Еще вчера, нет, целую вечность, мы не договорили…
Что-то важное потухло, померкло этой ночью.
Агай, Вы были как Очаг.
В любой юрте есть место, где горит огонь. Очень важное, почетное, полезное. Оно дает тепло и свет. Языки его пламени, как Ваши ироничные глаза, ярко вспыхивают иногда от творившегося негодования, иногда от веселого по-детски, раскатистого смеха. Там, в юрте еще много всякой утвари, но без огня все блекнет. Только с ним становится теплей. Именно он поддерживает жизнь и веру в этом доме.
Вы были мудры, но не циничны. Справедливы и бесстрашны, особенно для дипломата. 2007 г. – жуткие, грязные парламентские выборы, пошло и несправедливо выиграл «Ак-Жол». По ТВ два авторитетных аксакала комментируют. Вы и известный режиссер. Но только Вы сказали правду. Четко и спокойно. Так открыто никто не мог себе позволить. Не позволялось никому. Только Вам. Не знаю больше, кому бы тогда это простилось.
Вчера Вы сказали, что Кыргызстан — свободная страна. Да, маленькая, но свободная. Что мы среди больших, неповоротливых китов, цитируя Ли Куан Ю, должны быть маленькой, смышленой, юркой рыбкой, не забывая про себя, про собственные интересы. На мой вопрос: «А что если заглотят?». Ваше – «поперхнутся». Вы верили, я знаю. В страну, в нас, в будущее.
В 2004-м на митинге, на главной площади страны впервые решила подойти к Вам. Там мало было корифеев. Люд был отчаянный. Небезопасно. Вы пришли.
Ваши воспоминания о друге Салиджане, о Вашей Даме Сердца, о Саппоро, о нас - кыргызах.
Вы не были ханжой, умели посмеяться. Открыто улыбались и радовались жизни. Помните, мы ехали на защиту диссертации коллеги. Лил дождь, было холодно и пасмурно. Это отражалось на лице водителя. Я заехала за Вами раним утром. «Знаешь, я никогда не верил в гороскопы, - начали Вы, - но сегодня мне, Льву, по радио нагадали романтическое свидание». Потом как бы удивленно: «Надо же, сбылось». Хохот, стало теплей и веселей. В ответ мой анекдот: «Лев и бык выпивают в ресторане. Льву звонит супруга, после разговора с ней, он прощается. Возмущенный бык: «Как? Подумаешь, жена! Ты ж царь зверей, не подкаблучник!» На что Лев жестко отвечает: «Извини, брат, это у тебя жена – корова, а у меня — львица». «И ты лев?» – спросили Вы. Мы весело смеялись: «Вот сейчас мы приедем в КРСУ целым прайдом и поддержим Асель. Увидишь, все расступятся».
Серьезный и мудрый, совсем не скучный и занудный моралист, не прилипала шелуха снобизма.
Достоинство и совесть в государстве мало кто представлял. Так спокойно, постоянно. Не год, а целую эпоху.
У Вас учились мы: жить, верить, оставаться верными себе.
Хотела Вас еще спросить…
Мы не договорили...
Вы ушли.
Мы львы, неправда ли Ишенбай Абдуразакович! Ваш прайд остался, он будет еще расти.
Наш разговор не завершен, я верю.
Жаркынай Куват