Добавить свою статью
1 Ноября 2017
Сила Воды

С начала своего существования человечество осознало, что вода это источник жизни, а земля это источник всех богатств. И с древнейших времен, люди научились беречь воду. Все мировые цивилизации возникали вокруг больших морей и в долинах рек. Центральная Азия это один из уникальнейших геополитических шарниров мира, где две могучие реки Амударья и Сырдарья проходит через всю территорию, связывая её в единый организм.

Поэтому Центральная Азия, вероятно была одной из первых территорий, где люди научились искусственному орошению. Появились мирабы, которые следили за правильным и справедливым распределением воды, но главным смотрителем и распределителем было государство. Только государство могло мобилизовать население на возведение ирригационных сооружений, благодаря чему регион процветал, этому же способствовали и принимаемые народами Центральной Азии религии.

Заростризм и Ислам, с почтением относились к воде. За всю историю Центральной Азии, которая насчитывает более трех тысячи лет, не было ни одного конфликта из-за воды. После принятия народами Центральной Азии Ислама, считалось, что вода и земля принадлежат Аллаху и никто не имеет права их присваивать. После установления в Центральной Азии власти Советов, большевики учитывая особенности региона начали проводить аграрно-водную реформу, мобилизовав население на строительство каналов и оросительных систем. Зажженная в горном кишлаке лампочка, характеризовала новую власть, как носителя прогресса, тем самым завоевав сердца огромного количества простого народа.

К сожалению все изменилось, когда в 1991 году, на месте развалившегося СССР, в Центральной Азии появилось пять независимых республик. Братские отношения республик были забыты, появились взаимные претензии и обиды, и вода превратилась в политику, с сопутствующими ей политическими играми.

В советские времена между республиками Центральной Азии в вопросах гидроресурсов, действовала отлаженная система механизмов, когда регулирование речного стока верховьев, компенсировалась поставками энергоресурсов низовья. То есть, иными словами, Кыргызстан и Таджикистан зимой накапливали воду в своих водохранилищах, а сбрасывали её летом, для поливов сельхозугодий Узбекистана, Туркменистана и Казахстана, за что получали энергоресурсы и газ зимой. После распада СССР, развалилась единая энергосистема региона. Страны низовья стали продавать свои энергоресурсы на экспорт по выгодным рыночным ценам, братским республикам же отключали газ и свет в зимнее время за неуплату. В таких условиях беднейшим из пяти республик ничего не оставалось делать, как пересмотреть свое отношение к имеющимся у них преимуществам, то есть к регуляции режима речного стока. Холодной зимой 2007 года в Таджикистане вместе с энергетическим кризисом, вспыхнул кризис гуманитарный. И конечно же Таджикистан серьезно задумался о своей энергетической безопасности, путем строительства новых объектов крупных гидросооружений.

Задуманные Таджикистаном проекты пришлись не по душе соседнему Узбекистану, а как же, ведь дополнительное регулирование стока речных вод учитывая гидропотенциал этой республики приведет к тому, что Таджикистан станет главным мирабом Центральной Азии, со всеми вытекающими из этого последствиями. И это понятно, по данным Мирового банка к середине 20ых годов текущего столетия потребности региона составят 225 миллиардов квтч., потенциал гидроресурсов региона составляет 554,5 миллиардов квтч., из которых 525 миллиардов квтч. приходиться на Таджикистан. Ведь еще в Советское время Таджикистан считался энергетической кладовой. До развала Союза, Таджикистан был дотационной республикой и после распада стал одной из беднейших стран региона, но интересные бизнес проекты здесь тоже есть. ООН прогнозирует, что в скором будущем вода будет иметь стратегическое значение, гидроэнергетические проекты Таджикистана начинают быть весьма и весьма интересными. И как показатель этого растущего интереса, выход Таджикистана на мировой торговый рынок. В сентябре этого года Таджикистан вышел на рынок евробондов.

Все это не может не волновать соседей расположенных в низовьях, и опасения Узбекистана также справедливы. Экономика Республики носит аграрный характер, уже сегодня по подсчетам мирового банка, сельское хозяйство Республики в следствии неравномерных стоков воды и изношенности ирригационной системы, ежегодно терпит убытки примерно около 700 миллионов долларов, а засоленность всех орошаемых земель составляет 52 процента. Мелиоративные и ирригационные системы республики проведенные в советское время, постепенно разрушаются, что в свою очередь приводит к эрозии орошаемых земель. Если ко всему этому прибавить сокращение стока Амударьи, то вполне вероятен колапс сельского хозяйства. Нет воды, нет жизни. Поэтому не долго думая,в ответ Узбекистан вышел из Объединенной Энергосистемы и прекратил транзит электроэнергии из Туркмении в Таджикистан. Практически была объявлена экономическая блокада, все грузы направляющиеся в Таджикистан по железной дороге задерживались, а в 2011 году была взорвана сама железная дорога. Внутри Узбекистана была организована массированная антитаджикская пропаганда, а граница с Таджикистаном во многих участках заминирована. Уровень торговли с Таджикистаном упал до 7 процентов, по сравнению с 2000 годом.

Но все эти меры не смогли повлиять на остановку строительства ГЭС. Наоборот идея возведения Рогуна, стала национальной идеей таджикского народа. Были построены дороги в обход Узбекистана, например автомобильная дорога проходящая по территории Кыргызстана, Ош-Баткент, стала называться дорогой жизни и по ней пошли караваны с оборудованием, ГСМ и всем необходимым для строительства ГЭС. Дошло до того, что селитра произведенная в Узбекистане реэкспортом через Казахстан, шла на взрывные работы.

В сентябре 2016 года ушел из жизни президент Узбекистана Ислам Каримов, новый лидер Шавкат Мирзиеев объявил приоритетом политики Узбекистана, сближение со странами Центральной Азии. За короткий период были решены вопросы, которые не решались 25 лет. С Кыргызстаном был подписан договор описания 85 процентов границ. С Таджикистаном открыта торговля и восстановлено воздушное сообщение. Но по гидроэнергетическим проектам Ташкент пока хранит молчание. Хотя недавно узбекский политолог Бахтиер Эргашев высказал мнение, что если Таджикистан будет маниакально строить Рогун высотой в 336 метров, то Ташкент примет адекватные меры. Такой формат риторики, даже по самым острым вопросам,должен уйти в прошлое, как доказывает история, политика не терпит насилия. Правительствам братских республик нужно срочно садиться за стол переговоров ,как говориться промедление смерти подобно,и решать проблему политическими мерами. У нас единое прошлое,и единое будущее,и уже есть повод смотреть на это будущее с оптимизмом. Впервые за 20 лет Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев посетит Таджикистан с официальным визитом.

Нигара Хидоятова,

кандидат исторических наук,

общественный деятель.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×