72-й годовщине кыргызского кино посвящается
Наша вселенная сохраняется благодаря полярным взаимодействиям: плюс-минус (электричество), инь-янь (энергия), мужчина-женщина (физиология), добро-зло (мораль), темное-светлое (все кроме пива), прекрасное-безобразное (эстетика), позиция-оппозиция (политика), правильное-неправильное (этика) и т.д. и т.п. до бесконечности. Когда есть это естественное взаимодействие полярных явлений, возникает эволюция. И это естественное взаимодействие мы иногда называем ИНТРИГОЙ. Есть интрига - есть развитие, сюжет, драматургия. Нет интриги – наступает скука, застой, разрушение. А поскольку кыргызское кино бурно развивается, и это подтверждают даже те, кто убежден, что не в ту сторону, уже говорит о наличии в кыргызском кино ИНТРИГИ. Но с чего же все начиналось?
Фашисты вторглись в мирную страну строителей Коммунизма и вождь народов призвал приложить все усилия противостоять коварным захватчикам. Были воздействованы все возможные инструменты сопротивления, в том числе такое мощнейшее идеологическое оружие, как кинематограф. 17 ноября 1941 года в городе Фрунзе открылась первая студия хроникальных фильмов, должная повествовать подвиги тыловиков Советской Киргизии ради победы Красной Армии. Таким образом, в результате МИРОВОЙ ИНТРИГИ, на стыке войны КОММУНИЗМА-ФАШИЗМА, родилась Кыргызская Кинематография. Можете себе представить, если бы не война, когда бы у кыргызов появилось кино?
Но кончилась война. Мы победили. Начались мирные будни. Уже процветали кыргызские опера и балет, литература, драматическое искусство, музыка и ...кино?... В кыргызском кино, как оказалось, работали одни русские и евреи. А это было не по-советски: «национальная по форме, социалистическая по содержанию». В Киргизии должны были выпускаться «киргизские фильмы снятые киргизами». Вот тебе и новая ИНТРИГА!
Начались поиски талантливых и молодых для отправки во ВГИК. Возглавил это движение Председатель Госкино Киргизской ССР Шаршен Усубалиев. Пока в Москве и Ленинграде учились национальные кадры, на киностудии «Кыргызфильм» были сняты первые художественные фильмы прославившие кыргызское кино на всесоюзном экране. «Салтанат» Василия Пронина, «Моя ошибка» Ильи Кобызева, «Перевал» Алексея Сахарова, «Зной» Ларисы Шепитько, «Первый учитель» Андрея Кончаловского и др. Но настоящий бум кыргызского кино начался с фильмов выпускников ВГИКа и высших режиссерских курсов. «Трудная переправа» Мелиса Убукеева, «Выстрел на перевале Караш» Болота Шамшиева, «Небо нашего детства» Толомуша Океева, «Материнское поле» Геннадия Базарова и той плеяды талантливых режиссеров создавших целую галерею короткометражных шедевров, как Шайымбека Апылова, Бекеша Абдылдаева, Клары Юсупжановой, Лилии Турусбековой, Карэла Абдыкулова, Сагына Ишенова. Да всех и не перечислишь. Ну и кончено же, творчество Чингиза Торекуловича Айтматова и духовное наследие кыргызского народа определили истоки этого бума.
Таким образом, задача партии и правительства Советского Союза, к концу 70-х годов была выполнена. На всех кинофорумах и изданиях о кино говорили о «киргизском чуде». И... кончилась ИНТРИГА!
Но поскольку для эволюции ИНТРИГА была необходима, то она, конечно же, появилась и обрела форму соперничества двух персоналий: Океева и Шамшиева. Чей фильм займет больше призов, о ком будут больше говорить, кто получит ту или иную правительственную награду. А братство кинематографистов разделилось на три лагеря: Шамшиевские, Океевские и те, кто сами по себе. К началу 90-х вместе с СССР развалилось и это соперничество. А в 2001 году, когда умер Толомуш Океев, на одном из собраний Болот Толонович Шамшиев предложил присудить киностудии «Кыргызфильм» имя Толомуша Океева. Благородный финал благородной ИНТРИГИ!
К 80-м годам в кыргызское кино стало вливаться новое поколение выпускников ВГИКа, со своим видением, со своими амбициями: «Разве Чубак хуже Манаса?». Но, к великому сожалению, ИНТРИГИ между поколениями не получилось. Ни один фильм этих лет не смог сравниться ни с «Волчьей ямой» Шамшива (1983), ни с «Потомком белого барса» Океева (1984).
Но вот наступили роковые 90-е. Развалилась Империя, частью которого было кыргызское общество. Из высоких трибун аксакалы «киргизского чуда» громогласно констатировали смерть кыргызского кино и разбежались по бизнес структурам и дипломатическим представительствам. И именно тогда родилась настоящая ИНТРИГА полярного взаимодействия ЖИЗНЬ-СМЕРТЬ.
И первой ласточкой этой интриги стали короткометражка Актана Арым Кубата «Селькинчек» (1993) и полнометражный фильм Марата Сарулу «Инспе» (1992). В 1994 году были сняты «Башат» Болота Алимбаева, «Глиняный мальчик» Эркина Рыспаева, «Таранчы» Эрнеста Абдыжапарова, «Не плачь, Носорог» Темира Бирназарова, покоривших сердца зарубежных фестивалей. В 1995 году вышли «Вселенная Манаса» Мелиса Убукеева, «И кликнул клич, Манас!» Нуртая Борбиева и «Бураный полустанок» Бакыта Карагулова. В эти же годы снимает свои короткометражки Геннадий Базаров: «Антракт», «Ночью», «День ангела». В 1998 году на весь мир прогремел «Бешкемпир» Актана Арым Кубата. В 1999 году Союз кинематографистов возглавляют семь режиссеров (Актан Арым Кубат, Марат Сарулу, Бакыт Карагулов, Тынай Ибрагимов, Шамиль Джапаров, Эрнест Абдыжапаров, Александр Коротенко), а на пост Госкино назначается Мукталы Бектеналиев. В результате этих рабочих будней в 2001 году Жогорку Кенеш КР, при активном участии Дооронбека Садырбаева, принимает закон «о Государственной поддержке кыргызского кинематографа» и впервые начинается государственное финансирование кыргызского кино.
Именно в эти годы противостояние ЖИЗНЬ-СМЕРТЬ должна была скатиться в кризис, но Союз кинематографистов Кыргызстана возглавляет Гульсара Ажибекова и из ее домашнего сейфа пропадают 90 тысяч долларов, принадлежащих всем членам союза кинематографистов (2004). А в 2005 году, вместе со сменой политической верхушки, сменяется власть в кино. ИНТРИГА теперь обретает финансово-политическую окраску ПОЗИЦИЯ-ОППОЗИЦИЯ. На эволюционном пути развития кыргызского кино вновь появляется мэтр кыргызского кинематографа Болот Толонович Шамшиев. Государственную киноструктуру возглавляет кинорежиссер Замир Эралиев. В союзе кинематографистов председательствует бизнесмен Таалабек Бапанов.
Наступает 2010 год. Борьба сторон еще не успела потерять своего смысла, как произошла апрельская революция. Некогда ПОЗИЦИЯ, а за последние пять лет оказавшаяся ОППОЗИЦИЕЙ, вновь стала ПОЗИЦИЕЙ. На этот раз Госкино возглавил кинорежиссер Шамиль Джапаров, а в борьбе за пост председателя Союза кинематографистов Кыргызстана ПОЗИЦИЯ неожиданно разделилась на два принципиально противоборствующих стороны. Началась новая ИНТРИГА. Как потом оказалось, на различных полюсах друг против друга обосновались «народники» и «элитники» (расшифровка будет дана позже). «Народники», которые ранее привели на пост директора киностудии «Кыргызфильм» Таалая Кулмендеева, выдвинули на пост Председателя Союза кинематографистов Садыка Шер Нияза, а «элитники» Тыная Ибрагимова. «Народники» не только победили в этой схватке, но работая методично и целенаправленно сместили с поста председателя Государственного агентства по кинематографии Шамиля Джапарова, который откровенно поддержал «элитников» и вместо него вновь посадили Мукталы Бектеналиева. Мукталы Бектеналиев, талантливейший чиновник от бога, не тонущий ни при каких режимах, покровитель «элитников» и верный друг «народников».
Теперь расшифруем эти термины. «Элитники» - это та часть кинематографистов, которая убеждена в том, что кино должно быть высоким произведением искусства, доступным пониманию только высокоинтеллектуального и образованного зрителя. И «элитники» глубоко верят в то, что именно «народники» превратили кино в «караоке» , в балаган, в коммерческое шоу, отчего любой коммерсант может пройти семидневный мастер-класс и снимать фильмы однодневки ради пополнения своего кармана. «Народники» - это та часть кинематографистов, которая убеждена в том, что традиционное кыргызское искусство никогда не делилось на элитное и массовое, ввиду не классовости общества кочевнической цивилизации. Что образное видение эпических сказителей манасчы, популярные среди широких масс кыргызского народа, схожа по природе с языком кинематографа и именно из этих предпосылок высокие образцы кинопроизведений доступны для широких масс кыргызских кинозрителей.
Ну что ж... Пора подводить итоги моих рассуждений. Если мое определение ИНТРИГИ верное, то нынешнее противодействие сторон, справедливых и верных и с той, и другой стороны, придаст нынешнему состоянию кинематографа новую волну успехов. Но не так долог наш век. Очень скоро вместо нас придут другие. Они несомненно будут бразованее, талантливее, честолюбивее нас и будут снимать такое кино, которое они посчитают нужным для своего времени. И именно они создадут новую ИНТРИГУ взаимодействия КЫРГЫЗСКОЕ КИНО-МИРОВОЕ КИНО!
Надеюсь эта утрированная статья и пунктирное обобщение истории кыргызского кино никого не оскорбила. Глубоко приношу свои извинения, если кого-то несправедливо задел, или если кого-то несправедливо забыл, или же упомянул всуе. Но целью этой статьи, на самом деле, было констатировать реалии сегодняшних будней кыргызского кино, и чтобы через призму нашего славного прошлого мы смогли бы все вместе, даже разместившись по разных полюсах взаимодействия, заглянуть в наше общее завтра. И конечно же, хотелось придать этому отвратительному слову ИНТРИГА, хоть какой-то положительный смысл.
С 72-х летним юбилеем тебя, КЫРГЫЗСКОЕ КИНО!