Добавить свою статью
31 Декабря 2020
Старые и заброшенные дома Бишкека

На улице Токтогула на пересечении улицы Калык-Акиева находятся дома 230, 232, которые были построены в 60, 70 -е годы. Когда-то благоустроенные дома имели приятный внешний вид. Во дворе дома, также как и на улице, было много зелени, чисто. Однако, с введением Жилищного кодекса, благодаря которому жилые помещения домов были перепрофилированы в кафе и магазины, дома и окружающая территория стали портиться. Например, дом 232 покрыт сажей, на улице от уличной торговли стало грязно, а деревья практически все высохли и вырублены. Между тем руководство домов и МТУ способствуют тому, что в домах становится невозможно жить.

Руководство дома 230 никогда не обсуждали с жителями план по улучшению общего благосостояния дома, хотя по закону они это обязаны сделать. Также не было проведено ни одного собрания с обсуждением вопросов благосостояния дома. Соответственно, жители интересуются вопросом, составлялись ли какие-либо протоколы, касающиеся деятельности дома. В связи с этим, жители, которые не видят никакой прозрачности в работе домкома и домоуправления, не знают, насколько рационально используются их денежные выплаты.

Другим примером грубого нарушения руководством дома является то, что введение бизнеса на первом этаже дома, это работа кафе и точек общепита, требует согласования с домкомом и жителями. Но, это требование не выполняется руководством дома, которое, в принципе, согласно положению о работе придомовых комитетов, должно смотреть за противопожарной и экологической безопасностью дома. В результате этого, арендаторы кафе все время занимаются той деятельностью, которая им выгодна. Например, в кафе дома 230 были использованы газовые баллоны, мангалы. В 2016 году была построена большая печь на улице возле кафе 230. Так как руководство дома не заботилось, тем насколько такая деятельность может оказать негативное влияние на жителей дома, то они стали сами добиваться того, чтобы руководство кафе соблюдали законы противопожарной безопасности. Однако, отправляя письма с жалобами, жители добиваются годами, чтобы выдаваемые предписания были выполнены.

В прошлом году к президенту ( экс-президенту) была отправлена очередная письменная жалоба. В ней жители домов 230, 232 описывали противоправную деятельность кафе и работу домкомов, также были составлены соответствующие вопросы, и была просьба организовать собрание с отчетом о проведенной деятельности, и указать, какую меру ответственности, должно было нести руководство дома, и МТУ. Необходимо отметить, что это дело находилось в прокуратуре Ленинского района, которое затем предоставило отчет.

Вообще же нужно отметить, что жители, которые голосовали за управляющего дома, это узкий круг людей, сами безразличны к происходящему. Но, если им что - то не нравится, то незамедлительно жалуются в инстанции, и проводят собрания, на котором присутствуют только сами заявители. Когда же другие жители с жалобой обращаются к домкому, то он обычно не реагирует на это, и рекомендует, чтобы жители сами предпринимали меры. Как это было со случаем в 2019 году, когда в кафе дома 230 начали жарить чебуреки, что противоречило нормам противопожарной безопасности.

Другой пример, о том, как работает руководство дома и МТУ, об их полном равнодушии к старым, больным людям, говорит следующий пример. Во время карантина, ни домком, ни работники МТУ не информировали людей, которые числятся в списке нуждающихся в социальной защите, что и им по закону было положено получить гуманитарную помощь. Наверное, они так и остались бы без продовольствия, если бы не работники соц. фонда, которые сами обзванивали стоящих на учете жителей. А о том, чтобы дезинфицировать подъезд, то об этом даже и речи и не был. Между тем, в подъезде от того, что его не проветривают и плохо моют, отслаивается штукатурка, пахнет сыростью и перегаром, одно время летали мошки.

Как проходит выбор домкома?

Прежде чем коснуться вопроса о том, как проходят выборы руководителей дома 230, то для начала необходимо обратить внимание на то, какие домкомы работали до сих пор. До 2010 года в доме 230 работала старая женщина. При ее руководстве, каким–то образом, подвальное помещение, которое принадлежало дому, и использовалось в качестве места, где хранили коляски, перешло в собственность. Сначала, помещение для колясок перепрофилировали в магазин, а в 2005 году в кафе. При этом, прилегающая к кафе территория, была выкуплена, и сделана пристройка. В письмах, жители задавали вопросы, как подвальное помещение перешло в собственность. Однако, в ответах от инстанций, на этот вопрос не было дано ответа. До сих пор некоторые жители не знают, кто и как позволил выкупить подвальное помещение. Но в этом деле, остается очевидным, что при продаже помещения, необходимо было согласование жителей и домкома. Было ли оно сделано, и было ли проведено собрание с жителями, давали ли они разрешение на продажу помещения в собственность? Старожилы, не дают на эти вопросы никаких ответов. При этом же домкоме, долгие годы не ремонтировались трубы и подъезды, которые во многих местах были сгнившими. По территории ездили машины, доставлявшие продукты в магазины и кафе. Возле дома 234 было установлено несколько точек фаст-фуда. После ее отъезда в Россию, в 2010 году назначили другого домкомом, также старую женщину, которая проживает в доме 234. Однако, за время ее правления, которую многие даже не знали, также не было проведено ни одного собрания, каких либо мероприятий, например субботников. В 2017 году назначили нового руководителя дома. Ею стала также престарелая женщина, о ее работе написано выше.

К слову, как же происходил сам выбор настоящего домкома? На собрании кроме женщины, претендовавшей на должность домкома, присутствовало только несколько жителей. В основном это были те, которые поддерживали ее. Приблизительно 14 человек. Между тем, в положении о выборах домкома сказано, что на собрании должно присутствовать приблизительно половина жителей из общего числа квартир. Однако этого не было сделано. Между тем, в отчете было сказано, что практически все жильцы подписали протокол собрания о выборе домкома, и выбрали именно ее. Хотя, на самом деле, из-за того, что не было собрано достаточно подписей, то впоследствии один из жителей ходил по квартирам и просил поставить подпись за того человека, которого жильцы практически не видели и не знали. Однажды, молодая женщина пыталась стать домкомом, но председатель МТУ сказал, что ты ничего не сделала, хотя сам председатель мало что сделал для дома и его жителей. Он не появлялся на собрании и не интересовался положением дел жителей. В этом деле, стоит вопрос: почему председатели МТУ назначают всегда старых женщин, которые не ведут активной деятельности по улучшению состояния дома. Но которые, исходя вышесказанного, позволяют вести противоправный бизнес, которая наносит вред жизни и здоровью людей. Тем временем в положении о выборах домовых комитетах, которых назначает председатель МТУ, и утверждают в БГК, написано, что, контроль за состоянием дома, за его экологической и противопожарной безопасностью, является первоочередной задачей домкомов. Но, с них нет никакого спросу. И даже когда обращались к президенту с просьбой провести полное изучение ситуации, с присутствием председателя МТУ, домкома, с их выпиской предписания, то они отсутствовали. Хотя по положению «домовые комитеты должны представлять и защищать общественные интересы, собственные права граждан в органах государственной власти, местного самоуправления, судах и т.д». Также, прокуратура ленинского района, которое выдало отчет, не упомянуло в нем ни единого слова, о том, какую ответственность должно было нести руководство дома в этом деле, и были ли отмечены какие - либо правонарушения в их деятельности. Сложилось впечатление, что домком по закону не играет никакой роли, и что проблемы дома его не касаются. Не является ли это умышленным сокрытием нарушений дел руководства, и поддержка бизнеса, который причиняет вред жильцам? Не по этой ли причине выбирают на должность домкома престарелых женщин, чтобы они не проявляли слишком большой активности, и не шли против противоправной деятельности бизнеса? Ведь в этом случае они могут получать незаметно для других жителей, какую-нибудь благодарность. Ведь работать на мизерную зарплату никто не согласится.

Почему не дают права создать ТСЖ?

Некоторые жители дома 230 несколько раз поднимали вопрос создания ТСЖ, и в письме также была просьба организовать собрание с проведением открытого голосования. Но этого не было сделано. Председатель МТУ однажды сказал, что руководству кафе не выгодно будет вступать в ТСЖ, так как, в этом случае, их взносы в товарищество будут больше, чем у обычных жителей. К примеру бизнесу, который находится на первом этаже, ( а это не только ресторанный бизнес, но и, частные фирмы, а также, арендуемые помещения, домоуправлением «Айбол), не выгодно платить большие средства на нужды дома. Но, хозяевам кафе выгоднее свободно ездить по внутридомовым дорогам, по которым они поставляют груз в кафе, не платить за подачу и ремонт холодной воды, ведь они не сотрудничают с домоуправлением «Айбол». В этой связи, за это вынуждены платить жители, также как и за ремонт крыши, за ремонт труб общего пользования и.т.д. Кстати, хозяева кафе часто проводят землеройные работы, при этом после этого, дороги не покрывают асфальтом, они так и остаются разбитыми. Затем жители пишут в инстанции, и за деньги государства асфальтируют дороги. В конце необходимо добавить, что дом 230 бесхозный, и так как нет ТСЖ хозяевам бизнеса легче вести противоправную деятельность, нежели, когда в уставе юридически прописаны положения собственников жилья. Из вышесказанного следует, что право на защиту жизни и здоровья, заложенное в конституции, в данном случае остается не реализованным. В результате происходят грубые нарушения, например, пожары, как это было в доме 234, и за это никто не несет ответственность. Гендерные вопросы, когда подпускают к руководству только престарелых и старых женщин, в том числе вопросы национального характера, ведь хозяевами кафе в основном являются лицами некоренной национальности, которые вступают в конфликт с жильцами, и бьют их, когда они начинают защищать свои права, остро стоят в деле правления дома. Но их никто не решает. Организации, отвечающим за порядок в домах и на улице, не интересуются тем, что творится в наших домах, и у них нет никакого намерения делать что –то для нас. У них нет никакого общего плана по благоустройству района, где нет парков, мест отдыха для детей. Деревья на улицах из-за того, что нет арычной воды и ухода, высохли и вырублены, возле магазинов сидят уличные торговцы, разводится грязь, дома из-за копоти становятся черными, а дымоотводные трубы делают внешний вид и без того старых домов – страшными. Государству же выгоднее получать прибыль от точек общественного питания, чем заботится о жизни и здоровье граждан.

Залючение

Наверняка, что в городе много таких примеров, когда из-за работы домкомов и их помощников, а также бездействия МТУ, и коррупции, которая из вышесказанного, может быть и в этой сфере, страдают простые жители. Об этом не раз говорилось, и писалось. Между тем, какой либо ощутимых изменений в этой сфере жители города пока не видят. Практика показывает, что есть положительные примеры работ домовых комитетов, ЖКХ, или ТСЖ. Например, в этом же дворе, есть дом, председатель которого за несколько лет работы сделала новую кровлю, оформила придомовую территорию, ремонт в подъездах, во время карантина участвовала в раздаче гум. помощи. Но, практика также показывает, что есть много домовых комитетов, и ТСЖ, которые работают не эффективно, в результате некоторые распадаются. Почему такое происходит? Для этого есть много причин, в том числе и неусовершенствованные законы, нормативно-правовые документы. Также, во многом, это связано с тем, что старая система управления домами, которая была заложена еще в советские годы, практически не претерпела изменений. Например, домком получает мизерную оплату за свою работу. Другая причина, это то, что такую систему просто невыгодно менять. Ведь плохо работающие домовые комитеты и ТСЖ, а также коррупцию в этой системе, можно использовать в своих целях. Например, присваивать незаконно территорию, на которой бизнес может вести противоправную деятельность, или же, покупать голоса жителей. Поэтому последнему поводу, стоит добавить, что, существует давно сложившаяся практика, это давно уже известно, когда во время выборов, депутаты используют домовые комитеты, и пригодных к делу жителей. Например, известны случаи, когда депутаты или их помощники ходят по дворам, или квартирам, и при помощи тех же домкомов, раздают агитационные листовки, обещают что-то сделать для дома и двора, таким образом, добывают или покупают голоса. Такое было и в доме 230 этого двора. Например, еще в 2005 году, соседка приходила и просила проголосовать за Бермет Акаеву, а взамен убрать гору мусора, которая за ночь, каким-то образом образовалась во дворе. Во время выборов депутатов в БГК, в 2016 году, в доме 232, где на первом этаже кафе вели деятельность, которая шла вопреки правилам пожарной безопасности, красноречиво висел баннер партии СДПК. Также приходили агитаторы партии «Кыргызстан». В сентябре месяце этого года, в подъездах дома 230, 234 установили видео-камеры. Когда, одна из жительниц обратилась к домкому, чтобы узнать, как получить доступ к камере видео-наблюдения, то, она дала номер телефона человека, который участвовал в установке оборудования. Мужчина сказал, что камеру установил «Безопасный город» и дал номер телефона женщины, для получения дополнительной информации. В свою очередь, она представилась как сотрудник штаба партии «Кыргызстан» и сказала, что партия бесплатно установила камеры, для этого были собраны подписи жильцов, и было установлено соглашение со старой жительницей дома. В связи с этим у нее возник вопрос, почему не было проведено собрания и не оповестили жителей о том, что устанавливают камеры, и как получить доступ к камере. Кто установил камеру, была ли законной установка камеры перед выборами? Чтобы получить ответы , она написала заявление в отдел милиции, но не было дано ответа на эти вопросы. Впрочем, такая практика, когда оставляют заявления без ответов существует не только в милиции, но и в мэрии. Жители, которые писали жалобы в мэрию, говорили, что их письма пропадали.

В конце стоит отметить, что руководство страны с трибун говорит о том, что необходимо бороться с коррупцией. Время от времени появляются расследования разоблачающие коррупцию в таких областях как таможня, судят и сажают высокопоставленных чиновников и т.д. Но, есть такое выражение, что «театр начинается с вешалки». Но, если перефразировать эту фразу, то, исходя из вышесказанного, в данном случае получится, что коррупция начинается в домах. Но почему – то на это не обращают внимания. Ведь уже не раз писали о том, что многие домоуправления годами неэффективно ведут свою деятельность, как например, «Айбол». Но почему – то это домоуправление, также как и другие домоуправления, фин.пол не проверяет. Между тем, система, когда домкомов выбирают жители, которых потом назначают в МТУ и регистрируют депутаты БГК, оказывается бездейственной. Многие жалобы жителей, которые отсылались в БГК, так и оставались без ответа. Ведь, многие законы пишутся так, что депутаты не могут защитить права жителей . Например, из-за введенного моратория на проверки субъектов предпринимательства, депутаты ссылались на этот закон, и попросту не проводили проверку деятельности кафе, расположенных в многоэтажных домах. К тому же, факт, того, что, перед проведением проверок субъектов предпринимательства, заранее об этом предупреждают самих предпринимателей, фактически дает право проводить деятельность, противоречащую нормам противопожарной безопасности. Ведь, предприниматели попросту прячут газовые баллоны, а потом после проверки опять их используют. Не говоря уже о коррупции со стороны гос. органов, которые не наказывают бизнес, который вредит жизни и здоровью граждан. В результате, так как было сказано выше, жители в одиночку пытаются защитить основное право, заложенные в Конституции – это защита жизни и здоровья. Между тем, другие положения Конституции, которые защищают частную собственность и бизнес, хорошо выполняются соответствующими законами. То, что государству интересен прибыль бизнеса, а не условия, в которых проживают жители, говорит то, что на улице уже несколько лет нет поливной арычной воды, новые деревья, на месте вырубленных, не садят, нет зон отдыха, улицы загазованы, жители задыхаются в своих квартирах как барокамерах.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

15-03-2018
Обсуждения закона Жилищного кодекса
10619

04-05-2016
Межкультурный диалог разрушает ложные стереотипы
8480

28-01-2016
Право на достойную жизнь
10207

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×