Добавить свою статью
13 Февраля 2020
О назревших проблемах нашей науки

Сегодня в мире сложилась принципиально новая научно-технологическая ситуация. В контексте непрестанно бушующего мирового кризиса постепенно утрачивает свою силу методологический принцип редукционизма, что означает искусственное деление единой природы на сегменты для их более глубокого понимания и изучения. Известно, что так возникла физика, химика, биология, геология и т.д. В результате этих процессов человечество постепенно сформировало узкоспециализированную систему науки и образования, которая существует и успешно функционирует до сегодняшних дней. Такой принцип устройства науки привел, в том числе и к отраслевому принципу организации промышленности. Было бы глупо и неправильно отрицать её эпохальные достижения: ядерная энергетика, космонавтика, генетика и т.д., которые создавались в рамках отраслевой и межотраслевой науки и промышленности.

Но мы сегодня стоим у истоков четвертой промышленной революции. (Все три предыдущие промышленные революции произошли XVIII-XX вв.). Она началась на рубеже нового тысячелетия и опирается на цифровую революцию, которая имеет надотраслевой характер. Сегодня очевидно, что ни в одной из известных отраслей нет прогресса без использования информационных технологий – это и телемедицина, и дистанционное обучение, и числовые управляемые станки и т.д. Таким образом, информационные технологии стали неким «обручем», который объединил все науки и технологии.

Еще более революционными оказались нанотехнологии, которые в отличие от информационных, материальны, так как они прежде всего дают принципиально новый способ конструирования материалов. Соединяя отдельные атомы и молекулы, стало возможным, конструировать из них новых веществ. Таким образом появились искусственные материалы, хорошо известные нам сегодня: полупроводниковые кристаллы (кремний, германий), диэлектрические, лазерные кристаллы и т.д. Таким образом, наряду с основной линией развития науки – анализом начала формироваться новая линия синтеза.

Здесь речь идет о конвергенции – объединении, взаимопроникновении наук и технологий. Этот новый научно – технологический уклад базируется на так называемых НБИК – технологиях, где Н – это нано, Б – био, И – информационные технологии, К – когнитивные (гуманитарные) технологии, основанные на изучении сознания, поведения живых существ, и человека в первую очередь.

Сама логика развития науки привела человечество от узкой специализации к междисциплинарности, затем наддисциплинарности, а теперь фактически к необходимости объединения наук. Но не к простому геометрическому сложению результатов, а к их синергетическому эффекту, взаимопроникновению.

Наша Национальная Академия Наук состоит из множества институтов отраслевых и общественных (когнитивных) наук, которые вряд ли готовы к такому революционному скачку, т.е. конвергенции «снизу» ввиду отсутствия соответствующей исследовательско-технологической базы, что позволяло бы контролировать процессы, происходящие на атомно-молекулярном уровне, смоделировать и запрограммировать результаты с помощью суперкомпьютера.

Но никто не отменял конвергенцию «сверху», т.е. интегрированные межотраслевые технологии: микроэлектроника, энергетика, биохимическая отрасли, стройматериалы, промышленность, экосистема и т.д. Главное, чтобы освоить междисциплинарный подход вместо узких специальностей, переход к парадигме развития от анализа к синтезу.

Вот, на мой взгляд некоторые её направления:

1. Весь мир сегодня буквально на дыбы встает в связи с катастрофическими последствиями изменения климата, что является результатом разрушения экологической системы.

Кыргызстан один из самых уязвимых стран в этом смысле. В стране сохраняется 7 ядерных хвостахранилищ, тают ледники, беспощадно вырубаются леса, бесконтрольно загрязняются вся Иссык-Кульская курортная зона, реки и воды. Однако наше государство не выполняет свои обязательства, принятые по Парижскому Договору 2015 года, а также программу по ЦУР (цели устойчивого развития) ООН. В этих вопросах проявляют крайнюю некомпетентность и безответственность, соответствующие наши министерства и ведомства. Кому, если не нашим биологам, химикам, геологам, социологам и т.д. создать фундаментальную конвергентную надотраслевую частно-государственную программу «Защита экосистемы Кыргызстана».

2. В Кыргызстане сегодня идет фронтальная работа по цифровизации экономики и других сфер социальной жизни, что затронет не только все крупные макропеременные: ВВП, инвестиции, потребление, занятость, торговлю, инфляцию и т.д., но, прежде всего судьбы человека, который самое сложное создание, уникальное во всех смыслах. Мы стоим на пороге радикального системного изменения, к которому людям придется непрерывно приспосабливаться. Так, эксперты считают, что к 2050 году из ныне существующих рабочих профессий останутся лишь 3-4 в результате автоматизации и роботизации. Это же грядущая массовая безработица, массовые страдания. Это приводит к неравенству, которое выходит за рамки неравенства социального, описанного выше. Это онтологическое неравенство разделит тех, кто приспособился, и тех, кто сопротивляется переменам, превратив их, по сути в победителей и не удачников. В результате существует риск, что возникнут классовые конфликты и социальные революции.

Мир находится на грани эпидемоподобного взрыва. Одновременно возникают волны дальнейших прорывов в самых различных областях: от расшифровки информации, записанной в человеческих генах до нанотехнологий, от возобновляемых энергоресурсов до квантовых вычислений. Именно синтез этих технологий и их взаимодействие в физических, цифровых и биологических доменах составляют фундаментальное отличие четвертой промышленной революции от всех предыдущих революций. Наши естественно – технические подразделения обязаны найти свое место в этом процессе, разработав последовательную единую и конвергентную концепцию на государственном уровне.

3. Теория конвергенции известна гуманитарным наукам еще со времен Великой депрессии в США в 30-х годах прошлого века. Речь идет о конвергенции капитализма и социализма, что означало синтезировать их лучшие стороны, отбросив худшие. Годами и веками шли дискуссии и споры. И лишь после того как перестал существовать Советский Союз и радикально изменились политические и экономические режимы, дискуссии по проблемам конвергенции между двумя общественно – политическими системами стали принадлежностью истории. По сути, конвергенция уже произошла и сыграла свою роль, социалистическая экономика превратилась в рыночную, а государственное регулирование, планирование на уровне крупных монополий прочно вошли в практику современного капитализма. Изменения произошли в результате главным образом внутреннего развития мирового социализма и мирового капитализма. Но свою роль сыграло и обоюдное влияние, испытываемое двумя общественно – политическими системами в процессе их соревнования.

Так, в Китае, например, сложилась подлинная конвергентная экономика. Здесь производство рыночное, а распределение социалистическое, что называется экономикой с китайской спецификой. Великий социолог П.Сорокин полстолетия назад назвал такую систему интегральным строем, прогнозируя конец как советского социализма, так и американского капитализма.

Если в капиталистической системе главным критерием хозяйственной деятельности является прибыль, а в советской системе был рост производства, то в КНР таковым является повышение уровня жизни населения. В отличие от нас, КНР, Индия, Индонезия, многие страны Индокитая, Африки давно не следуют догмам Вашингтонского консенсуса, губительной практике монетаризма

Пора и Кыргызстану найти свою специфику, свой путь развития экономики без всяких «измов», а прагматичную экономику, отвечающую коренным национальным интересам. Однако и сегодня Монетаристская экономика Кыргызстана постоянно стагнирует, она задыхается от чудовищной коррупции олигархически – бюрократической элиты.

В этой связи надо ли доказывать, что блок общественных наук НАН КР должен радикально трансформироваться в сторону конвергенции своих усилий, чтобы Кыргызстан не оставался на задворках мировой цивилизации. Необходима новая философия, новая система образования, которая должна сосредоточиться на конвергентные, надотраслевые технологии. Под этим подразумевается культивирование интегрального мышления взамен царящего сейчас редукционизма, фокус на устойчивости развития и долгосрочном планировании взамен ориентации на мгновенную прибыль, опора на традиционные культурные и религиозные ценности.

Было бы целесообразно, всем институтам и подразделением общественных наук сосредоточиться, объединиться вокруг единой темы: «История и перспективы конвергенции капитализма и социализма в евразийском пространстве».

Углубленно исследуя процессы современной общественно – политической конвергенции, т.е. процессы перехода от социализма к капитализму, мы не должны забывать историю перехода от капитализма к социализму в СССР, который всего за 70 лет стал вершиной евразийской цивилизации. Более того, нашего особого внимания требует возобновление, возрождение исторических исследований конвергентных процессов при переходе Кыргызстана от феодализма к социализму, минуя капитализм, беспрецедентный опыт ленинской партии большевиков по ускоренному развитию ранее отсталых окраин царской России.

4. Реализация стратегии устойчивого развития нашей экономики имеет не только макроэкономическую, научно-техническую и региональную составляющие, но внешнеэкономический аспект, в котором следует учитывать необходимость как повышения ее конкурентоспособности, так и расширения ее пространства. Последнее должно рассматриваться в контексте евразийской интеграции, которая является естественно-исторической для Кыргызстана современной формой конвергентного экономического объединения.

Под евразийской экономической интеграцией здесь понимается конкретная геополитическая форма объединения ряда постсоветских государств в Таможенный союз и единое экономическое пространство (ЕЭП), которая приняла в настоящее время формат ЕАЭС в составе России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении.

Все это лишь часть проблем, которые нуждаются и в фундаментальных и прикладных исследованиях. В последнее время от науки требуется давать конкретный и быстрый результат. Это неудивительно для общества потребления, которому присуще утилитаризм и коммерциализация. Польза, коммерческая выгода абсолютизируются в различных сферах жизнедеятельности человека, и через призму утилитарности оцениваются любые объекты внимания – даже те, которые изначально не призваны отвечать критериям утилитаризма. Не является исключением и наука. Принцип полезности в первую очередь характерен для прикладных разработок, с ним связан интерес именно к экономической выгоде.

Можем ли мы игнорировать такие требования? Конечно, нет. Выше названные направления конвергентных исследований содержат в себе немало потенциальных возможностей для развития прикладных исследований. Разумеется необходимо всячески развивать прикладные исследования, но ни в коем случае ни в ущерб фундаментальным исследованиям, которые являются базисным, стратегическим инструментом для создания новых конвергентных технологий.

Жумагул Сааданбеков, доктор политических наук

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×