Добавить свою статью
13 Октября 2011
Наконец заговорили солтинцы
12 октября с.г. в Большом зале театра оперы и балета прошел Курултай солтинцев. Для справки: солто один из народообразующих исконных племен кыргызов, издревне населяющих Чуйскую долину. Курултай собрал более тысячи представителей всех районов Чуйской долины, а также 80 представителей других регионов и общественных объединений.

Представители племени по своей ментальности, как воспевал мудрый Калыгул, да и это общепризнанное в народе мнение, отличается высокой толерантностью, великодушием и миролюбием. Так в истории случилось, что населяя одну из лучших житниц в Центральной Азии, плодородную, с чудесными ущельями Чуйскую долину, солтинцы более всех из кыргызских племен подвергались нападениям иноземцев. Наиболее жестокими из них были нашествия войск джунгар и кровополитные набеги казахских ханов Аблая и Кенесары. В условиях феодальной раздробленности кыргызских племен, солтинцы отчаянно и героически отстаивали благословенные места своего обитания. Тяжелые испытания легли на плечи солтинцов и во время восстания кыргызов в период господства царской России в 1916 году. Во все эти периоды истории солтинцы понесли внушительные человеческие потери.

И, несмотря на это, племя сохранило свою идентичность, внесло и вносит значительный вклад в развитие и упрочение экономики и культуры единого кыргызского народа. Этногенез кыргызской нации немыслим без вклада в его формирование крупнейшей его составляющей-племени солто.

Однако, старейшины племени солто, представители интеллигенции, рядовые труженики сел собрались на Курултай не для обсуждения вопросов истории. Дело обстоит более сложно. Как известно, после обретения Кыргызстаном суверенитета демократические процессы захлестнули и область национального самосознания, а это привело, в свою очередь, также к оживлению региональных и родоплеменных отношений. Нельзя сказать, что регионализм и трайбализм были изжиты коммунистами. Наоборот, именно годы застоя – а это 70-80 годы прошлого века-явились эпохой ренессанса трайбализма. А последующие годы суверенного развития они, естественно, продолжили своё успешное развитие. Всевозможные собрания кыргызских родов и племен, а то и просто земляков стали повседневным явлением. Инициаторами, как правило, выступали крупные чиновники и представители интеллигенции. Кроме отдельных положительных сторон такие собрания способствовали дальнейшему развитию регионализма и протекционизма на этой почве.

К настоящему времени практически все рода и племена прошли этот этап. И никто не сможет опровергнуть прочно установившуюся во властных структурах страны приверженность к родо-племененным традициям. Так было, так и есть. Так что, солтинцы здесь не новички, а более того, самым серьезным образом запоздали с защитой интересов своих соплеменников и ареалов своего обитания.

Посудите сами, одна только Алайская долина или маленькая Нарынская область в парламенте представлены в несколько раз большим количеством депутатов, нежели Чуйская долина. А ведь Нарынская область по населению разве что равна одному району Чуйской области, не говоря уже об Алайском районе.

Проанализируйте теперь состав Кабинета министров. Здесь нет ни одного министра из племени солто. Что за дискриминация региона? Все руководители, родившиеся и выросшие в Чуйской долине, а фактически являющиеся выходцами из других регионов, как показывает практика, при возвышении начинают преследовать интересы своей исторической составляющей, лоббируют интересы тех регионов, откуда их предки, но только не местности, взрастившей его. Чем же виноваты солтинцы? Или они не участники процесса общенационального развития? А как же понять тогда, что Чуйская область, основной костяк жителей которой составляют как раз солтинцы, является единственно недотационной областью страны! А разве они не участники всех революций последних лет? Во время выступления 7 апреля 2010 года на площади Ала-Тоо погибли 89 кыргызстанцев, из них 39-представители чуйчан.

Кроме всех указанных проблем на Курултае были подняты проблемы экологии региона, захвата земель чуйских фермеров мигрантами из других регионов, вопросы топонимики, в том числе попыток переименования столицы, улучшения социально-экономического положения населения Чуйской области.

Курултай прошел весьма плодотворно. Кстати, что существенно, в выступлениях участников не прозвучало ни одного политического заявления, призывов голосовать за того или иного кандидата в президенты. Что ещё раз подтвердило мнение о высокой демократичности и толерантности представителей славного племени солто.

Кемелбек Кожомкулов, историк

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

29-04-2021
И.В.Сталин и Кыргызстан
4243

19-04-2021
Будни госслужбы (памфлет)
4124

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×