О Феминнале. Об обнаженной девушке из Дании. Несколько лет назад, мы с другом говорили о феминизме. Он – датчанин. Его отец – из патриархального мира, а мать – непоколебимая феминистка. Мой друг шутил, говоря, что история датских мужчин сводится к бесцеремонным грубым жестоким «викингам». Собственно, потому еще в прошлом веке, его мать и такие как она боролись за себя, женщин, боролись они и против мужского насилия.
В этом же году, казалось бы, в цивилизованной Швейцарии прошел митинг женщин против насилия и домогательств, за равные возможности. Женщины в Швейцарии оголились прямо на площади, чтобы, наконец, их услышали. И видимо, нужно дойти до крайностей, раз уж мужчины во всем мире заткнули уши, как малые дети, не желая ничего слышать.
К вопросу, что такое запад, и гниет ли он вообще? Ответ будем таким. Несколько лет назад мы с подругой – американкой – говорили о том, что вообще на западе происходит. На западе, в Америке, не ходят голышом, не развращают они общество. На западе все так же насилуют и унижают женщин. А если говорить об афроамериканцах, то афроамериканских женщин насилуют и унижают, во-первых, «белые» мужчины и «белая» власть, во-вторых, афроамериканок насилуют еще и сами афроамериканцы. Двойная, как видите, баррикада.
Правда, настолько ли плох запад, судите по подруге. Она заставила девятнадцатилетнего сына жениться на девушке, которая от него забеременела. Подруга и ее муж тогда сказали, «мужчина должен нести ответственность». Точка. Не обсуждается.
А что творится с другим «западом», это интересно? Второй запад от нас – это арабские страны. В этих странах, идет ожесточеннее временами борьба женщин. Там – страшные войны, в которых униженнее женщин положения нет! Женщина на арабском западе за неповиновение сажают, бьют плетьми, мучают, убивают. Да так, что молодые представители арабской молодежи – мужчины – уже и сами призывают к умеренности, к феминизму. Они говорят, что женщины должны быть во всех сферах деятельности. И нет больше насилию.
Когда речь идет о нас, нашей стране, мы должны уяснить одну вещь. Это не запад и не Европа тянется сюда. И это не мы, кыргызы, тянемся туда, в Европу и Америку. Нет. Мы все вместе, мы все объединены одной идеей и никто никуда не идет. Почитайте еще раз примеры выше. Борьба идет всюду. Всюду.
Что же касается нас, то начну с совершенно другого. Начну с книги. В книге «13 шагов Эрики Клаус» Казат Акматов рассказывает об истории норвежки Эрики, которая некогда приехала в Кыргызстан преподавать английский. Ее, правда, встречают не совсем гостеприимно. Ее жучат, как могут, сколько есть сил. В ней определенно видят злостного и опасного врага…
Роман так и называется – шаги Эрики Клаус. В романе показано угнетенное положение женщин, целой нации, говорится там и о культуре, традициях, и прочем не менее важном.
Правда, автор книги Казат Акматов - не просто известный писатель. Он один из основателей ДДК – Движения Демократического Кыргызстана. Собственно, Кыргызстан обрел независимость и стал демократическим благодаря труду, позиции и взглядам Акматова.
Однако, что происходит сегодня? Сегодня какое-либо демократическое явление в Кыргызстане привыкли связывать не с Акматовым, а с политиком Омурбеком Текебаевым. Демократ, правда, после «Феминнале» в интервью сказал, что обнаженная девушка из Дании и ее «жорук» (глупость, шалость) чуть ли не подорвала «национальную безопасность»…
Знаете, сразу после этого заявления Текебаева, мне вдруг вспомнилась его дочь. Когда возбудили уголовное дело против Текебаева, помнится, его дочь отчаянно выкрикнула обществу: «Мой отец столько сделал для страны, а вы не можете выйти не митинг!»
Ну что ж, спустя время обращусь к уважаемой дочери Айданек. Помнится, на женский марш весной этого года вышло пятьсот человек! А на митинг за твоего отца вышли разве что сторонники, и их оказалась не так уж много. И вот в чем суть.
Кричать восвояси о том, кто и сколько сделал для страны, - очень глупо. Об этом свидетельствует женский марш, который четко должен прояснить одну простую истину. За женщин никто и никогда не выходил, их никто не защищал, а наоборот, их до сих пор угнетают. Вот потому женщины вышли за самих себя. Возможно, если бы отец Айданек выступал за женщин, говорил о квотах, говорил о несправедливости и неравноправии, насилии, возможно, тогда, Айданек, за него вышли бы люди.
Однако, демократический отец Айданек и нынче показал свои приоритеты. Обнаженная женщина, демонстрирующая свой протест насилию, вызывает у отца Текебаева тревогу о национальной безопасности… В этом и суть, и соль, и ключ, и всякая проблема власть имущих.
Откровенно говоря, эту нашу страну строили такие, как Казат Акматов. И наверно, глупо и греховно сравнивать с ушедшим в иной мир, достойного и сильного Казата Акматова с Текебаевым - человеком, который просидел во всех созывах парламента – а страна остается все той же, с теми же дырами в бюджете, коррупции и насилие над женщинами и детьми.
Откровенно говоря, для страны ничего не было сделано, Айданек. Но если для страны было сделано так много, то почему раз за разом проводятся эти марши, митинги, акции и феминнале? Ничего не было сделано, не врите. Спуститесь на землю, великие дочери.
Я буду не права, если не упомяну еще и дочь Махабат Мавляновой. Пока депутат Мавлянова осуждает девушек за короткие откровенные платья и ратует за возврат к традиционному обществу, ее дочь живет и учится за рубежом. Впрочем, как и Айданек. Они носят короткую одежду, они видятся с разными людьми, и как очевидно, дочери проявляет очень приятную и истинно кыргызскую толерантность к разным народам. С этим я спорить не буду, это откровенно замечательно. Правда, проявляют ли толерантность к себе, то есть, к своему народу? Это еще вопрос.
А далее, мне бы хотелось обратиться напрямую к Айданек и дочери Махабат – Мэри Бозулановой. Хочется также обратиться ко всем старшим-младшим, отцам и матерям, ко всему обществу, в общем.
Посмотрите. Перед вами стою я, одна. Я старше Айданек и Мэри, а по каким-то вопросам я старше даже их родителей. Правда, у меня нет богатых родителей. У моих родителей нет сети отелей и казино, где происходят самые ужасные вещи, Мэри.
У меня не было возможности учиться за границей. У меня не было денег так, чтобы спокойно заниматься своей жизнью и ею наслаждаться, как это делают Айданек и Мэри. За моей спиной никого нет: ни влиятельного отца, ни родни, ни влиятельного мужа. Я одна из тех, кто весь свой путь идет к своим целям один. По пути при этом сталкиваясь и с теми, кто угнетал, и с теми, кто унижал, обливал грязью, угрожал физической расправой. Я одна из тех, кто на себе чувствует все тяготы, а все тяготы ведь по причине изменения в обществе, которых наши политики так и не внесли, так ведь?
За моей спиной никого нет, Айданек и Мэри. За моей спиной – пожилая мать. Я не училась, как вы, за рубежом. Я получила образование здесь, в стране, где с трудом оплачиваешь ежегодный контракт. Я всю дорогу и весь свой путь борюсь за себя, за таких, как я, за женщин, за справедливость.
И мне есть, что сказать. И даже больше, чем политикам и их дочерям. Понимаете ли, наши девочки и дочери, я начитана бог весть чего только… Вот, например, Айданек, еще сто лет назад немецкий философ Ницше сказал, что «Бог умер». Бог и правда умер, девочки. Умерла и мораль. Умерло все, за что мог бы держаться человек, как за моральные принципы.
Сто лет назад Ницше желали наверно убить, на него нападали, говорили, что он – дьявол во плоти. Сто лет спустя девушки из Дании и Казахстана оголяются среди публики, чтобы показать, что делают с женским телом – одно ведь сплошное насилие. Однако, спустя сто лет мы видим, что Бог умер, не в том, что девушки оголились. Мы видим умершего Бога в порнографических видео наших политиков.
Политик молчит о злодеяниях мужских, Айданек. Вот, где умер Бог. Вот, где грязный и опасный «ниет»…
Сто лет назад инквизировали женщин. Сто лет спустя ничего не изменилось. Все тот же грязный «ниет» в людях - мужских. Бог умер, и умер даже в мечети. Тому пример известный-известный религиозный деятель. Тому пример наличие у него его домашнего порно, случайно проскользнувшее в широкую сеть. Это видео говорит ведь о том, что мужчина хочет владеть женским телом. Он снимает себя и свою жену голых – сам - на видео, не умер ли бог, не кажется ли вам? Тогда как на Феминнале обнаженные женщины говорят обратное: «верните нам наше тело, наше тело - наше». Не насилуйте, не бейте, уважайте, но один черт ведь, женщин не слышат…
Однако, бог умер и тогда, когда ажы женился во второй раз. Бог умер, когда он угрожал своей первой жене. Бог умер, когда его первая жена обратилась в милицию, когда первая жена боялась за себя незащищенную. Потому что муж угрожает ей оружием.
Бог умер, девочки. Бог умер, люди, у пастыря в руках – пистолет макарова. Но и Бог умирает каждый час, каждый раз, когда женщину бьют и насилуют.
Бог умирает, когда женщина женщину предает. Бог умирает, когда женщина хочет управлять женщинами, как рабынями, а мужчин, желающих этого же, будто нам недостаточно…
И вот, всё больше кажется, что Бога убивают люди. Мораль умерла. Мораль собственными руками придушили те люди, указанные выше. Моралью теперь прикрываются и политики, и священнослужители, и всякий разный грязный мужской сброд. Бога, как видите, перестали люди бояться…
Мы в этом мире, в эту эпоху должны говорить не о голом обнаженном теле, нет! Мы в эту эпоху должны говорить о том, что хочет сказать это голое обнаженное тело! Что хочет сказать голое тело, скажите уж?
Что, наверно, Бог в вас умер! Мораль убита! Мораль давно убита и прижата к вискам ногами – мужскими. Бог живет разве что в голых обнаженных телах женщин, просящих и молящих на Феминнале одуматься. Бог живет разве что в них. Точка.
Гулжан Абаскан
Памяти великого Казата Акматова, защищавшего Эрику Клаус.
Памяти великого Чынгыза Айтматова, защищавшего Джамилю.