Общественность Кыргызстана живет в ожидании съезда СДПК. Некоторые уже подготовились к тому, что во время съезда экс-президент Алмазбек Атамбаев может снова в своей манере жестко пройтись по ситуации в стране и ответить некоторым злопыхателям. Хотя, сами представители СДПК заявляют, что основной задачей съезда будет утверждение на посту лидера партии Атамбаева.
Большинство экспертов ожидает, что этот съезд может стать поворотным моментом в истории СДПК, станет стартом обновления партии. Пишут даже о том, что Атамбаев начнет чистку партии от различного рода случайных людей и займется серьезно партийным строительством.
В принципе, все, что говорится вокруг съезда, может иметь место быть, так как СДПК, которая является правящей партией, в некотором роде начинает стагнировать. Тревожные симптомы проявились во время последних парламентских выборов, когда только авторитет Атамбаева сыграл главную роль в получении голосов. И если откровенно говорить, СДПК прочно ассоциируется с именем экс-президента, который является основателем и лидером этой партии.
Но вопросов и проблем накопилось много, оставить их нерешенными, значит поставить под большой вопрос политическую дееспособность партии. В то же время стоит признать, что СДПК – это единственная политическая сила, которая демонстрирует определенную монолитность на фоне разваливающихся партий, имеющих такую же историю, как и социал-демократы.
Есть и другая ситуация, очертания которой не особо видны с первого взгляда, но имеет тенденцию к развитию. Она выражается в том, что в Кыргызстане после ухода с поста главы государства Атамбаева форсированными темпами формируется антиатамбаевский блок. Он состоит из некоторых оппозиционных сил, сочувствующих им и отходящих от Атамбаева политиков, даже с СДПК. Вероятно, в будущем сложатся две крупные силы – условно атамбаевский блок (СДПК и союзники) и антиатамбаевский. По крайней мере, на будущих парламентских выборах в 2020 году политические силы будут группироваться вокруг этих полюсов.
Следует учесть и тот факт, что СДПК долгое время фактически формирует власть. Два президента страны – Атамбаев и Жээнбеков, экс-президент переходного периода Роза Отунбаева – выходцы из рядов социал-демократов. И поэтому социал-демократы уже имеют полноценный статус общенациональной партии. СДПК сыграли ключевую роль при свержении Акаева и Бакиева. Колонна Атамбаева в 2005 году сломила сопротивление белокепочников и милиции возле Белого дома, что привело к падению Акаева. Затем плацдармом антибакиевской оппозиции стали также социал-демократы, центром были штаб-квартира в «Форуме» и родное село Атамбаева Арашан. Именно с «Форума» началось падение режима Бакиева.
Теперь же их оппонентам предстоит сформировать альтернативную силу.
Социал-демократы тоже не могут почивать на лаврах своей славной истории, так как, партия из-за своего статуса начала терять политическую боеспособность. И вопросы партийного строительства стоят остро. Атамбаеву и его соратникам предстоит колоссальная работа. Последние парламентские выборы показали проблемы с первичными организациями партии. Строго говоря, они не работают, а начинают шевелиться только в период выборов. Видимо, в умах членов партии прочно засел стереотип о том, что только существование СДПК и его раскрученность могут дать большие шансы на победу. Но это глубоко ошибочное мнение. Партийное строительство – это постоянный процесс, оно не прекращается и должно идти поступательно. Партия не может застыть в своих лозунгах, она должна быть гибкой и адекватной к изменениям настроений в обществе, постоянно работать над собой, над ошибками.
С другой стороны, статус правящей партии, присутствие во власти социал-демократов или их выдвиженцев привлекает различного рода откровенных авантюристов и корыстолюбцев. И это становится очень большой проблемой для имиджа партии.
Атамбаев прекрасно это понимает, о чем он часто говорил перед уходом с поста президента. И вопрос стоит не в чистке как особом процессе, само партийное строительство вытолкнет из партии случайных товарищей.
Те, кто служил в Афгане, прекрасно знают, что зачистки не дают особого эффекта, если не вести постоянно профилактику. Можно провести зачистку села, но трудно будет узнать душмана в мило улыбающемся афганце, который потом ночью начнет обстреливать тебя. Или же забросает гранатами в «зеленке».
Такое же может случиться, если в СДПК начнут заниматься только очищением партии, то есть выгонять тех, кто может выглядеть как не попутчик. И может оказаться так, что тот, кто имеет собственное мнение и кажется нелояльным, является наиболее преданным партийцем.
Много вопросов и по формированию партийных списков, когда наряду с авторитетными членами партии вдруг оказываются совсем другие люди, подобранные из-за каких-то заслуг, раскрученных в СМИ или откровенных толстосумов. Такой разношерстный список не может служить опорой для партии, чаще позже оказывается, что случайные люди в партийных списках просто стремились к депутатскому креслу из своих корыстных побуждений. Такие люди с легкостью потом покидают фракцию, исходя из политической конъюнктуры.
Атамбаеву как лидеру придется самому жестко настраивать работу партии. У экс-президента до выборов 2020 года не будет времени на отдых.
Возможно, Атамбаев понимает, что СДПК могут начать раскалывать извне, нет никаких гарантий и того, что будут попытки просто перехватить раскрученный политический бренд путем различных интриг. Хотя может и к лучшему, если прилипалы начнут сами отходить или уходить из партии. Многочисленность партии, если она была достигнута, когда СДПК находилась во власти – это еще не показатель. Наоборот, может даже тревожный симптом. Если провести аналогию, то можно сравнить с озером, которое рассчитано только на определенное количество купальщиков. В случае превышения предела у озера может не сработать механизм самоочищения, и оно превратится в большую лужу.
Одним словом, предстоящий съезд может запустить новые процессы в политической истории страны, так как, вслед за СДПК начнут консолидироваться и пересматривать свою работу другие силы. И с большей вероятностью можно утверждать, что к 2020 году за места в парламенте будут бороться атамбаевский и антиатамбаевские блоки. Тем более, что в 2020 году новый парламент должен окончательно решить вопрос перехода страны к чисто парламентской форме правления. Атамбаев и СДПК жестко обозначили свою позицию – они за парламентскую республику. А вот их оппоненты могут иметь иную позицию. Так что борьба за мандаты в 2020 году будет и борьбой за парламентскую форму правления.
Поэтому у СДПК, у Атамбаева не может быть иной главной цели кроме как подготовка партии к парламентским выборам. А для этого надо СДПК стать реальной партией, настроить работу первичек, региональных организаций, заниматься партийным строительством.