Добавить свою статью
18 Июня 2021
Национализация «Кумтора» как элемент перехода к пост-либерализму

С учетом остроты проблемы золоторудного предприятия «Кумтор» с масштабами экологических проблем (как минимум, декларируемых время от времени), вероятными махинациями и обманом со стороны предыдущих властей и управляющей компании (согласно отчетов комиссий 2012, 2020 годов), решение проблемы «Кумтора» всегда казалось народу предметом острой необходимости.

Поэтому по ситуации с «Кумтором» внутри страны все без исключения, будь то члены правительства, парламента, оппозиционеры и простой народ на сегодняшний день единодушны: «необходимо решать проблему», «Кумтор - это афера века». Я сам в полной мере согласен, что проблем от управления Камеко/Центерры было уйма. И я не их сторонник, о чем ни раз заявлял в своих статьях (например, «Золотой скандал и золотой договор: к истокам Коррупции в Кыргызстане»).

Но вызывает удивление то, что активнейшие пропоненты и члены текущей Комиссии по Кумтору, такие как Акылбек Жапаров, совсем недавно активно защищали проект и требовали безоговорочной поддержки для инвесторов. Многие даже поверили в слова тогда еще сторонников «Камеко»/ «Центерры». А теперь у нас активные «боевые действия». Как это понимать? Начинаешь сомневаться в искренности как первых, так и последних заявлений. Как говорится, «если часы делают 12 ударов вместо 13, начинаешь сомневаться в каждом из них».

Эти сомнения по отношению к однофамильцу президента, часто меняющего свое мнение, достаточно распространенные. Многие считают, что он получил выгоды от продления договоров, а теперь зарабатывает политические, а может даже экономические выгоды на борьбе со своим детищем. Но советуя только то, что может понравиться, а не давая объективную взвешенную картину, люди из окружения президента его просто подводят.

Думая о ситуации на крупнейшем нашем золоторудном предприятии, в голову приходят ассоциации с семейным насилием, или таковым относительно ещё незамужней женщины (как это совсем недавно произошло с Айзадой Канатбековой).

В моем представлении, силовое воздействие случается от недостатка интеллекта, воспитания, образования у многих ребят, которые в конечном итоге не могут обсуждать семейные проблемы с супругой, аргументировать свои позиции по отношению к жене или девушке, и даже просто неспособны пригласить на свидание, убедить девушку, которая и так хочет замуж, что именно он для неё пара.

Ровно таким же образом, может статься, что суть текущих проблем с «Кумтором» в том, что мы не изучили сущности всех соглашений, их возможности и потенциал победы/ поражения в рамках этих соглашений; мы не искали способов обоюдовыгодного решения проблемы, в том числе путем совместной денонсации соглашений, и не пытались договориться с нашими оппонентами (или найти способы «выдавить» их исходя из нарушения ими соглашений). И здесь применение силы с нашей стороны порождает параллели с семейным насилием.

В целом, складывается всё большее впечатление, что изначальные решения по «Кумтору» были не совсем продуманы. А если это так, то это весьма огорчительно.

Пост-либерализм, в котором мы уходим от проблем, созданных либерализмом очень топорно, может быть также чреват серьёзными последствиями. Нам нужно играть аккуратно, выверенно, продумывая каждый ход, изучая на несколько ходов вперед то, как изменится общая обстановка на доске (а здесь не просто шахматы, в политике не пешки, а жизни тысяч, а порою миллионов людей на кону).

Необходимости сразу рубить с плеча по Кумтору, полагаю, не было. Надо было все взвешивать, и делать победу неотвратимой путем тщательного расчёта и изучения как законодательных рамок в целом и ловушек в частности, и начинать совокупные реформы в масштабах всей экономики, чтобы «Кумтор» мог служить подушкой безопасности. Ведь крупнейшую, в значительной мере бюджетообразующую компанию поставили под угрозу закрытия...

Будем надеяться, что у нас всё получится. Я всей душой желаю, чтобы от резких движений не пострадал народ Кыргызстана. Ведь у нас был опыт национализации отеля Ак-Кеме/ Пинара, который как таковой сейчас не работает, а судебные иски по отношению к нам все еще в подвешенном состоянии. Мы закрыли нефтеперерабатывающий завод «Джунда» ввиду недоплаты налогов, теперь ни доплаты, ни текущих налогов, ни рабочих мест там... Исторический музей, где мы нашли растрату - не работает уже пять лет. А это удар по нашей культуре, истории, а может быть и чести. Намерения может были и хорошие, но итоги то плачевные.

Продолжение следует.

Искренне,
Бахтияр Игамбердиев
кандидат Исторических Наук, автор Книги «Экономическая Политика Кыргызстана 1991-2010: Опыт и Результаты», выпускник Магистратуры Института Европейской Политики (Берлин), выпускник стипендиальных программ в Университете Джорджа Мэйсона и Университете Индианы, США, выпускник Иссык-Кульского Государственного Университета им. К.Тыныстанова

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

10-11-2025
В Финляндии 14 месяцев — это срок подготовки профессионального инструктора, а не обычного водителя
3341

08-09-2025
Опасен ли текущий уровень долга Кыргызстана?
3585

28-08-2025
Есть ли связь между арестами чиновников в Кыргызстане и экономическим развитием?
6255

07-05-2025
Искусственный Интеллект в помощь учителю: переосмысление современного урока
3141

07-04-2025
От падения Сирийской Арабской Республики до геноцида: уроки для Центральной Азии
3626

28-01-2025
Четыре года президентства Садыра Жапарова: проблемы, достижения, горизонты
7582

03-09-2024
«Кто лучший президент Кыргызстана?»: об экономике, политике и сложностях преподавания современной истории Кыргызстана
7570

08-07-2024
Почему падает доллар?
5368

11-04-2024
Помощь Кыргызстана Казахстану в паводках символизирует то, что Кыргызстан уже не «бедный родственник»
3672

01-04-2024
Вода – источник дружбы и взаимовыгодного сотрудничества или повод для войн в Центральной Азии?
11539

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×