Добавить свою статью
21 Мая 2020
Предложения по разработке экономической концепции страны в постпандемический период
На последнем заседании Совбеза президент страны уважаемый С.Ш. Жээнбеков обратил внимание на необходимость разработки долгосрочной экономической концепции, в которой будут отражены цели и направления на ближайшие годы, для обеспечения постепенного, стабильного роста отечественной экономики в постпандемический период. Действительно страна нуждается в такой единой концепции, где должна быть отражена структурная деятельность всех бюджетообразующих отраслей экономики Кыргызстана на среднесрочную и долгосрочную перспективу 3, 5 и 10 лет.

В рамках отмеченного выше, отдельные министерства и ведомства пытаются закрепить свои проекты по концепциям. Однако такие концепции без наличия конкретных Программ и Проектов на государственном уровне и принятия по ним действенных мер со стороны Правительства страны, подкрепленных финансовыми источниками и ответственными исполнителями, оставались и останутся нереализованными на практике. В качестве примера можно отметить проект Концепции развития топливно-энергетического комплекса КР до 2030 года, который рассматривается в текущий момент на правительственном уровне.

Знакомство с содержанием этой Концепции и ранее принятым (см. аналогичную концепцию прошлых лет) позволяет сделать определенные выводы и предложить некоторые меры по их улучшению.

1. Наш Кыргызстан находится в самом сердце огромного Евразийского континента. Высокие горные системы формируют главное богатство страны – чистейшую воду. Вековые ледники и снега являются началом больших и малых рек, которые, в свою очередь, стекая в низину, питают живительной влагой цветущие долины и водой население республики и соседних стран. Потенциал этих рек является основой развития энергетики, без которой немыслимо развитие экономики любой страны, в том числе, нашего. На самой многоводной и мощной р. Нарын во времена Союза был построен уникальный каскад гидростанций. Производственная база ГЭС включает в себя 9 крупных электростанций и столько же малых, суммарной проектной мощностью всего около 3000 МВт, хотя Кыргызстан по своим потенциальным возможностям мог бы выработать больше и стать крупным производителем электроэнергии в регионе.

2. В текущий момент вырабатываемый объем электроэнергии в основном идет на внутренний рынок, так до 70 % использует население, остальное поставляется на поддержку промышленности, бизнеса и других потребителей. Такое положение в энергетике является одним из сдерживающих факторов развития экономики страны. Для дальнейшего сбалансированного и диверсифицированного экономического развития страны необходимы кардинальные решения, в первую очередь, потребуется формирование качественной инфраструктуры и новых энергомощностей.

3. Гидроэнергетика - это одновременно и сильная, и слабая сторона энергетики Кыргызстана. Сильная потому, что гидроэнергетика не загрязняет окружающую среду и стоимость электроэнергии существенно ниже других возобновляемых источников энергии и составляет около 0.01 долл. США. Слабая – это первоначальные высокие затраты и длительный срок окупаемости, а также то, что в годы маловодья нуждается в поддержке от других более затратных источников энергии. И все же, несмотря на слабые стороны, гидроэнергетика является магистральным путем развития новых мощностей и увеличения выработки энергии для потребностей основных секторов экономии страны. В настоящее время гидроэнергетический потенциал страны освоен всего на 10 %. Поэтому, согласно СУР страны на 2020-2040 годы, ведутся работы по привлечению инвестиций на строительство и реконструкцию следующих объектов: Камбаратинской ГЭС-1 и ГЭС-2, Верхненарынского каскада ГЭС и Ак-Булунской ГЭС, Учкурганской ГЭС, Атбашинской ГЭС и Токтогульской ГЭС, а также по строительству мини-ГЭС на малых реках.

4. Вместе с тем следует заметить, что в Энергостратегии-20-30 основное внимание уделено на водные ресурсы и снижению доли угля в топливном балансе, такой подход может оказать отрицательное влияние на развитие топливно-энергетического комплекса (ТЭК) КР и представить угрозу ее энергетической безопасности. Для преодоления таких негативных тенденций должна быть, в рамках разрабатываемой Концепции развития ТЭК и Программы по энергосбережению и энергоэффективности, поставлена задача формирования рационального топливно-энергетического баланса на основе освоения гидроресурсов и увеличения доли угля. Согласно планам выработка электроэнергии к 2025 г. должна быть удвоена и достигнут отметки 30 млрд. кВт*ч/год. Это даст нам возможность не только полностью обеспечить электроэнергией внутреннее потребление и привлечь в страну стратегические энергоемкие производства, такие как ферросплавные, или алюминиевые заводы, но и поставлять электроэнергию в экспорт. Рынок для этого имеется, например, страны Южной Азии – Афганистан, Пакистан и Индия инициировали проект САSА-1000.

5. Традиционная угольная энергетика во всем мире достигла своего предела в части эффективного использования твердого топлива (1/3 всей вырабатываемой энергии приходится на уголь), а также имеет наивысшую степень загрязнения окружающей среды. Несмотря на это ведутся работы по строительству новых станций угольной генерации. При этом огромное внимание уделяются повышению энергетической эффективности используемого угля, а также обеспечению высокого уровня экологической безопасности объектов промышленной и коммунальной теплоэнергетики. В пользу угольной энергетики свидетельствуют следующие моменты: удельные затраты на сооружение ТЭС 1,5 и более раз ниже чем ГЭС; сроки сооружения не превышает 4-5 лет; окупаемость при комплексном подходе к переработке угля намного ниже, чем аналогичных по мощности гидростанций, отсутствует отвод земли под водохранилища и т.д.

6. В Кыргызстане функционирует единственная ТЭЦ в г.Бишкек, основанная на традиционном сжигании угля до 1.2 млн. т/год. Она прошла модернизацию, существенно повышена проектная мощность. Несмотря на повышение мощности, объем генерируемого тепла и энергии недостаточно для обеспечения столицы, поэтому на разных уровнях ведутся разговоры о запуске ТЭЦ-2, основанной на использовании покупного природного газа. Никакие доводы по поводу снижения смога в столице не могут быть аргументом для принятия такого решения при нынешнем положении экономики и социального положения населения страны. Использование такого газа обойдется очень дорого и, все это ляжет тяжелым бременем для населения. Даже наши соседи, Узбекистан, Россия, богатые на природный газ, там, где это возможно применяют уголь для генерации энергии, а газ используют для других производственных целей, например, в металлургии, стройиндустрии и химической отрасли. В то же время Кыргызстан, бедная на газ и нефть, владея большими запасами угля, более половины потребного объема угля для ТЭЦ и населения импортирует из Казахстана. Карантинный период показал, что основным источником смога является автотранспорт и жилмассивы вокруг столицы, которые сжигают уголь в зимний период. Следует отметить, что в Улан-Баторе (Монголия) принятые на уровне правительства меры по улучшению качества сжигаемого угля (связано с производством и использованием для бытовых нужд бездымного брикета на основе облагороженного/очищенного угля) вдвое позволило снизить загрязнение атмосферы вредными выбосами.

7. В прежние времена вынашивались планы по увеличению объемов добычи угля на крупнейшем месторождении Кара-кече до 3.0 млн. т/год, сооружение ветви железной дороги «Балыкчи – Кочкор – Кара-кече» и строительство крупного ТЭС (проектной мощностью -1200 МВт). По предварительным расчетам, реализация такого проекта стоила огромных капитальных затрат в размере 2.3 млрд. $. Только на строительство ж/дороги, согласно имеющегося ТЭО, затраты составляли 860 млн. $. Проект изначально был убыточным, поэтому остался не реализованным из-за отсутствия потенциальных инвесторов.

8. По нашему мнению подход к реализации такого масштабного проекта должен быть иным. Во-первых, основным условием целе-сообразности строительства ТЭС определенной мощности должно быть наличие в районе строительства крупного потребителя энергии. Однако этого нет в проекте, как и нет решения вопросов транспортировки энергии в другие регионы. Проектная мощность новой ТЭС должна быть увязана с потребностью в энергии, подлежащих к сооружению промышленных объектов в этом регионе. Во-вторых, для исключения сезонности работы угольных карьеров нужно освоить новые экологически «чистые» угольные технологии, позволяющие обеспечить не только круглогодичное функционирование угледобывающих предприятий, но и создать предпосылки для строительства современных ТЭС. В третьих, нужно решить проблемы транспортирования грузов, путем освоения альтернативных железной дороге транспортных коммуникаций.

Зарубежный опыт в этом плане имеется и уже достигнуто первые результаты. Ведущие страны мира (Китай, США, Корея, Япония и др.), в текущий момент демонстрируют признаки повсеместного внедрения чистых технологий использования угля для своих новых ТЭС. Так, в Южной Корее введена новая ТЭС, оснащенная сверхсовременной системой управления и мониторинга энергоблоков, охватывающей все технологические процессы и систему очистки дымовых газов. В Японии для генерации энергии применяют уголь, очищенный от золы, в США используют сочетание синтез- газа из бурого угля и природного газа. Китай в настоящее время ограничивает разрешение на строительство пылеугольных блоков, расход условного топлива у которых выше, чем 300 г/ кВт*час. В этой стране поощряют строительство крупных ТЭС с более высокой эффективностью, низким потреблением воды и более эффективным контролем выбросов.

Анализ зарубежного опыта показывает, что, электростанции работающие на газе, являются выигрышными в сравнении с ТЭС с точки зрения капитальных затрат и менее дорогие, чем станции, которые работают на гидроресурсах. Так, например, в Туркмении запущена новая ТЭС на природном газе проектной мощностью около 1500 МВт, капитальные затраты составили 1.5 млрд. $. ТЭС в Южной Корее проектной мощностью 1740 МВт на угле обошлась – 2.4 млрд. $. Следует заметить, что из общих затрат до 700 млн. $ потрачено на обеспечение высокой очистки дымовых газов от вредных выбросов.

Лидером в газификации угля является англо-голландская компания «Shell», имеющая наибольшее в мире количество проектов по превращению угля в газ с целью выработки электроэнергии. Именно с этими технологиями лидеры в области газификации угля - США, Япония, Китай, Германия - связывают в настоящее время так называемое «второе рождение угля». Следует отметить, что по расчетам специалистов компании «Shell» удельные капиталовложения при строительстве ТЭС, работающих на газе из угля, проект обходится на 10-20 % дороже ТЭС на природном газе.

9. Наша республика располагает весьма значительными по своим масштабам месторождениями черных и цветных металлов и угля. По запасам этих видов сырья она занимает одно из ведущих мест в центрально-азиатском регионе. Многие месторождения разведаны и подготовлены к эксплуатации. Однако в текущий момент, в основном идет добыча золота, сурьмы, ртути и угля. Поэтому государственная стратегия КР в развитии горно-металлургического и энергетического отраслей должна быть направлена на дальнейшее эффективное освоение минеральных ресурсов, организацию производств по выпуску металлопродукции крупными предприятиями, увеличение добычи угля и строительство новых энерго-мощностей, в том числе, ТЭС. (Об этом мы писали раньше)

Металлургия - сравнительно молодая отрасль промышленности КР. Она появилась лишь в годы второй мировой войны и в настоящее время представлена предприятиями полного и неполного цикла производства. Они дают ртуть, сурьму, золото и сплавы. Крупнейшие предприятия металлургии республики – Айдаркенский ртутный комбинат, Кадамжайский сурьмяной комбинат, Карабалтинский горнорудный комбинат, Кыргызский химико-металлургический комбинат и др. в текущий момент простаивают по разным причинам или работают не в полной мере. Последние два объекта металлургии представляют стратегический интерес для потенциальных инвесторов при наличии требуемого объема исходного минерального сырья. Металлургия черных металлов в стране вовсе отсутствует.

10. В связи с вышеизложенным, предлагается в ближайщей перспективе расширение буроугольного месторождения и строительство ТЭС рассматривать в комплексе с созданием промышленного кластера по выпуску губчатого железа на базе Жетимского месторождения железных руд.

Уникальность предложения заключается в том, крупные по запасам железо-рудное месторождение «Жетим» и буроугольное месторождение «Кара-кече» находятся в одном регионе. Для производства продукции – метал-лизированных окатышей, помимо исходного рудного сырья нужен вос-становитель, в качестве которого при производстве железа используют синтез-газ, (смесь СО и Н2), получаемый путем газификации угля. При этом создаются условия для применения альтернативных вариантов перевозки груза с использованием других технологий, например, струнных технологий или подвесных конвейеров, трубопроводов и т. п, что является наиболее оптимальными видами надземного грузового транспорта. Реализация предложения (имеется бизнес-план) предусматривает производство синтез-газа из угля, необходимого как для получения железа, так и генерации энергии. Это, в свою очередь, обуславливает увеличение объемов добычи угля, внедрение инновационных технологий по ее переработке. Реализация такого проекта обеспечит решение следующих вопросов:

 развитие металлургической промышленности, увеличение вклада отрасли в решение национальной стратегии экономического развития Кыргызстана - повышения ВВП и качества жизни населения региона;

 содействие решению задач по развитию основных металло-потребляющих отраслей экономики:

 развитие и создание необходимых объектов инфраструктуры (ТЭС, ЛЭП, транспортные коммуникации, трубопроводы);

- создание новых рабочих мест и повышение спроса на технические кадры;

- обеспечение дополнительных налоговых поступлений; увеличение экспортной выручки (доходов от продаж).

Таким образом, добыча и переработка руд черных металлов, увеличение объемов добычи и переработки угля, генерация энергии и выпуск облагороженных продуктов из угля может занять весомое место в экономике страны, позволит решать социальные задачи, развивать инфраструктуру, улучшать уровень жизни населения и экономический рост страны. Считаю, что именно такие масштабные Программы и Проекты должны быть центральным звеном при разработке Концепций экономических отраслей Кыргызстана.

Д.т.н., профессор А.А. Асанов

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

13-03-2023
О перспективах развития малой гидроэнергетики в свете последних решений Правительства КР
1254

24-08-2022
Водные ресурсы – во благо развития страны
1679

16-03-2022
О современном состоянии и перспективах развития сферы высшего технического образования и науки в КР
2014

18-01-2022
Развитие малой энергетики – основа выхода из энергодефицита в ближайшие годы
3700

04-10-2021
Пока не поздно, нужно развивать угольную энергетику Кыргызстана
1898

20-08-2021
Природные ресурсы - во благо развития экономики Кыргызстана
4099

09-08-2021
О железнодорожной и газотранзитной инфраструктуре Кыргызстана
2918

05-05-2021
Развитие топливной энергетики – единственный путь выхода из нынешнего кризиса
2602

10-03-2021
Настало время реализации мегопроектов в Кыргызстане
6343

04-12-2020
Об Экономической Программе СКС и не только
4816

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×