Как это часто не совпадает,
Кто ошибётся, кто угадает,
Часто простое кажется вздорным,
Чёрное белым, белое чёрным.
(«Черное – белое» песня из к/фильма «Большая перемена»)
1. Как-то даже стало привычно, когда спрашивают «Ты откуда?». За этим кроется твоя безмолвная характеристика. Ты, просто, дальше можешь не рассказывать кто ты и что. За тебя расскажет сам вопрошающий. Так повелось в народе – упрощения и стереотипы. Например, я сейчас для всех баткенская, и мне по большому барабану этот подозрительный прищур в ответ. Особенно от тех, кто там не был, не видел «белых яблок дым» вернее абрикосов, границы и особенного глиняного интерьера улиц.
2. Или другой вопрос, хитрый такой, как бы между делом – «Как Вы относитесь к Украине?». Как, как? Так. Как ОРТ или ББС? Уж не одна семейная утварь разбилась об эту дилемму. И ты вдруг за гранью, за чертой, потому как правды нет, ее мало, а пропаганды много. Захлебнуться можно. Но отношение уже сформировалось – «наш»/«не наш». Ну, и подобное - ты за: США или РФ, за Бандеру (фашистов) или за освобожденцев из Кремля, водку или горилку, сало или … Ты по ту сторону или по эту. Среднего не дано.
3. «Ты за Таможенный Союз?» - вот так в лоб, спросила приятельница приехавшего из Кочкора родственника. Он обомлел, побледнел, поняв, что нужно срочно определяться. Главное не прогадать, от этого зависит сможет он остановиться на ночлег у еще недавно приветливых родственников или его вскоре выставят. Быть или не быть? А где же правда? И т.д. Просто какое-то приграничье, линия войны. Войны идеологической, священной.
Баталии в виртуале, за пивом, у прилавка. Рушатся судьбы, дружбы, семейные дела.
Мы выбираем, нас выбирают. Нас разделяют, мы разделяемся.
Майские праздник в этом смысле особенное испытание. На первомай, когда-то субботнико-пикниковый, шариково-флажково-парадный в этот раз дружно и весело вышли только ГАИшники, на мой неискушенный взгляд. Их корпоратив самый дружный. Вышли на дорогу и отдались делу дружно, тихо без противоречий. Больше он никого особенно не сплотил. Даже на маевках люди спорили, а выпив пытались пристрастно кому-то что-то доказать. Хоть дома сиди.
Ко дню Конституции, наверное оптимистично выступит президент, с благими пожеланиями. Может быть ее отец, противоречивый такой, тост поднимет. А остальные? Конституция для нас как некий аналог демократии. Большая красивая, мечта, а не женщина. Не досягаемая. Как большой яркий плакат. Висит на стенке, манит, но реальность другая. И тосты про ее родимую в семейном и близком круге не говорят. Не породнилась еще, не успела.
На подходе 9 мая. Великий праздник, священный. У кого в той войне хоть один предок не полег. Сколько крови и пота было пролито. Как сплотила народ тогда это война против фашизма. А что такое фашизм сегодня? Тот же? Тогда что это за марши и свастики, и в Москве и в Киеве? За каких мы нынче фашистов или нет, против каких? А, вы уверенны? Визуальное противоречие отражается уже сейчас: те, кто оденет георгиевскую ленту, и те, кто себе этого не позволит. И это принципиально. Так случилось. У тех, чьи деды вместе стояли на смерть за ту победу, нынче большая дилемма. Хотя причем здесь лента и та победа, мало кто знает.
Новая правда расколола всех и вся. Включать телевизор тошно и опасно, втянет - не вывернешься. Как потом смотреть в глаза брату, если он «за», а ты «против».
Можно уйти в горы, но и там ….
Мы выбираем, нас выбирают,
Как это часто не совпадает,
Кто ошибётся, кто угадает,
Часто простое кажется вздорным,
Чёрное белым, белое чёрным.
Жаркынай Куват