Добавить свою статью
3 Апреля 2017
Кто всадник, а кто кобыла в этой скачке? К проблеме взаимоотношений КР и ОБСЕ

Лучшее, что произошло за всю историю существования Кыргызской республики – это сам факт ее независимого исторического пути. Наша свобода выбирать собственную судьбу – вот главное достижение современности, и у нас для этого есть единое государство, единая власть, единая экономика. Пусть первое, второе и третье пока слабы, но из слабости общими усилиями можно сделать силу.

Худшее, что произошло за всю историю существования Кыргызской республики – это трагедия в Оше. Было пролито много крови, много вреда нанесено имиджу нашей страны, но главное, ребром поставлен вопрос: а нужно ли миру государство Кыргызстан, если под его кровлей происходят такие злодеяния. Эти злодеяния настолько страшны, что в них нет правых и виноватых – одни виноваты в бунте, другие в том, что допустили его, довели доставшихся им людей до бунта.

Событиям в Оше нет оправданий, а люди, подстрекавшие их и не отрекшиеся от преступления, – это враги мира, который история подарила нам после столетий раздробленности и чужой власти.

Политика в Кыргызстане – это бешбармак самых неожиданных союзов, кланов, интересов и вражды. Но и в нем есть персоны, вставшие "за грань добра и зла". Бывший лидер узбекской диаспоры и депутат Жогорку Кенеша Кадыржан Батыров имел возможность участвовать в политической жизни Кыргызстана, не подвергаясь дискриминации, он мог защищать свой народ и быть его голосом на самом высоком уровне. Это то, чего лишены в Узбекистане, например, представители таджикской или хорезмийской диаспор. Но Батыров не оценил кыргызской демократии, и, как установлено, судом, на его руках кровь ошских беспорядков. В Кыргызстане помнят, что бывший депутат приговорен к пожизненному лишению свободы. И все же Батыров не сидит в тюрьме – он живет и свободно путешествует по Европе, до которой, конечно, страдания людей в Оше беспредельно далеки. И как мы узнали, Батыров не только получил право на личную жизнь в демократическом Европейском Союзе – он теперь допущен на трибуны крупнейших европейских организаций, где снова возвышает свой голос. Вопрос, говорит ли он от лица узбекской диаспоры или это голос погромщика.

Сам Батыров настаивал, получая убежище в Швеции, что стал жертвой преследования клана Бакиевых. Местами это выглядело убедительным, но сам клан бывшего президента скрывается от правосудия в Белоруссии. А Батыров не спешит вернуться в Кыргызстан, чтобы доказать новой власти политическую подоплеку своего преследования. Вместо этого он восходит на трибуну совещания ОБСЕ в Варшаве и обличает Кыргызстан в нарушении прав меньшинств. Характерно, что подразделение, давшее Батырову слово – это Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). То подразделение, которое запомнилось оправданием чеченских террористов, разжиганием межнациональной ненависти на территории бывшего СССР и публичным унижением бывших советских республик в связи с их "недостаточной демократичностью".

В своей речи Батыров не сообщил ничего нового, лишь обвинив в очередной раз президента Алмазбека Атамбаева в преследовании своих сторонников в Кыргызстане. Допуск бывшего депутата на трибуну ОБСЕ обнажил многие аспекты международного сотрудничества, которые такие маленькие и небогатые страны, как Кыргызстан, предпочитают замалчивать. Но фигура Батырова настолько одиозна, что в этот раз европейские чиновники должны были по реакции Кыргызстана понять, что зарвались.

"Мы считаем, что действия БДИПЧ – знак крайнего неуважения не только к судебной системе государства, но и всему народу Кыргызстана. Мы не можем расценивать это иначе как вызов нашей стране, идущей тернистым и трудным путем построения подлинной демократии. Если сегодня БДИПЧ так поступает по отношению к Кыргызстану и другим странам, то не исключено, что в его мероприятиях в будущем будут участвовать представители террористов из ИГИЛ, погрязших в ужасающих на весь мир кровавых преступлениях против человечества", - заявил министр иностранных дел Эрлан Абдылдаев. Использование для обвинений ОБСЕ в поддержке терроризма трибуны ООН придало вес словам министра и подтвердило, что реакция Кыргызстана не останется на словах и бумаге.

Между тем, до сегодняшнего дня статус ОБСЕ в Кыргызстане был на высоком уровне, а авторитет организации расценивался как дополнительный фактор внутриполитической стабильности. В Бишкеке действует центр ОБСЕ, который призван поддерживать контакты с центральными и местными органами власти, университетами, институтами стратегического анализа, представителями гражданского общества и неправительственными организациями. Также в Бишкеке открыта Академия ОБСЕ – согласно официальному статусу, это учреждение предназначено для продвижения принципов и ценностей ОБСЕ в Центральной Азии. В силу закрытости большинства стран региона, представительство в Кыргызстане давало ОБСЕ вести всеобъемлющую деятельность, но теперь начат процесс сокращения этого представительства со статуса "центра" до "программного офиса". Это повлечет сокращение персонала, финансирования, полномочий, но главное – сократит возможности организации влиять на внутреннюю политику Кыргызстана. Что в свете ориентации на фигура Батырова можно только приветствовать.

Высокий статус в Кыргызстане был дан ОБСЕ со слепой верой в справедливость и чистоту ее намерений. На многочисленные факты игнорирования сотрудниками ОБСЕ своих обязанностей, искажения реальности, избирательности и поощрения одних сторон конфликтов в угоду другим мы в Кыргызстане просто закрывали глаза. Конфликты последних десятилетий принесли немало работы ОБСЕ, но в одних она проявляла себя явно односторонне, как во время гражданской войны в Югославии, где организация встроилась в европейскую машину подавления сербов и уничтожения единого балканского государства. В другого рода конфликтах, где не стояло задачи прямого действия, ОБСЕ была дискредитирована сбором информации для иностранных спецслужб, выполняя вполне прозаичную задачу дипломатического прикрытия для разведок стран НАТО. Так, в июле 2016 года российская ФСБ задержала переводчика мониторинговой группы ОБСЕ на Украине Артема Шестакова по обвинению в шпионаже в пользу Украины. Обладая возможностью следить за передвижениями сил непризнанных республик, Шестаков передавал на Украину информацию, которая использовалась артиллерийскими наводчиками для нанесения ударов. Изюминкой действий ОБСЕ на востоке Украины стали кадры из сети, на которых джипы с узнаваемыми эмблемами со свистом покидали районы города, куда затем прилетали снаряды украинской армии.

Настоящее предназначение ОБСЕ понимают и в Европе, так депутат Европарламента Поль-Мари Куто заявил: "ОБСЕ – это организация с давней историей, но которая очень часто дискредитирует себя. БДИПЧ очень часто высказывает мнения, вдохновителями которых являются США".

И только войдя в клинч с международными наблюдателями, кыргызская власть осознала, что согласно статье 41 действующей Конституции, ОБСЕ и ООН имеют право отменять решения судов республики всех инстанций. Некогда эта мера задумывалась во избежание скатывания в авторитаризм, однако, как это помогло нам во временя разгула клана Бакиевых?

Кыргызстан не первый в регионе, кто столкнулся с двойными стандартами и вмешательством ОБСЕ во внутренние дела. Ранее Казахстан понизил статус ОБСЕ – это привело к тому, что в Астане все мероприятия офиса ОБСЕ проводятся только по согласованию с казахстанским МИДом. Если план понижения статуса офиса в Бишкеке будет реализован, это определенно усилит контроль власти над международными наблюдателями, а не наоборот, как было раньше.

Не будем неблагодарными - ОБСЕ сыграла важную роль в становлении Кыргызстана, и даже шпионские грешки организации не перекрыли этого положительного эффекта. Но пора нашей стране выходить из детского возраста, пусть даже вопреки мнению ОБСЕ. И если гора не идет к Магомету, то пусть Магомет пойдет к горе. Ведь вопрос не в том, чтобы ОБСЕ успешно пресекала конфликты в Кыргызстане, а чтобы кыргызстанцы не допускали конфликтов. Но, как известно, большинство костров кто-то разводит, а большинство конфликтов кто-то подстрекает. И если эти подстрекатели в ОБСЕ смешаны до неузнаваемости с настоящими правозащитниками, то логичная задача кыргызской власти взять под контроль деятельность всей организации и в своих интересах выявлять вредную для страны работу и пресекать. Остается поблагодарить Батырова за выступление в Варшаве – без него мы долго бы еще закрывали глаза на "допустимое зло", пока оно бы не стало непоправимым.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×