«Внешняя политика, это та же внутренняя политика, только с цилиндром на голове», как говорил Х. Хемфри, 38 вице-президент США. Другими словами, внешняя политика есть продолжение политики внутренней. А то, что происходит внутри Кыргызстана, явно демонстрирует, что страна системно отходит от многовекторной международной политики к ярко выраженной однополюсной ориентации. На сегодня, Кыргызстан вероятно является самой про-российской республикой Центральной Азии. Так, в 2014 г., «по инициативе кыргызской стороны», прекратила существование транспортно-логистическая база сил международной коалиции в Манасе, но при этом российская военно-воздушная база в Канте не только осталась, но и усилила свое присутствие. Далее, с согласия правительства КР, российский «Газпром» всего за один доллар выкупил всю газовую систему Кыргызстана, вместе с недвижимостью и другой инфраструктурой. Другая компания, «Руссгидро», получила приоритетное право на реализацию еще одного важного энергетического проекта, «Камбар-Ата», получив преимущество над китайскими компаниями. Кроме того, уже решен вопрос о продаже России торпедного завода «Дастан», и ведутся активные переговоры о продаже значительной части международного аэропорта «Манас» компании «Росснефть». Кыргызстан, кроме прочего, является одним из самых активных сторонников интеграции в рамках Таможенного и Евразийского союзов.
Об однобокости подходов страны, также указывает и тот факт, что республика отказывается от ранее инициированных важных энергетических и инфраструктурных проектов с другими странами, такими как, например строительство нефтеперерабатывающего завода совместно с Азербайджаном, мощностью 2 миллиона тонн в год, который должен был быть запущен в 2013 году. Китайский НПЗ в Кара-Балте не в счет, так как его продукция рассчитана в большей степени только на Китай. Также значительно затормозилась работа по строительству железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Кыргызстан уже сделала заявление о том, что не видит для себя никакой пользы от строительства этой железной дороги.
Экономическая интеграция с традиционными партнерами возможно и продиктована какими-то практическими или политическими соображениями, но при этом также важно не остаться в изоляции от международных процессов модернизации и глобализации. Однобокая внешняя политика несет в себе риски не только подпадания в экономическую зависимость и потерю суверенитета, но и дальнейшего технологического и культурного отставания от передовых стран. В теории международных отношений есть такое понятие, как client state, государство-клиент или вассальное государство, которое практически не принимает самостоятельных решений, полностью полагаясь на сюзерена. Кыргызская Республика, все эти годы проводившая сбалансированную внешнюю политику, может через несколько лет превратиться в «независимое» государство, от «которого ничего не зависит».
Ильяс Бекболотов