из традиционных верований
и депутатских вопрошаний (ЖК-2012)
Даже природа не выдержала и отметила исключительное для Кыргызстана событие. Маскулинный по составу, настроениям и базовой модели поведения - состав ЖК 18 октября принял закон об ужесточении уголовного наказания с 3 до 10 лет за принуждение лиц, не достигших 17 лет, к вступлению в брак. Таким образом приравнивая санкции кражи невест к краже человека (!)
Проще - любой, кто посчитает, что имеет право украсть несовершеннолетнюю девушку и сделает это – смело может и должен сидеть в тюрьме. Не 3 года, как за кражу скота, а 10 — как за кражу человека.
Этому экстраординарному событию в стране предшествовали активные дискуссии. Баталии и акции в уже достаточно сформировавшемся и зрелом гражданском обществе Кыргызстана.
Первыми в набат забили те, кому не безразличны права человека без отсылок на пол, этнос, религию и другие, как бы оправданные для ограничений, «отличности». Правозащитники, гражданские активисты, гендеристы и просто те, кому не все равно. Все те, кого волнуют проблемы общества. Те, кто без пафоса и позы трезво размышляет и понимает, куда мы идем с нашей все больше мифической традиционностью и варварской «особостью». Те, кто не просто красиво говорит, но пытается что-то сделать, остановить, докричаться, изменить!
Одна «Кампания 155» чего стоила! Их голос был услышан и подхвачен в соцсетях, на улицах, базарах. Он становился все громче и уверенней. Его не могли не услышать в парламенте, накануне выборов, это о чём-то напомнило замасленным глазкам и головам.
Парадокс, но больше всего проникся сочувствием «Ата-Журт», возможно, с учетом сложившейся с их лидером ситуации, здесь против законопроекта проголосовало всего два депутата. «Республика» прониклась меньше – четверо. Зато в СДПК – целых шестеро. Хотя это уже данность, как только партия становится правящей, так все дальше от реальности, в мифологию и к иллюзиям, не до народа в общем. Тут коррупция наступает по всем фронтам! Какие девочки…
Совсем недавно в парламенте прошла пошлая и унизительная «дискуссия». Правда, не все поняли суть, скорее замяли. Тогда некоторые наиболее «мужественные» депутаты-мужи не могли понять – «зачем увеличивать наказание?» за умыкание невест. И с детской непосредственностью вопрошали: «Но ведь скот-то режут потом, а девушки-то живые остаются!?». Судя по сегодняшним выражениям лиц и подобным «глубоким» рассуждениям и аргументам, некоторые из «настоящих джигитов» так и не поняли, зачем менять «такой хороший традиций».
Бог им судья! Вернее, их кругозору и воспитанию и интеллектуальному состоянию!
В любом случае – лед тронулся!
И весело повалил белый пушистый снег.
Улыбнулись люди у парламента, зябко потирая от холода руки. Внутри, где-то возле сердца стало теплее. Поверилось, что что-то еще можно изменить. Поправить. Если не ту жизнь, жизни девочек, которых унесла, умыкнула от счастья эта традиция. То хотя бы других, тех, кто еще подрастает, заплетая косички и штудируя Азбуку.
Событие 18 октября ценно даже не столько с позиции остановить жуткий, как бы традиционный акт насилия над девочками. На самом деле это крик и первый шаг общества, сознательной ее части, против распространяющейся архаизации и маргинализации.
Эта часть той же волны, которая почти год назад остановила и напомнила всему обществу о чуть не выпавшей из Конституции КР формулировке о «светскости» государства. Волны, которая захлебнула тогда и до сих пор тлеющую сегодня, угрозу.
Всколыхнулось само общество, не желающее возвращаться назад. В тьму!
Не только общество, но и природа обрадовалась этому проблеску сознания и, может быть, надежды на все-таки цивилизованное будущее не только для девочек, но и мальчиков в стране Кыргызстан. Без насилия, с собственным выбором.
Посыпался хлопьями первый, белый снег.
А где-то далеко, может быть, на горе или в БД, рак свистнул.