Добавить свою статью
17 Февраля 2021
Заложники чужих авантюр

Одним из главных геополитических итогов 2020 года стал рост агрессивности турецкой внешней политики. Экспансионистские притязания, замаскированные идеологическими концепциями типа «пантюркизма» и «защиты ислама», охватывают все новые территории. Помимо Сирии и Ирака, Анкара открыто вмешалась в ливийский и нагорно-карабахский конфликты.

Набирая серьезную внешнеполитическую силу, сегодняшняя Турция – это уже не просто перевалочная база для экстремистов и даже не «туристическое агентство террористов», как недавно выразился министр иностранных дел Греции Никос Дендиас. Турция – это полное ресурсное и «идеологическое» обеспечение террористических группировок и страшно то, что такая роль как должное воспринимается официальной Анкарой. Боевики-джихадисты для Анкары – это действенный инструмент отстаивания своих внешнеполитических интересов, и отдельное место на этом направлении выделено республикам Центральной Азии.

Историй, когда жители республик Центральной Азии уезжают на заработки в Турцию, а в конечном итоге воюют на стороне исламских группировок на Ближнем Востоке, становится все больше. Показательна одна из последних, поведанная семьей кыргызского молодого человека, ставшего экстремистом по воли турецких эмиссаров, в конечном итоге воевавшего в Нагорном Карабахе на стороне Азербайджана.

Официальная статистика пугает, только в 2014–2016 годах из Кыргызстана, по данным Государственного комитета национальной безопасности, в Сирию и Ирак отправились 850 человек, присоединившихся к джихадистским группировкам. Таджикистан стал «поставщиком» около 2 тысяч боевиков, Казахстан, по данным КНБ - почти 1 тысячи. Узбекистан и Туркменистан не предоставляли официальной информации, но, по ряду оценок, счет там тоже шел на сотни. Перевалочной базой для экстремистов была именно Турция, что вполне объяснимо: Анкара является главным спонсором целого ряда исламистских группировок в Сирии. Это приводит к тому, что операции спецслужб по возвращению боевиков из Сирии на родину, как например многоэтапная успешная операция казахстанских спецслужб «Жусан», проходят не при содействии Турции, а вопреки ей.

В данном контексте активное сближение Турции с Кыргызстаном и Казахстаном очень сильно настораживает. Что же это за партнер, который видит в гражданах наших республик пушечное мясо? Что же стоит за желанием Турции оказать нашим странам «помощь» в образовательной (стремлением расширить сеть турецких образовательных учреждений на территории Центральной Азии), культурно-религиозной (подготовка имамов в учебных заведениях на территории Турции), в конце концов в военной сфере (обучение в турецких военных вузах офицеров ВС Кыргызстана и Казахстана, поставка турецкого вооружения)? Все это наталкивает на размышления…

Видимо, идеи о намерениях Анкары воссоздать Османскую империю имеют место быть. И один из ярких шагов на этом направлении – это планы по созданию т.н. «Армии Турана», о чем открыто заявлял президент Турции, механизма решения геополитических задач Турции, в котором остальные участники (Азербайджан, Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан) будут простыми исполнителями – винтиками, пешками. Именно в этих целях Эрдоган так сосредоточен на укреплении своих позиций в Закавказье и Центральной Азии.

По итогам 2020 года на данном направлении Турция получила много дивидендов: серьезное наращивание военно-политического присутствия в Азербайджане, благодаря событиям в Нагорном Карабахе, наращивание присутствия в Кыргызстане, благодаря успешно проведенной революции, где участвовали люди прошедшие идеологическую, военную подготовку в Турции. Можно конечно думать, что развитие кыргызских событий при активной роли протурецки настроенных фигур — это случайное стечение обстоятельств, но по мнению автора – хорошо спланированная акция – и далеко не представителями Запада, как мы привыкли полагать. Скорее всего и в поддержке революционных настроений на улицах Казахстана присутствует не только рука злосчастного Запада.

В заключении хотелось бы сказать, что для стран Центральной Азии турки - это братья, как по духу, так и по вере, но, по всей видимости, братство это взаимно не для всех. Сценарий развития событий последних лет свидетельствует о том, что отдельные представители политических элит Турции как из числа «эрдоганистов», так и «гюленистов» заигрались в политику, и реализуя свои сверх амбиции, размывают самое сокровенное, отмерив нам роль разменной монеты. Так настоящие братья, друзья, партнеры не поступают. Какова цена партнерства на таких условиях, а главное где грань этого партнерства, нужно понимать и видеть.

Бахтияр Саламатов
аналитик

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×