Добавить свою статью
12 Июля 2021
Кыргызская Мириам Макеба. К 80-летию начала профессиональной артистической деятельности Мыскал Омуркановой

Ровно восемьдесят лет назад – в 1941 году Мыскал Омурканова была принята солисткой в государственную филармонию Киргизской ССР. Это было началом профессиональной карьеры выдающейся певицы кыргызского народа.

Она, безусловно, была бриллиантом в плеяде кыргызских творческих деятелей, которых вытолкнула душа народа в результате культурного ренессанса кыргызов под воздействием Советской власти в 30-е годы прошлого века.

Обладая уникальным по тембру и диапазону голосом, Мыскал ничуть не уступает, а отчасти и превосходит по силе своего голоса мировую звезду фольклорного пения южноафриканку Мириам Макебу. Слушая песни в исполнении обеих уникальных певиц современности, не перестаешь восхищаться их талантом, которые превратили исполнение народных песен в искусство высочайшего звучания. Об одном сожалеешь, что Мыскал с ее своеобразным голосом не имела тогда возможности покорить мировые сценические площадки. Чего стоит ее исполнение во время Второй декады кыргызского искусства в Москве в 1958 году песни Б. Эгинчиева «Алымкан» на слова Т. Сатылганова, когда зал аплодировал несколько минут нашей певице! Особенно покорило зрителей ее способность на одном дыхании держать одну ноту довольно долго во время исполнения этой песни, что не всегда смогут сделать даже профессиональные оперные певцы!

А ведь у нее не было музыкального образования, это был настоящий самородок, вышедший из глубин народа. Начинала петь Мыскал в художественной самодеятельности родного села в Джумгальском районе Нарынской области. Говорят, что когда из столичной филармонии прибыла комиссия для просмотра перспективных исполнителей, то покоренные ее талантом, они сразу же предложили девушке выступать на профессиональной сцене. Так она стала солисткой государственной филармонии во Фрунзе.

Начало ее артистического пути совпало с Великой отечественной войной с нацисткой Германией, она неоднократно выступала в составе концертной бригады артистов Кыргызстана на фронтах и в тылу. Талант Мыскал еще более раскрылся в послевоенные годы, когда такие песни в ее исполнении как «Алымкан», «Ой – Бул-Бул», «Эсте секет», «Катка жооп» и другие превратились, если сказать современным языком, в народные хиты. Это настоящие музыкальные шедевры, они будут звучать, говоря высоким слогом, пока жив кыргызский народ. Вспоминается детство пятидесятых годов, когда дома из черной радио-тарелки, висящей на стене, круглые сутки слышались песни в исполнении М. Омуркановой. И до сих пор слушаешь их с огромным удовольствием, правда, с годами, все больше с ностальгическими чувствами. Что говорить, все было, и всенародное признание, и награды и звания. Однако, есть такое понятие, как творческий кризис.

На рубеже 60-70 годов прошлого века, в музыкальной культуре все больше и больше стало доминировать оркестровое исполнение фольклора, появились вокально-инструментальные ансамбли, пользовавшиеся огромным успехом у зрителей. Самый яркий пример - английский ансамбль «Битлз». Это вызвало кризис в среде исполнителей-одиночек народной песни, они стали постепенно терять былую популярность среди зрителей и слушателей. У Мыскал, как и у других признанных исполнителей фольклора с комузом начался творческий кризис, из которого она так и не смогла выбраться. Вот здесь бы мог сыграть свою роль государственный подход к таланту. Не смотреть равнодушно на то, как угасает выдающийся исполнитель, а помочь ей вырваться из тисков творческого кризиса. Иногда думаешь, а если бы тогда государство предложило Мыскал поменять творческое амплуа и выступать с оркестром, исполняя фольклорный репертуар, как южноафриканская певица? Что было бы? Можно не сомневаться, ее талант засверкал бы новыми гранями, и мы увидели нашу кыргызскую Мириам Макебу! С ее голосовыми данными она, безусловно, справилась бы с этой задачей, если бы композиторы писали песни под нее. Жаль, что этого не было сделано.

Как не был отмечен в 2015 году на государственном уровне и столетний юбилей выдающейся певицы кыргызского народа. Но предавать забвению имя такой исполнительницы нельзя! Может, следует организовать национальный фестиваль фольклорной музыки имени Мыскал Омуркановой, чтобы дух ее таланта вдохновлял современных исполнителей, среди которых когда-нибудь появится вторая певица такого же уровня. В дальнейшем можно придать фестивалю международный статус, с приглашением на него исполнителей фольклорной музыки из Северной и Южной Америки, Европы и Азии.

Алымбек Биялинов

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

02-11-2021
Смогут ли кыргызские «чикагские мальчики» повторить чилийское экономическое «чудо»?
2531

19-10-2021
Закон о Кабинете министров. Президент берет в руки исполнительную власть
2024

11-10-2021
Власть - деньги - общество. В чем причины революций в Кыргызстане?
1882

04-10-2021
Реформа госуправления. Передвигать старую мебель не имеет смысла
1866

27-09-2021
Политбюро ЦК КПСС и Совет безопасности — высшие органы принятия решений в прошлом и настоящем
1836

20-09-2021
Политика — грязное дело. Но вываляться в грязи желает почти каждый кыргызстанец
1665

23-08-2021
Афганистан сегодня: зловещее наследие бывшего Советского Союза
2305

16-08-2021
Куда нас мчит конь свободы? К 30-летию независимости Кыргызстана
1424

18-06-2021
«Грозящая катастрофа и как с ней бороться» В.И.Ленин. Или о продовольственной безопасности в Кыргызстане
2190

07-06-2021
Безопасность нам нужна как воздух
2288

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×