Девочка подошла к отцу и спросила: «Папа, а какой сегодня праздник?». Отец долго,
задумчиво размышлял, как-то потерянно уставившись в окно. Потом заспешил и
предпочел ретироваться, оставив отвечать на этот каверзный вопрос дочери супругу.
Вот бы спросить у президента, мэра или депутатов: «Что мы празднуем в Кыргызской Республике 7 ноября 2012 г.?».
Конечно, народ всегда рад любому празднику. А если еще с хлебом и зрелищем, да еще приправленным каким-нибудь смыслом. Но с каждым годом у нас эти праздники, как у той героини из «Покровских ворот», все больше «противоречивые, загадочные такие». Взять хотя бы День революции, который теперь то ли 24 марта, то ли 7 апреля и, возможно, был бы еще и 3 октября, если бы прыжок удался. Как-то слишком ситуативные поводы, и все больше
размывающийся смысл.
Итак, вчера, 7 ноября 2012 года, здесь, в Кыргызстане, уже не Средней, но Центральной Азии мы, возможно, отмечали 95-ю годовщину Великой Октябрьской революции!
То ли по инерции, то ли действительно оценивая Большой Советский Проект и все его
издержки и приобретения для той еще Киргизии.
Странно, даже Россия не впала так сильно в ностальгию, отменив революционные заслуги и переименовав 7 ноября в День согласия и перемирия. Не отменяя при этом обычный рабочий день и не переходя в любимый праздный формат.
Что тогда отмечали мы? В смысле отдельно отметили важного из своей жизни после того Октября.
Может быть, проект ГОЭЛРО, благодаря которому у нас действительно до сих пор везде светит «лампочка Ильича»? Нет, не везде. Жители живописного горного Зардалы, что в Баткенской области, до сих пор пытаются отстоять право называться селом, чтобы провести себе электроэнергию. Что собственно не мешает трудолюбивым зардалинцам быть менее счастливыми. Об этом поведал короткометражный фильм на недавнем международном кинофестивале «Бир Дуйно». Классный фильм, про нашу же собственную, удивительную «землю обетованную» в Баткенской области, к которой я и без того неравнодушна. Теперь в моих планах на будущее не только Монголия и страна басков, которые я мечтаю посетить, но и этот почти недостижимый в смысле транспорта и преград – Зардалы.
Может быть, благодаря практически всеобщей грамотности, которая нам досталась от СССР, и в частности от идеологов Советов – Ленина, Крупской и т. д., и мы сегодня помним, ценим и пестуем этот великий по сути для прогресса ресурс? Нет, последние исследования показывают, что у нас в стране у образовавшегося поколения 20-25-летних неграмотных или
слабо (неполно) образованных людей появилось второй поколение. То есть уже их дети, которым по всем предпосылкам (доступность, среда обитания, обеспеченность и ценности родителей) образование «не светит», даже начальное. Страна теряет былую образованность и вглубь, и вширь. В этом смысле поминать Великую Октябрьскую неактуально, особенно в ноябре.
Может быть, в память о той инфраструктуре, которую здесь выстроила советская власть. Так нет же. Сегодня это уже остатки роскоши, вернее крошки.
Так что мы отмечаем? Или мы поминаем?
Другие праздники.
Как-то все более актуальными становятся праздники, вчера еще прозванные «опием для народа». Сегодня это Айт, Нооруз, Пасха и др. Люди по-новому, уже осмысленно ждут куличи, боорсоки, сумелек. Все больше атрибутов, ритуалов. Как много в них разделяющего, призванного объединять.
С уже не новым ощущением себя как страны, как граждан – с каждым годом все больше наполняется смыслом и актуальностью День независимости. Для меня он все дороже, все трепетней.
Но самым незыблемым и самым долгожданным в номинации народных остается – Новый год.
Появились веселые Хелоуины и Кристмасы, День Святого Валентина и прочие. Все меньше актуальности в женских Восьмерках и компенсаторных 23 февраля. Меняются смыслы, меняются торжества.
Но все же – что было вчера?