут ею выполняться, так как существуют различия как в анализе ситуации, так и между рядом рекомендаций национальной и международной комиссий.

Что касается расследований, то все еще не пролит свет на один из главных элементов событий: необходимо определить меру ответственности лиц за исчезновение сотен единиц оружия на юге страны. Сделать это можно только путем проведения независимого исследования и привлечения установленных ответственных лиц к ответу.

FIDH и ее членские организации сожалеют о том, что Национальная комиссия в опубликованном в январе 2011 года отчете, также как и Следственные комиссии Омбудсмана Кыргызстана (в отчете, опубликованном в январе 2011 г.) и Парламента (в отчете, опубликолванном в июне 2011 г.), предоставили этнически ориентированный анализ, возложив ответственность за акты насилия на узбекское меньшинство. При этом, они явно недостаточно осветили грубейшие нарушения прав человека, которые имели место во время июньских событий и сразу после них, тем самым не поспособствовав усилиям для национального примирения и восстановления справедливости.

Мы также сожалеем, что власти страны никак публично не отреагировали на заявление Парламента Кыргызстана от 26 мая 2011 года, в котором Киммо Кильюнен, глава ИКК, был признан персоной нон грата, поскольку депутаты обвинили международную комиссию в пристрастности. Выражение поддержки работы ИКК правительством критически важно для признания проводимой политики восстановления законности и примирения.

Борьба с безнаказанностью: принцип «верховенства закона» все еще недейственен

Важно, что в отчете ИКК некоторые преступления, совершенные во время определенных нападений на махалли в Оше 11, 12 и 13 июня, квалифицированы как преступления против человечности. Эти преступления включают в себя убийства, изнасилования, другие формы сексуального насилия, физическое насилие (и другие действия, по своей сути являющиеся бесчеловечными деяниями) и преследование идентифицированной группы по этническому признаку. Эти преступления подлежат расследованию, и преступники должны быть привлечены к ответственности в первую очередь, для этого в действие должны быть приведены особые механизмы оправления правосудия, в соответствии с тяжестью обвинения.

Этнически мотивированные преступления и грубейшие нарушения прав человека продолжали отмечаться и после июньских событий 2010 года, и даже в 2011 году, хотя и в меньшей степени. Наши организации и их партнеры неоднократно выступали с осуждением изнасилований и нападений на женщин узбекского происхождения на юге страны; причем подвергшимся нападениям женщинам было чрезвычайно трудно подать исковые заявления, еще труднее добиться исполнения правосудия. Наши организации также неоднократно осуждали проявления бесчеловечного отношения и пытки в местах задержания и заключения. Отсутствие расследования этих случаев вызывает тревогу, не говоря уже о том, что виновники очень редко привлекаются к ответственности. В своем отчете, ИКК особо отмечает, что в ходе судебных разбирательств последовавших после межэтнических столкновений июня 2010 г., 74 процента всех жертв правонарушений являются лицами узбекского происхождения (по приведенным ИКК данным), но свыше 85 процентов осужденных за насильственные действия являются также лицами узбекского происхождения.

FIDH приветствует недавно начавшуюся реформу тюремной системы и приведения ее в соответствие с международными нормами для условий содержания заключенных, эти реформы должны быть успешно и эффективно завершены в обусловленные сроки (2015 г.).

Система правосудия Кыргызстана не только не сумела провести расследования случаев бесчеловечного обращения и пыток, ответственность за которые несут официальные лица, и осудить их за противоправные действия, но и многие жертвы нарушений прав человека были, по всей видимости, осуждены на основании сфабрикованных обвинений, когда доказательства выбивались в ходе пыток. «Граждане против коррупции» - членская организация FIDH – собрала множество примеров таких случаев (часть из них приводится ниже).

Фахриддин Аширов, 1989 года рождения, и его отец, Рахматилло Аширов, были задержаны вооруженными полицейскими 20 июня 2010 г., и затем доставлены в полицейский участок. После того, как Рахматилло Аширов услышал доносившиеся из другой комнаты крики сына, полицейский сообщил, что его сын сознался в убийстве начальника отдела полиции Нариманского района. Однако свидетели утверждают, что Фахриддин Аширов в момент совершения этого преступления находился в другом месте. Фахриддину Аширову, которого неоднократно подвергали пыткам, было также предъявлено обвинение в участии в массовых беспорядках и убийстве начальника районного отдела полиции в г. Карасу. Несмотря на отсутствие доказательств, за исключением добытых во время пыток признательных показаний, 29 октября 2010 года районный суд под председательством судьи В. Усубалиева приговорил Фахриддина Рахматиллоевича Аширова к пожизненному лишению свободы с полной конфискацией имущества. После подачи апелляции в областной суд в г. Ош, решением суда приговор был изменен, срок был снижен до 25 лет тюремного заключения. В настоящее время готовится апелляция в Верховный суд.

2 июля 2010 года в 6 часов утра полиция нагрянула в дом к Нематилло Касымову и задержала его, не дав ему даже одеться. Полицейские вернулись в 9 часов утра и провели несанкционированный обыск, очевидно подложив в пиджак жертвы несколько пуль. Понятых во время обыска не было. Нематилло Касымова неоднократно пытали и вынудили дать большую взятку. 14 декабря городской суд Оша приговорил Нематилло Касымова к пожизненному лишению свободы. Адвокаты осужденного подали апелляцию в областной суд, однако дата рассмотрения дела пока не назначена.

Несколько слов в заключении: наши организации хотели бы еще раз привлечь Ваше внимание к хорошо известному делу Азимжана Аскарова, правозащитника узбекского происхождения, который документально фиксировал случаи бесчеловечного обращения полицейских в местах содержания под стражей и случаи нарушения прав человека в Джалалабадской области. 15 сентября 2010 его приговорили к пожизненному лишению свободы, признав виновным в нападении на полицейских, которое повлекло за собой смерть одного из них. Азимжану Аскарову было фактически отказано в справедливом судебном разбирательстве. Более того, дважды разбирательство его дела было временно отложено Верховным судом, первый раз с 8 февраля на 12 апреля, а затем 7 апреля на неопределенный срок (без назначения новой даты). В декабре 2010 года, незадолго до посещения Азимжана Аскарова в тюрьме Президентом FIDH Суэр Белхассен, Омбудсмен Кыргызстана Турсунбек Акун заявил, что созданная им следственная комиссия пришла к заключению о невиновности господина Аскарова в преступлениях, за которые он был осужден.

FIDH уже публично осуждала2 проявления дискриминации по этническому признаку по отношению к обвиняемым со стороны судьи во время заседания кассационной инстанции в деле господина Аскарова 3 и 4 ноября 2010 года в Таш-Кумырском городском суде в Нукене. Судья повторил некоторые дискриминационные выражения в зале заседаний, заполненном родственниками жертвы. Более того, в ходе заседания не соблюдались принципы равноправия сторон и презумпции невиновности.

Предположительно, господин Аскаров подвергался пыткам и избиениям во время допросов в полиции, его вынудили подписать ложные показания, что является нарушением статьи 15 Конвенции ООН против пыток, к которой Кыргызстан присоединился 5 сентября 1997 года. Статья утверждает, чтобы «любое заявление, которое, как установлено, было сделано под пыткой, не должно использоваться в качестве доказательства в ходе любого судебного разбирательства, за исключением случаев, когда оно используется против лица, обвиняемого в совершении пыток, как доказательство того, что это заявление было сделано».

Тот факт, что 7 апреля 2011 года рассмотрение дела господина Аскарова было вторично отложено Верховным судом на неопределенный срок на основании проведения национального расследования условий содержания в местах заключения, вызывает недоверие мировой общественности к заявленным намерениям восстановить справедливость в системе правосудия Кыргызстана.

FIDH и ее партнерские организации призывают власти Кыргызстана

- Начать новое объективное расследование дела господина Аскарова и объявить дату возобновления слушания дела в суде.

- Реализовать рекомендации ИКК и создать эффективный механизм для мониторинга хода реализации рекомендаций.

- Разъяснить мандат и полномочия Комиссии по реализации и мониторингу выполнения рекомендаций Отчета ИКК.

- Начать уголовное преследование лиц, ответственных за серьезные преступления, совершенные в ходе июньских событий 2010 года.

- Соблюдать права жертв на доступ к правосудию на основе справедливости и независимости расследования.

- Срочно предоставить жертвам необходимую помощь в соответствии с принятой Генеральной Ассамблеей ООН «Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью» (Резолюция 40/34 от 29 ноября 1985 года).

- Провести независимый пересмотр приговоров судов, вынесенных в связи с июньскими событиями 2010 года с целью выявления нарушений прав обвиняемых на беспристрастное судебное разбирательство с соблюдением процессуальных гарантий, а также с целью выявления случаев жестокого обращения и пыток; обеспечить возобновление рассмотрения таких дел с соблюдением принципа верховенства закона.

- Провести расследование жалоб на применение сотрудниками правоохранительных органов пыток и жестокого обращения и привлечь виновных к судебной ответственности.

- Ратифицировать Римский статут Международного уголовного суда и внести поправки в Уголовный кодекс КР чтобы устранить из него применимость срока давности за преступления против человечности, геноцид и военные преступления.

- Провести расследование преступлений, которые квалифицированы ИКК как преступления против человечности, и расследование нарушений международного права прав человека в ходе насильственных акций во время июньских событий; привлечь виновных к судебной ответственности.

- Гарантировать проведение независимого расследования проявлений сексуального насилия и привлечь виновных к судебной ответственности.

- Проводить мониторинг условий содержания в местах лишения свободы с тем, чтобы обеспечить их соответствие принятым Кыргызстаном международным обязательствам.

- Обеспечить хранение оружия таким образом, чтобы оно не могло вновь неподконтрольно попасть в руки населения; провести независимое беспристрастное расследование и установить меру ответственности лиц, которые в июне 2010 года позволили оружию перейти в руки агрессивно настроенного населения.

- Гарантировать соблюдение прав и в случае необходимости защиту правозащитников и адвокатов.

- Обеспечить принятие мер для борьбы против дискриминации, во всех областях общественной и политической жизни страны.

Призывают международное сообщество

- Поддержать выводы Отчета ИКК.

- Ввести механизм мониторинга реализации властями Кыргызии рекомендаций ИКК.

- Помочь властям Кыргызии в подготовке компетентных, независимых и беспристрастных профессиональных работников юстиции и следственных органов (пропорционально по признаку этнического происхождения) с тем, чтобы гарантировать верховенство закона и соблюдение прав человека.

Мы благодарим Вас за внимание и надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Президент FIDH Суэр Белхассен

Директор организации Граждане против коррупции, Толекан Исмаилова

Директор «Кылым Шамы», Азиза Абдирасулова

Директор правовой клиники «Адилет», Чолпон Джакупова

Копия : Спикеру Парламента Кыргызстана г. Ахматбеку Келдибекову

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×