Добавить свою статью
4 Ноября 2021
Саммит в Глазго: С.Жапаров и «зеленая экономика». Лукавый кто?

Еще Чингиз Айтматов утверждал, что его друзья из Европы были готовы предложить несколько миллиардов долларов – гранты на безвозмездной основе, стимулирующие значимые экологические проекты. Нереализованность таких инициатив представляет собой типичную постсоветскую историю некомпетентности, безответственности и корыстолюбия кыргызских власть имущих.

Хотя судя по возгласам заинтересованных сторон, не только ограниченность, узколобость и коррумпированность наших чиновников является причиной процессов деиндустриализации, неоархаизации в Кыргызстане и Центральной Азии. Если послушать, например, В.Жириновского, то не остается сомнений в том, что деиндустриализация и неоархаизация в постсоветских республиках Центральной Азии есть заранее спланированное явление. Судя по экспрессивным высказываниям политика, никакого реального производства в Центральной Азии не должно быть, а банкротство таких жизненно важных для современной эпохи производственных объектов, как например, Ташкентский авиазавод, скорее всего, было специально организовано. До закрытия единственный в нашем регионе Ташкентский авиазавод успел построить порядка 20 самолетов Ил-114-300, которые эксплуатировались узбекской авиакомпанией. Очевидно, что в глазах или планах/парадигмах определенных людей и сил, наш удел – это отсутствие допуска к реальному развитию экономики, невозможность реализации проектов, не только таких, как построение и внедрение современных высокотехничных, наукоёмких сфер производства, а даже тех, что из прошлого индустриального века. До сих пор не можем понят, например, почему с всесторонним учетом интересов нашей страны не можем проектировать и реализовать такой жизненно необходимый для стран ЦА проект строительства железной дороги Китай—Кыргызстан—Узбекистан.

Естественным образом, с таким раскладом дел само собой разумеется, что государство подошло к своему пределу. Ныне такое управление государством, причем с оглядкой в какие-либо стороны стало невозможным. Мировая экономика переходит к новому технологическому укладу, где на первом месте наряду с качественным обновлением технологической базы и повышением эффективности производства стоит улучшение качества жизни и окружающей среды. Искусственный интеллект, системы распознавания речи, биометрия, инфраструктура коммуникационных платформ – все это выступает в качестве основных элементов современной экономики и нашей жизни. Время откровенных кровопролитий, войн, бряцание оружием той войны, которая уже закончилась, прошло. Со слов А.Девятова, теперь «Сарматы», «Калибры», «Посейдоны», «Авангарды» и прочие «Кинжалы» (даже с ядерными боеголовками) — то же самое, что кавалерия в войне моторов.

Очевидно, на чем сидим, теми сказками и успокаиваемся. Говорят, что только ТЭЦ г.Бишкека и т.п. способна обеспечить стабильность производства электроэнергии и тепла, а альтернативные пути добычи электроэнергии из ветра или солнца неоправданны. Забываем, что была жизнь и до ТЕЦ. Жизненный уклад номадов был более гармоничным и экологически совершенным, даже по сравнению с жизнью в Бишкеке. Точно так же, как стало возможным переход от образа жизни номадов с его натуральным хозяйством к нынешнему образу жизни с индустриальными промышленными объектами, возможен переход к парадигмам «зеленой экономики».

Постиндустриальная экономика уже входит в нашу жизнь. Как будто, сегодня даже рядовые кыргызстанцы не пользуются аналогичными бытовыми предметами «зеленого производства» в своих домах, гораздо более эффективными и дешевыми, чем отопление и электричество от ТЭЦ. Есть возможность создать единую систему электроснабжения из возобновляемых источников. Электроэнергия как раз может быть доставлена, экспортирована из наших гор, т.е. оттуда, где она есть. Нам важно двигаться в данном направлении, т.к. у нашей страны есть перспектива развития в секторе генерации альтернативной энергии.

26-й по счету COP в Глазго с участием Садыра Жапарова и сотни лидеров стран со всего мира, представителей бизнеса официально рассматривает реализующую этот переход экономическую политику «зеленого» роста в качестве стратегического направления развития.

Если говорить коротко, то первая поездка нынешнего президента КР в Европу, встречи с зарубежными руководителями, его вступления не только разрушили недалекие стереотипы о том, что законную кыргызскую власть не признают в мировом сообществе в зависимости от личности того или иного официального руководителя страны и т.п. Очевидно, что если власть официально и законно утверждена, то она имеет соответствующую представительскую функцию и будет принята на международном уровне. Такая возможность используется командой Садыра Жапарова в решении жизненно важных проблем Кыргызской Республики посредством обращения к международному сообществу и сотрудничеству с другими развитыми странами. Как раз финансирование проектов в развивающихся странах развитыми странами рассматривалась на COP26.

Если технически грамотно задействовать соответствующие государственные и международные структуры, то вполне возможно, что вопросы финансирования и реализации проектов зеленой экономики будут решены. Деньги уже находятся там, в сферах «зеленой экономики». В дальнейшем вложения будут еще больше. Когда на кону стоит судьба планеты, быстро найдут управу тем, кто хочет и дальше сидеть на игле нефти, мазута и угля.

Для нас это очень важный момент, страна уже начала испытывать сложности в поддержании финансовой стабильности. Первая поездка С.Жапарова в Европу, будем считать, совпала с официальным озвучением и началом реализации концепции по переходу страны к «зеленой экономике». В выступлении С.Жапарова на саммите отмечается важность «зеленого» роста. В нем подтверждается приверженность КР целям Парижского соглашения, готовность страны к участию в кампании по сдерживанию изменений климата. В докладе президента подчеркивается, что содержание политики в области экологического развития страны должна составить стратегия «зеленого» роста, предусматривающая интеграцию социально-экономического и экологического развития в виде «зеленой» экономики. Подняты концептуальные проблемы использования возобновляемых источников энергии, водных ресурсов и недобросовестной экологически вредной экономической деятельности зарубежных компаний с намеком на Кумтор. Указаны такие уязвимые сектора кыргызской экономики, как сельское хозяйство, водные ресурсы, энергетика, промышленность, чрезвычайные ситуации, здоровье населения, лес и биоразнообразие. В эти секторы будут внедрены высокотехнологические адаптационные программы и проекты в условиях высокогорья. В докладе, их реализация оценена почти в три миллиарда долларов США. В конце своего вступления С.Жапаров предложил открыть отдельное целевое финансирование для нуждающихся горных стран, создать под эгидой ООН специальный фонд для реализации целевых программ по адаптации к изменению климата с упором на сохранение ледников и др., социально-экономическую поддержку горных сообществ.

Наша страна уже оказалась в ситуации, когда перед ней стоят конкретные задачи по преодолению кризисного состояния больного общества и государства. Эти задачи может быть решены с переходом на новые стандарты «зеленого» развития. При нынешних условиях, сдерживать экономический спад возможно реализуя важнейшие экологические социальные и инфраструктурные проекты. При этом по сравнению с другими странами кыргызские проекты и программы зеленой экономики легко реализуемы, а требования международных организаций по экологии выполняемы. В отличии, например, от соседнего Казахстана, где в силу развитой промышленности и горнодобывающих объектов модернизация промышленных предприятий для выработки энергии из альтернативных энергосберегающих источников потребуют огромных инвестиций. Там, промышленные предприятия еще не в состоянии инвестировать в технологии, позволяющие улучшать надежность производства с точки зрения сокращения выбросов.

Важно, что не только задымление и угарный туман в зимнем Бишкеке, но и все реактивные хвостохранилища, остатки урановых и т.п. промышленных объектов, влияние на экологическую ситуацию таких ныне действующих коммерческих промышленных предприятий как КЦШК должны пройти тщательную экологическую экспертизу. Переход на «зеленые» рельсы может позволить кыргызским регионам использовать свой потенциал для улучшения экономических показателей и благосостояния населения путем стимулирования реализации экологически безопасных производств. Учитывая климатические особенности страны, важно наиболее эффективно выбирать вид источника энергии.

В целом, анализируя поездку, встречи и вступление президента КР в Европе, можно сделать вывод, что поездка была организована в правильное время и изложенные в докладе задачи отражают важные для экономики и кыргызстанского народа цели. Глобальные экономические процессы рано или поздно приведут все страны к неизбежной необходимости перехода на «зеленые» принципы. И здесь нашей стране дается шанс, важно не упустить возможность использовать его во благо страны и народа.

Фото прикрепленное к статье
Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

07-12-2021
Об адресной социальной поддержке уязвимых слоев населения со стороны президента КР
4226

11-11-2021
Еще раз об увольнении ректора (чиновников)
6884

17-09-2021
О выработке механизма действий, если одна страна ОДКБ нападает на другую
3024

30-08-2021
Рейтинги президентов и уровень доверия народа
2835

11-08-2021
«Кумторский» прецедент. Судя по расследованию ГКНБ
4341

26-07-2021
Кыргыз шайлоосунун тарыхы жана келечегине кыска пикир
3642

07-05-2018
Наш друг Ито сан
6897

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×