Который год 8 марта для нас женщин Кыргызстана – это день цинизма и двурушия, лжи и обмана: говорят одно, а делают весь год другое, приносят в тот день женам цветы, шампанское, шоколад, но уже со следующего дня действуют привычно: унижают, презирают, систематически бьют.
В этом году и вовсе не прикрывали свои действия: прямо с митинга 8 Марта открыто силой милиция Свердловского района затащила два десятка девушек в автобусы, отвезла их в РОВД, продержала несколько часов с формальными допросами, но, поняв, что нет никакой юридической базы посадить их даже на ночь, - за что?! - под давлением общественности была вынуждена их отпустить. И никто не понес наказание за эти неправовые действия, ни глава РОВД или ГУВД, ни министр внутренних дел КР.
Между тем страну саркастически просклоняли за эту выходку против женщин прямо в день 8 Марта во всех крупнейших мировых СМИ.
Это мы — страна Бурулай, страна острого дефицита кризисных центров для защиты женщин, пока единственной женской колонии, где сидят немало женщин за убийство или покалечение бывших мужей, чаще всего в результате самообороны, где до 10% в общем числе браков составляют браки с несовершеннолетними; более 20% браков по стране основаны на краже невест, в Таласской области эта цифра подскакивает до 60%, а на Иссык-Куле до 45%. По данным Нацстаткома, за 2019 г. зарегистрировано 6145 случаев семейного насилия. В 2018 г. 970 женщин обратились в больницы после случаев семейного насилия и получили охранный ордер, который работает только три дня. Обидчики-мужья бьют в 4 случаях из 5 в пьяном виде. 62 женщины убиты, 288 женщин получили увечья и травмы. В период пандемии за последние три месяца насилие над женщинами взлетело в разы во всем мире, и у нас соответственно.
Случай в Сузакском районе Жалал-Абадской области получил за последние дни широкий резонанс в стране. Только накануне все содрогнулись от зверств мужа над женой в Баткене. Раньше все пришли в ужас от сожжения живьем на Иссык-Куле бывшей жены, сперва закрыв наглухо ларек, а глубокой зимой в Нарынской области муж просто расстрелял свою жену. Нет продыху, не успеваешь опомниться от одного зверства, как накрывает информация о другом. Да, все мы были в период пандемии КОВИД-19 заперты на время, нарушился привычный график жизни, резко сузилось пространство жизни и общения, люди потеряли работу, заработки, все пошло наперекосяк, но все это не оправдывает потерю человеческого облика, превращение в жестоких, измывающихся над женами, детьми, всей семьей негодяев. Сказано-пересказано за последние несколько дней в соцсетях про это многое, весь пар еще не вышел, будет, знаю, высказываться еще, давать оценки.
Идет жаркое пристрастное обсуждение поведения наших сограждан на национальном уровне: кто мы, откуда и куда идем, как дошли до этого?! Что делать, чтобы остановить насилие?!
В обсуждении участвуют в основном пока женщины-активистки, эмоциональный накал высокий, идет по нарастающей; как показывает жизнь призывы к изменению патриархального кода поведения населения не достигают адресатов; перемены после шоковых случаев и принятия мер едва заметны; единичные законы, нередко не бьющие в точку у нас есть, но работают они вхолостую. Толща народного сознания жестко контролируется мужскими кадрами, стереотипами и догмами, будь они представители власти или религии: «Эрди катын урушат, эси кеткен болушат», «Койлуу катын куйрук жейт, эрлуу катын таяк жейт», «Катынды башынан, баланы жашынан», «Аялдын чачы узун, акылы кыска». Нигилизм, пренебрежение правами женщин, точнее их дискриминация, стали нормой нашей жизни.
Как показывают события в Америке, антирасовые призывы и протестные выступления раскачали даже такую сильную могущественную страну и разносят до основания стабильность в десятках крупнейших городов. США проходят такой болезненный процесс в надежде решить острые накопившиеся проблемы дискриминации и несправедливости. Свой путь вперед американцы определят на выборах, в этом ноябре.
Мы стоим накануне своих парламентских выборов. Положение в экономике весьма критическое. Подготовка политпартий к выборам держит их рот под замком, пусть хоть костер горит во дворе их дома. Вопрос дискриминации женщин, имея в виду традиционно низкий локальный порог восприятия этих вопросов, никогда не был и не будет по их мнению центровым на выборах. Они, как правило, опускают его до уровня бытовухи.
Однако с учетом всех изменений, которые произошли за последнюю декаду, в первую очередь, в связи с возросшей ролью женщин в экономике, с учетом их интенсивного вовлечения в миграционные потоки, активной урбанизацией и втягиванием женщин в трудовые отношения, все более расширяющимся вовлечением страны и особенно молодежи в глобализационные сети, всем надо всерьез задуматься о политической повестке развития страны в будущем десятилетии, когда мировой тренд коснется и нас: будет очевиден рост роли и места женщин и молодежи в развитии каждой страны и всей планеты.
Нам в нынешней ситуации в Кыргызстане нельзя обострять и накалять рассмотрение ряда, пусть и взрывных, вопросов, нам нужно провести в мирной обстановке честные и справедливые выборы осенью с.г. в ЖК.
Однако власти должны сейчас весьма срочно принять ряд неотложных мер для снятия острых вопросов общества: мы свидетели как из-за убийства одного человека качнулись фундамент и несущие плиты мировой супердержавы. У нас в Кыргызстане все случаи насилия против женщин, реакции на них властей, смею заверить, являются в такой же мере индикативными по части несправедливости, бесправия, халатности для тех, кто наделен властью воздавать по закону преступникам. У женщин нашей страны чаша терпения на пределе, они объединяются и призывают: «Хватит терпеть!», «Жизнь девушек и женщин имеет ценность».
Обращаюсь к депутатам ЖК, к Вам, уважаемый Президент, принять ряд незамедлительных мер, чтобы привести в норму температуру общества, успокоить его:
1. Дать вашу оценку таким фактам и процессам, уничижающим и растаптывающим роль женщин в кыргызском обществе. Репутация страны из-за таких диких фактов, не совместимых с цивилизацией 21 века, может треснуть так, что стыдно будет не только официальным представителям, но и просто гражданам страны появляться на международных площадках, а инвесторов и туристов к нам простынет след.
2. Мобилизовать правительство на оперативные и долгосрочные меры по исчерпывающей оценке случившихся фактов насилия в последнее время и за все время пандемии. Вице-премьер-куратор, министр труда и социального развития, в мандат которого входит защита женщин, должны принять все меры и уверить нас, общественность в их дееспособности, состоятельности и надобности. На фоне обострения вопроса с насилием женщин во время пандемии у нас в разных уголках страны вспыхивали возмутительные, сотрясающие страну инциденты насилия против женщин. Ни одно должностное лицо во власти, начиная с главы правительства, всего его аппарата, не дали никакой реакции по этим случаям!
3. Правоохранительные органы должны тщательно разобраться по каждому преступлению и принять безотлагательные правовые меры в соответствии с буквой закона, не поддаваясь встречным заявлениям мужа, родственников и других ходатаев. Мы — а нас миллионы — будем на страже решений судебной власти по этому вопросу, никаких сделок! Это важно и нужно сотням тысяч страдающих, живущих под гнетом битья и унижений женщинам, их детям. Мы не допустим, чтобы в судах далее работали такие судьи, как Айбек Эрнис уулу, и мы будем добиваться справедливого решения по делу поруганной несовершеннолетней девочки.
4. Накануне выборов общественность должна дать оценку депутатам прошлого созыва и настроить общественное мнение против тех, кто идет в ЖК вновь, но без позиции и авторитета, отсиживаясь в парламенте, чтобы «пасти» свой бизнес.
Претензии есть к мужчинам, и особенно к женщинам. Квота для женщин в парламенте обязывает их следить и поднимать вопросы участия женщин во всех областях и сферах жизни, их роли и доли. Мы констатируем за исключением единиц неэффективность женского состава 6-го созыва ЖК. Разочарование и негативную оценку вызывает профильный по обсуждаемому вопросу социальный комитет во главе с ее главой.
5. Религия, ее лидеры, чтобы быть в тренде современного развития, должны служить обществу не в насаждении традиционных патриархальных взглядов, но в преодолении отживших, ретроградных стереотипов, ведущих к приниженной, подчиненной роли женщин, отворачивающих ее от знаний. Насилие над женщиной, уверена, решительно осуждается в исламе. Человеческое достоинство признается религией высокой неизбывной ценностью.
6. «Мягкую силу» власти в работе с народом должны составлять интеллигенция – писатели, поэты, артисты, ученые, университетская профессура. Они, не отрицаю, год из года, участвуют в формировании общественного мнения, выражая свою точку зрения, однако, как правило, атомарно, врассыпную, по мере их приглашения на ТВ или радийные передачи. По острым вопросам развития страны едва улавливается внятная позиция «вершителей умов». Университеты, их профессорский состав столь углубленно заняты учебным процессом, что им дела нет до общественных брожений, всегда держатся в стороне, хотя они имеют непосредственное влияние на молодежь, создающую семьи уже на студенческой скамье. Нет ни одной кафедры в наших университетах по гендерному равенству. Ничтожно мало научных исследований на эти темы. Никто не изучает тему девочек, что сейчас является одной из ведущих в рассмотрении человеческого капитала каждой страны. В ряде университетов выпускают специалистов по социологии, но ни один из их десятка не создает, возможно при определенном участии правительства, социологическую лабораторию, которая могла бы разрабатывать и отражать темы развития страны, города, обучая студентов на рабочем месте. Университет мог бы таким образом зарабатывать средства для себя, помогая восполнить отсутствующую в стране архиважную миссию социологической службы. Странная картина получается: в Кыргызстане создан целый ряд новых университетов с заметным финансовым и кадровым вкладом извне, которые десятилетиями не общаются и не сотрудничают друг с другом, не создают программ и проектов в целях решения острых общественных запросов. К тому же они на сегодня «обезглавлены»: в них есть и нет(?!) первых руководителей, причем годами, и никому до этого нет дела. Наш суверенитет здесь хромает на обе ноги, такая бесхозность и равнодушие серьезно размывают качество обучения и подготовки молодых кадров.
7. Писатели – потерянный отряд, если сравнить их место и роль с прошлыми временами. Удивительно, но вы не найдете ни одной заметной книги, написанной с болью нашими современными писателями на тему насилия против женщин, ала-качуу. Легко уверуешь в то, что здесь есть какая-то мужская солидарность! Зато весьма легко читаемую повесть на тему ала-качуу - книга вышла в 2019 году на трех языках: кыргызском, русском и англ - написал итальянский автор Лючио Сандрерра. К сожалению, и наши акыны, поэты не поднимают обсуждаемую нами тему против насилия женщин, пусть они мужчины или женщины, молодые или в зрелом возрасте. Наш Фонд провел более 80 вечеров поэзии в Филармонии, каждый раз мы выводили на сцену два, а то и четыре поэта, большей частью молодых. Пишут много, талантливо, красиво. Сплошная лирика. Как будто нету страданий в этом мире, нет проблем, которые мучают наше общество, не дают ему развиваться, причиняют боль слабой или, точнее сказать, сильной его половине. Боли нет за детей, за женщин, за сирот, за бедных, за стариков. Сплошные любовные терзания души, любование природой, своим селом, горами, реками, озерами… Как их развернуть, чтобы тонким словом поэзии задевать, воспитывать наших мужчин, матерей и отцов, окружающих в уважении к женщинам, как воспитать терпимость и прощение, мир и согласие в семье?!
Мы должны быть озабочены тем, что исчез целый класс работников в литературном цехе – это критики, чья миссия и есть обнаружить недостатки, указать путь пишущим, сравнить с другими, направить на новые важные темы. Надо их воспроизвести, помочь их становлению!
8. Направляющую и организующую силу сегодня взяли на себя и ведут средства массовой информации (СМИ). Ведут весьма грамотно, конкурентно, а значит, и качество передач растет. Сайты работают в наступательном режиме, открыто освещают неудобные вопросы, «опасные темы» тут же попадают на ленту. Радио подхватывает, в лидерах «Азаттык»; другие независимые радиостанции также могут осветить сложные острые вопросы сполна, без купюр.
Телевидение разное: от государственного до десятка частных каналов. Первый канал всю неделю не показывал факт насилия в Сузаке. Стыдно?! Дико?! Это будто не в нашей стране! Но обсудить-то проблему нужно ведь, замолчать ее никак нельзя. Рано или поздно придется о ней говорить. Не перестраховывайтесь зазря! Ведь время дорого! Надо быть творческими и изворотливыми, коль не пущают сверху!