Следует изжить «преступные случаи, связанные с древним обычаем «ала качуу», совершенствовать законодательство и продолжить реформирование правоохранительных органов.
Истекшее время и горькие события свидетельствуют о том, что во время «совершенствования» норм новых редакций Уголовного кодекса КР, Кодексов КР о проступках и нарушениях допущены значительные просчёты, которые не позволили искоренить преступность, связанную с похищением девушек для дальнейшего вступления в брак.
В предыдущие годы, на стадии переработки старых норм УК КР, вносились предложения о необходимости исключения данной статьи, из-за её ненадобностью, так как в этом же кодексе ранее имелась и в настоящее время имеется более строгая, но и одновременно рациональная статья 170 под названием «Похищение человека», так к примеру, сравните их содержание:
Статья 170. Похищение человека
1. Похищение лица помимо его воли, сопровождаемое перемещением с места его постоянного или временного пребывания с последующим удержанием в месте, отличном от его местопребывания, при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 244 настоящего Кодекса, совершенное путем захвата, обмана или с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, либо угрозы применения такого насилия, -
наказывается лишением свободы II категории.
2. То же деяние, совершенное:
1) группой лиц или группой лиц по предварительному сговору;
2) в отношении заведомо несовершеннолетнего;
3) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;
4) с целью получения выкупа либо иной личной заинтересованности;
5) в отношении двух или более лиц;
6) с причинением по неосторожности тяжкого вреда;
7) с целью изъятия у лица или у умершего человека органов или тканей для трансплантации, -
наказывается лишением свободы III категории.
3. Деяния, предусмотренные частью 1 или пунктами 1-5 части 2 настоящей статьи, если виновный добровольно освободил похищенного человека по истечении 72 часов, -
наказываются общественными работами IV категории или исправительными работами III категории, или штрафом IV категории.
Примечание. Лицо, добровольно освободившее похищенного человека в течение 72 часов с момента похищения, освобождается от уголовной ответственности за деяния, предусмотренные частью 1 или пунктами 1-5 части 2 настоящей статьи.
Статья 175. Похищение лица с целью вступления в брак
1. Похищение лица для вступления в брак вопреки его воле, -
наказывается лишением свободы III категории.
2. Похищение лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, для вступления в фактические брачные отношения либо для вступления в брак вопреки его воле, -
наказывается лишением свободы IV категории со штрафом IV категории.
С учётом последних событий, которые повлекли гибель жертв преступлений, и вызвали большой общественный резонанс, нашим законодателям следует наконец то проявить волю и однозначно разрешить вопрос ужесточения уголовной ответственности, путём исключения из действующей редакции Уголовного кодекса КР статьи 175 «Похищение лица с целью вступления в брак», так как это впоследствии предоставит возможность привлекать всех похитителей к уголовной ответственности по более тяжкой статье 170 «Похищение человека» УК КР.
Здесь следует всем обратить внимание на очень хорошее примечание к статье 170 УК КР, в котором чётко и ясно указано на то, что лицо, добровольно освободившее похищенного человека в течение 72 часов с момента похищения, освобождается от уголовной ответственности за деяния, предусмотренные частью 1 или пунктами 1-5 части 2 настоящей статьи. И, если выразиться иными словами, похититель человека, а в данном случае девушки, в течение указанного времени может прийти в себя, опомниться и отказаться от доведения своего умысла до печального конца, и впоследствии освобождён от наказания.
Предлагаемое ужесточение уголовной ответственности, неминуемо скажется и на оперативности реагирования органов внутренних дел на все последующие случаи, связанные с похищением девушек для последующего вступления в брак.
Другой пример.
В результате предыдущей судебной реформы, из содержания Уголовного кодекса была исключена статья, предусматривавшая ответственность за кражу скота. В этой связи, возникает необходимость исключения из действующей редакции Уголовного кодекса КР статьи 206 «Угон автомототранспортного средства, так как этим же Кодексом предусматривается более строгая ответственность за совершение кражи (см. статью 200), и в этом вы сами можете убедиться путём сравнения содержания указанных статей:
Статья 200. Кража
1. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, совершенное в значительном размере, -
наказывается исправительными работами IV категории или штрафом V категории, или лишением свободы I категории со штрафом I категории.
2. То же деяние, совершенное:
1) в крупном размере;
2) группой лиц или группой лиц по предварительному сговору;
3) с проникновением в жилище или иной объект, находящийся у лица в собственности или ином праве, -
наказывается штрафом VI категории или лишением свободы II категории со штрафом II категории.
3. Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -
наказываются лишением свободы III категории со штрафом III категории.
Статья 206. Угон автомототранспортного средства
1. Неправомерное завладение автомобилем или иным автомототранспортным средством и поездка на нем, независимо от цели завладения (угон), -
наказываются штрафом VI категории или лишением свободы II категории со штрафом II категории.
2. То же деяние, совершенное:
1) группой лиц или группой лиц по предварительному сговору;
2) с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, -
наказывается лишением свободы III категории со штрафом III категории.
3. Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, причинившие по неосторожности тяжкий вред, -
наказываются лишением свободы IV категории со штрафом IV категории.
Кроме этого, с учётом принятия в Кыргызской Республике нового Кодекса о нарушениях необходимо было на местах (т.е. в районах городов и областей) создать муниципальную милицию, которая занималась бы профилактикой правонарушений, выявляла и привлекала к ответственности лиц, совершивших нарушения, предусмотренные статьями 81-86 и 89-91 этого Кодекса.
В таком случае, участковые инспектора милиции могли бы вместе с дознавателями органов внутренних дел акцентировать свою деятельность в разбирательстве проступков и их профилактики, а следователи с оперативным составом ОВД более оперативно раскрывать и расследовать преступления, в том числе и связанные с «ала качуу».
С помощью СМИ, радио и телевидения для молодого поколения и других граждан, можно было бы систематически разъяснять особенности норм действующего законодательства, в особенности новых Кодексов КР. При этом, следовало бы довести до сведения всех граждан о том, что они в соответствии со статьей 101 УПК КР вправе до прибытия представителей правоохранительных органов самостоятельно задерживать и доставлять в территориальные ОВД лиц совершивших преступления и проступки:
Статья 101. Право на задержание лиц, совершивших преступление и (или) проступок
1. Любое физическое лицо, включая потерпевшего, имеет право на задержание лица, совершившего преступление и (или) проступок, ограничение его свободы передвижения с целью передачи либо доставления в уполномоченный государственный орган, а также пресечение возможности совершения им иных посягательств.
2. К задержанному лицу в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, при оказании им сопротивления могут быть в пределах, предусмотренных статьей 52 Уголовного кодекса, применены физическая сила и другие средства. В случаях если есть основания полагать, что при задержанном лице находятся оружие и (или) иные опасные предметы, имеющие значение для уголовного дела и (или) проступка, задержавший его гражданин вправе изъять находящиеся при нем предметы для передачи в последующем их в уполномоченный государственный орган, куда непосредственно было доставлено или передано задержанное лицо.
Многолетняя судебно-следственная практика свидетельствует о том, что правоохранительные органы Кыргызской Республики всегда нуждались и нуждаются в помощи граждан в проводимой борьбе с преступностью. В этой связи и была включена в новую редакцию УПК КР вышеприведённая статья.
Для оперативного реагирования на совершаемые либо совершенные преступления, сотрудников органов внутренних дел города Бишкек и областных центров, следовало бы обеспечить мотоциклами, на которых не пришлось бы стоять в пробках и заторах, в то время как от них ждут незамедлительной помощи на местах происшествий.
Так же, следовало бы совершенствовать процедуру взаимодействия представителей МВД и ГКНБ КР с операторами сотовой связи, при необходимости оперативного определения места нахождения подозреваемого лица, пользующегося мобильным телефонным аппаратом.
Во всех случаях, необходимости фиксации обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия, связанного с гибелью человека, падением автомашин и граждан в обрывы и труднодоступные места, представители ОВД могли бы использовать дроны, которых к сожалению до настоящего времени нет в наличии.
С целью выявления следов ДНК, предполагаемых подозреваемых лиц, на вещественных доказательствах изымаемых с мест совершения преступления, в экспертных подразделениях ОВД и Министерства Юстиции КР, в настоящее время, должны проводится геномные экспертизы, которые с прошлого века осуществляются специалистами России, Казахстана и Узбекистана.
Без незамедлительного разрешения вышеуказанных проблемных вопросов, проводимые реформы в Кыргызской Республики не достигнут требуемых результатов.
С уважением,
Абдиев Кенч Тукунович
Юрист, 08.04.2021 г.