Проблема энергобезопасности страны в экстремальных условиях назревала давно, и актуальна как никогда сегодня, когда наблюдается энергодефицит в стране. Поддерживаясь в целом мер, предпринимаемых правительством КР, как специалист, занимающийся этой проблемой десятки лет, хотел бы изложить свое видение в разрешении этой проблемы в республике с учетом реалий сегодняшнего дня. О важности проблемы я писал и ранее на страницах СМИ.
Угольная отрасль страны со времен приобретения независимости одной из первых перешла на рыночные отношения. Кроме единственного ГП «КЫРГЫЗКОМУР» при Минэнергопром, все действующие угледобывающие предприятия перешли в частные руки. Такой подход в угольной отрасли предполагал, что будет способствовать резкому повышению объемов добычи угля, выходу с качественной угольной продукцией на внешний рынок, а также расширению сфер использования угля не только в энергетике, но и в других отраслях промышленности. Однако этого не случилось, применение угля ограничено, в основном используется во внутреннем рынке в узком топливном сегменте. Сама отрасль и связанный с ней топливно-энергетический комплекс республики находится в дотации, в связи с целым рядом накопившихся известных проблем.
Вместе с тем, уголь является естественным природным энергоносителем, как и водные ресурсы на котором держится почти вся энергетика Кыргызстана. Ее можно добывать, перевозить почти без потерь, хранить с минимальными затратами, можно на какое-то время прекратить использовать. В мире нет другого вида энергии (солнце, ветер, вода и т. д), который можно хранить так же легко, а вопрос хранения энергии является ключевым при ее выработке и передаче, на это тратится много средств. Уголь будет трудно полностью заменить из-за отсутствия других запасов энергоносителей, а также востребованностью, помимо энергетики, в металлургии, химической промышленности и стройиндустрии, которые играют важную роль в развитии экономики стран. Сейчас за счет угля вырабатывается 40 % электроэнергии в мире. Потребление этого топлива растет в среднем на 4 % ежегодно. При этом Европа постепенно отказывается от угольной генерации, а Азия, наоборот, предпочитает строить электростанции на угле. В 2017 г. 80 % потребления энергетических углей пришлось на Азию. Сегодня в мире насчитывается большое количество инноваций по углю прорывного и продолжительного характера, связанные с эффективностью использования углей. Основным стимулом развития угольной отрасли стран с большими залежами угля является коммерческий интерес, благодаря которому успешно реализовываются новые угольные технологии с целью повышения качества производимой угольной продукции. На рынке твердотопливного сырья востребован энергетический уголь с конкурентоспособной калорийностью выше 5500 ккал/кг.
С вышеизложенных позиций необходимы кардинальные и комплексные решения со стороны ПКР для вывода этой когда-то развитой отрасли в разряд основных бюджето-образующих секторов экономики. С учетом научно-практического задела, наработанного в этом направлении, нами предлагается следующее:
- увеличение энергетических мощностей страны за счет ускоренного сооружения малых ТЭС, объектов коммунальной теплоэнергетики на основе новой угольной генерации энергии на местах залежи угля.
- освоение новых месторождений с залежами качественных каменных, в том числе, коксующих углей;
- обогащение низкокалорийных углей с целью улучшения их потребительских свойств и повышение экспортного потенциала угольной отрасли;
Для реализации этих направлений имеются и сложились следующие предпосылки.
1. Кыргызстан, бедная на нефть и газ, обладает огромными запасами угля. Залежи твердого топлива имеются почти во всех регионах за исключением Таласской и Чуйской областей. При эксплуатационных запасах превышающих 1.0 млрд. т, ежегодная ее добыча не превышает 2.4.млн. т. Основные потребители это объекты промышленной и коммунальной теплоэнергетики (ТЭЦ, котельные), население, малый и средний бизнес.
Залежи высококачественных углей в основном размещены на юге в Узгенском угольном бассейне. Крупные месторождения этого бассейна находятся на стадии проведения геологоразведочных работ и не подготовлены для проведения масштабных добычных работ. Добываемые в стране угли в большинстве своем относятся к низко-сортным углям и не востребованы для широкого использования, тем более во внешнем рынке.
2. Практика показывает, что чрезмерная ориентация на крупные ГЭС в годы маловодья составляют одну из основных проблем, которые сдерживают дальнейшее развитие страны и влияет на энергетическую ее безопасность. Отдавая дань моде, идет попытка освоить возобновляемые источники солнечной и ветровой энергии, однако их доля на практике не достигает даже 1 %. В то же время независящий от влияния природно-климатических условий, альтернативный источник энергии в виде угля остается далеко невостребованным, а целая отрасль влечет нищенское существование.
В нынешнем состоянии экономики республики после пандемии, рассчитывать на строительство крупных ГЭС и ТЭС в ближайшие годы не стоит. В этих условиях более правомерен ориентир на развитие малой энергетики и создания сети малотоннажной угольной индустрии на местах залежи ископаемых углей. В наиболее благоприятном отношении в этом вопросе находятся регионы юга республики, где Кыргызстан граничит Китаем, Узбекистаном и Таджикистаном.
3. Угледобывающие страны, в связи с ужесточением экологических требований подвергают переработке добываемый уголь путем его обогащения и дополнительной сортировке. То есть большая часть выданного на-гора низкосортного угля облагораживается. Повышение качества потребляемой угольной продукции в текущий момент все больше приобретает стратегическое значение и экономический смысл.
Самые густонаселенные области Узбекистана и Таджикистана испытывают дефицит в угле, и готовы в большом количестве приобретать качественный уголь, а потребности только китайского рынка (на примере СУАР) достигают более 5,0 млн. т/год такого угля. Выходу на рынок соседних стран способствуют также благоприятные события, происходящие в угольной отрасли этих стран. Так, Узбекистан, в целях экономии природного газа, наложил запрет на его использование в технологических целях на заводах стройиндустрии, металлургии и объектах теплоэнергетики и тепличного хозяйства. Таджикистан активизировал разработку собственных запасов угля, на фоне сворачивания поставок природного газа из Узбекистана. В результате новой экологической политики в Китае, удалось снизить негативное влияние использования угля не только уменьшением его доли в энергобалансе, но и за счет использования чистых угольных технологий. В процессе технологических переделов теплота сгорания низкосортного угля возрастает вплоть до 6000 ккал/кг. Для реализации получения такого продукта могут быть использованы разные технологические процессы (пиролиз, газификация и т. п), в различном аппаратурном исполнении. Они создают предпосылки для вывода на новый уровень производство угольной продукции, включая ее экспорт.
Социально важным продуктом, производимым из облагороженного угля, является и малодымный брикет. При этом обеспечивается, по сути, предельно достижимый для глубокой переработки угля уровень экологической безопасности. По опыту зарубежных стран в этом случае радикальным образом можно облагораживать атмосферу многих городов и сел, в коммунально-бытовом секторе которых сжигается уголь. На текущий момент в Кыргызстане насчитывается около 1500 ед. котельной техники из них около 1000 ед. работает на угле. При наличии бездымного топлива можно перевести электрические котлы, количество которых достигает 400 единиц, на уголь.
4. Особого внимания и развития требует Кавакский буроугольный бассейн. Успешное освоение данного месторождения позволить, не только решить важную обще-республиканскую задачу обеспечения углем Таласской, Чуйской и Нарынской областей, а также ТЭЦ г. Бишкек, но и создать предпосылки для промышленного освоения крупнейших залежей черных и цветных металлов, других ископаемых этого региона и строительства Каракечинской ТЭС. Запасы угля на этом месторождении для открытой отработки достигает 200 млн. т, что позволяет увеличить объем добычи угля до 3.0 и более млн. т/год. Сегодня бурый уголь считается топливом исключительно регионального применения со всеми вытекающими из этого определения последствиями.
Низкая калорийность угля затрагивает и сферу ее транспортировки. На сегодня для перевозки угля из Кара-кече задействован автотранспорт в количестве более 2000 единиц, ж/дорогой доставляется этот уголь в Бишкекский ТЭЦ. При себестоимости угля ,равной 1300 сом, только на транспортировку тратится 2000 сом. Так, при перевозке угля невысокого качества перемещают относительно большие объемы балласта, что повышает стоимость угля, соответственно снижается эффективность генерации энергии. В прежние времена вынашивались планы по увеличению объемов добычи угля на крупнейшем месторождении Кара-кече до 3.0 млн. т/год, сооружение ветви железной дороги «Балыкчи – Кочкор – Кара-кече» и строительство крупного ТЭС (проектной мощностью -1200 МВт). По предварительным расчетам, реализация такого проекта стоила огромных капитальных затрат в размере 2.3 млрд. $. Только на строительство ж/дороги, согласно имеющегося ТЭО, затраты составляли 860 млн. $. Проект изначально был убыточным, поэтому остался не реализованным из-за отсутствия потенциальных инвесторов. Этот долгострой не осилить Кыргызстану собственными силами.
5. Одним из реальных направлений решения сложившейся проблемы является развитие малой энергетики. Зарубежный опыт их создания и эксплуатации показывает, что современные мини-ТЭС – это источники энергии, экономически рентабельные, социально приемлемые и экологически чистые, это мощный рычаг для возрождения промышленности и развития строительства, обеспечения благосостояния населения страны. Альтернативная угольная энергетика, имеет определенный потенциал, позволяющий решить часть энергетических проблем отдаленных регионов республики, богатых минеральными ресурсами и близких к залежам угля. Строительство малых и мини ТЭС в регионах республики, предполагает также техническое перевооружение парка котельной техники. Последнее экономически выгодно проводить с сохранением по возможности существующих элементов котлоагрегатов, с одновременным комплексным повышением их технико-экономических и экологических показателей на базе новых методов сжигания топлив и прогрессивных конструктивных решений котлов, а также применения экологических чистых продуктов из угля.
В пользу малой угольной энергетики свидетельствуют также следующие моменты: удельные затраты на сооружение ТЭС 1,5 и более раз ниже чем ГЭС; сроки сооружения зависят от мощности, малые ТЭС до 20 МВт сооружаются в течение 10…18 месяцев, строительство ТЭС мощностью 1000 МВт и более не превышает 4-5 лет; окупаемость при комплексном подходе к переработке угля намного ниже, чем аналогичных по мощности гидростанций, отсутствует отвод земли под водохранилища и т.д. Современные технологии малой энергетики позволяют генерировать тепло и электроэнергию при минимальных эксплуатационных затратах и незначительной нагрузкой на экосистемы. Преимущества использования малых ТЭС в целом, проблемы в снабжении электроэнергией и наличие значительного потенциала энергоресурсов делает производство и реализацию электроэнергии достаточно прибыльным бизнесом. Реализация такого предложения позволит в кратчающие сроки пополнить энергетические ресурсы КР, а продукция мини-ТЭС найдет достаточный спрос в силу недостаточной удовлетворенности потребителей существующими источниками энергии.
Вышеизложенные аргументы подтверждают, что в сфере электроэнергетики Кыргызстан вполне может стать крупным производителем электроэнергии, в том числе, угольной генерации в регионе, для этого есть все предпосылки. Это направление в решении проблемы призвано повысить уровень конкурентоспособности угольной отрасли, существенное развитие угледобывающих территорий, получение различной продукции из угля (полукокс, угольные сорбенты, смолы, генераторный газ, водоугольное и бездымное твердое топливо, и др.). Внедрение современных технологий добычи угля позволить обеспечить потребности предприятий в угольном сырье, при одновременном значительном снижении капитальных затрат и обеспечении окупаемости проектов за счет реализации сортового угля, экспортно-ориентированных высококалорийных твердотопливных и других продукций их переработки.
В будущем объекты угольной отрасли и малые ТЭС на местах залежи угля должны представлять собой интегрированные между собой автономные топливно-энергетические комплексы, позволяющие на кластерной основе производить не только качественную угольную продукцию, но и комбинированно получать электрическую энергию и тепло, осуществлять поставки качественного угля в соседние страны. Нами по всем этим направлениям выполнены научно-практические заделы, при необходимости, готовы представить их для обсуждения и дальнейшего продвижения.