Часть 1
(часть 2 тут)
Далеко-далеко, в самом сердце Тянь-Шаня, там, где в его бесчисленных горных складках тонкой змейкой вьется тысячекилометровая линия кыргызско-китайской госграницы, затерялся уголок земли, обозначенный на топографических картах как Узенги-Кууш. Никто не ведал, как говорится, ни сном, ни духом, об этом Богом забытом Узенги-Кууше, пока по городам и весям республики громом не прокатился слух: «президент Акаев Узенги-Куушту кытайга берип салды!» И такая вдруг охватила всех печаль и невыносимая тоска по Узенги-Куушу, в одночасье ставшим дорогим и близким, и воспламенились сердца кыргызов таким гневом к тунгуч-президенту, что они готовы были разнести всю республику в тартарары… Как ни старался тунгуч-президент, чтобы сделка с Узенги-Куушем прошла тихо, мирно и без излишней огласки, но тайное быстро стало явью. Слух о «безвозмездной» передаче Китаю Узенги-Кууша произвел в умах кыргызстанцев эффект разорвавшейся бомбы! По всей республике прокатилась взрывная волна необратимых общественных процессов, апофеозом которых стал март 2005 года.
И взорвал эту бомбу-сенсацию малоизвестный тогда еще депутат Жогорку Кенеша Азимбек Бекназаров. Конечно, он сильно рисковал, когда подносил спичку к «пороховой бочке», конечно — обжегся и опалился. Но цель была достигнута: наш опальный Азимбек ракетой взмыл в верх и вспыхнул яркой звездой на кыргызском политическом небосклоне! Узенги-Кууш вмиг окутал Азимбека Бекназарова ореолом «святого» великомученика, а таких наш народ любит и чтит как национальных героев. А тунгуч-президента Аскара Акаева Узени-Кууш превратил в предателя и политического изгоя.
Азимбек Бекназаров и Аскар Акаев… Этих двух антиподов и непримиримых оппонентов Узенги-Кууш навечно стянул вместе одним тугим узлом, который и по сей день никто не пытается распутать, хотя, кто таков этот Азимбек Бекназаров — всем уже ясно как божий день, но и к тунгуч-президенту остались много невыясненных вопросов. Я не сторонник Аскара Акаева, но с годами приходит понимание, что нельзя все мазать черным дегтем, объективности ради нужно говорить и о светлых сторонах деятельности Аскара Акаева на посту президента республики, которые безусловно имели место быть. Например, нельзя отрицать тот бесспорный факт, что благодаря именно Аскару Акаеву все мы, кыргызстанцы, живем не в диктаторском, а в демократическом и, по-настоящему, свободном обществе - единственном в Центральной Азии! Взять тот же скандальный, печально-известный Узенги-Кууш, который все считают позорной страницей в современной отечественной истории и даже общенациональной трагедией… Но в действительности все, что было связано с Узенги-Куушем – невероятная удача, крупный успех кыргызской дипломатии, а если точнее — большая личная заслуга президента Аскара Акаева! Узенги-Кууш явил собой ту самую единственную «соломинку», ухватившись за которую, Аскар Акаев потопил самого себя, но сделал то, что не под силу было всем последующим президентам, даже, вместе взятым — сумел вернуть стране и народу исконно кыргызские земли! Предвижу недоуменные и даже негодующие возгласы: - Как же так?! Да, да, мой дорогой читатель, именно так и, ты, в этом, скоро убедишься! По злой иронии судьбы, Аскар Акаев, занимая высшую государственную должность, вынужден был взять на себя обет молчания. И на то имелись свои веские причины: политические, этические и моральные.
Разгадка тайны Узенги-Кууша лежит в особо близких и тесных взаимоотношениях, сложившихся между президентом Кыргызской Республики Аскаром Акаевым и председателем КНР Цзянь Цземинем. История взаимоотношений этих двух лидеров сама по себе удивительна, уникальна и весьма поучительна, в первую очередь для действующего президента Садыра Жапарова, планирующего совершить официальный визит в Китай. Я бы посоветовал нашему МИДу не откладывать в долгий ящик организацию поездки «ажо» в «Поднебесную». Спору нет, мы, кыргызы, храбрый и бесстрашный народ – никого и ничего не боимся, но все же не следовало бы задвигать во вторую, а то и третью очередность посещение такого супергиганта, каковым является Китай – общепризнанная сверхдержава со статусом «вторая экономика мира», крупнейший геополитический игрок на мировой шахматной доске, который легко может не только подвинуть или задвинуть кого угодно и куда угодно, но и изменить весь каркас современного мироздания!
В чем же поучительность истории взаимоотношений Аскара Акаева и Цзянь Цземиня? Для простоты и легкости усвоения урока вашему вниманию предлагается аллегорический прием подачи учебного материала: Мышонок является на «меж-звериные» переговоры к самому тигру… И вот он стоит перед грозным зверем, разинувшим свою пасть - то ли от зевоты, то ли от полного безразличия… О чем мышонок может договариваться с тигром и сможет ли при этом уповать на «меж-звериные» принципы равноправного сотрудничества и стратегического партнерства?! Стоит ли мышонку корчить из себя стратегического партнера?! Наш мышонок оказался и мудрее, и хитрее! Свои доводы и аргументы он приводил, исходя из диспозиции «ху» есть ху» в этом мире:
- Ты, тигр, можешь проглотить меня, но, разве, будешь этим сыт?!;
- Что-то урвать или отщипнуть от меня у тебя тоже не получиться;
- Любая моя просьба к тебе – всего лишь тонкий волосок на твоей шкуре;
- Ты можешь продемонстрировать мне свою силу и могущество, но со стороны это будет выглядеть смешно и глупо;
- Мы с тобой, как видишь, абсолютно разные, но нас объединяет одно общее обстоятельство – у нас одна граница и мы являемся близкими соседями;
- А коль так, я предлагаю тебе одно взаимовыгодное предложение — жить в мире и согласии и продолжать оставаться добрыми соседями…
Тигр был немало удивлен мудростью и логикой мышления мышонка, шибко зауважал его и между ними сложился удивительный альянс!
Учитесь, ребята, как нужно строить отношения с «сильными мира сего», будь то Россия, или Китай! И этот мастер-класс преподал нам тунгуч-президент!
Узенги-Кууш… Неужели тайна о нем так и останется нераскрытой? Неужели ныне живущее и грядущее поколения кыргызстанцев так и не узнают всю правду о нем? Вот и ваш покорный слуга, косвенно причастный к этой тайне, давно уже перешагнул через порог среднестатистической продолжительности человеческой жизни (для мужчин в Кыргызстане – 67,4 года). Кругом жизнь веером отключает от своей сети питания: близких родственников, друзей, коллег, одноклассников, однокурсников... Устал хоронить их. Говорят, что в гости к Богу не бывает опозданий, но не иссякает к нему людская очередь, в которой стою и я. У меня осталось «энное» количество лет, а может быть и дней, отпущенных в кредит Всевышним, одна из непреложных заповедей которого гласит: «Человек, ты явился в этот мир голым и чистым, так помни, что и вернуться назад – туда, откуда пришел, ты должен в таком же виде - голым и, очистившись от налипшей телесной и душевной грязи». Смерти не боюсь и морально готов к этой неизбежности, но, прежде чем прервется мой земной путь, прежде, чем шагнуть в бездну небытия, я должен успеть рассчитаться с долгами, очистить свою совесть и освободиться от груза «камней», томящих мою душу. Одним из таких «камней» как раз является «Узенги-Кууш», о котором я долгое время вынужденно молчал, руководствуясь теми же соображениями, что и Аскар Акаев. Пробил час, когда я должен поведать людям всю правду об Узенги-Кууше – нутром чувствую, что, кроме меня никто это не сделает. Абсолютно уверен в том, что с тунгуч-президента Аскара Акаева должны быть сняты все безосновательные обвинения касательно Узенги-Кууша, который он якобы, как молвит злая людская молва, не то продал, не то подарил китайцам. Скажу больше, за Узенги-Кууш Аскар Акаев заслуживает наших аплодисментов!
Мой дорогой читатель, наберись терпения и послушай мое повествование о печально-знаменитом Узенги-Кууше…
Летом 1996 года чрезвычайный и полномочный посол Китайской Народной Республики в Кыргызской Республике господин Яо Пейшен в сопровождении супруги и группы китайских журналистов совершал поездку по Ошской области, в частности, посетил недавно открывшийся пограничный КПП «Иркештам» (ныне «Эркечтам») с целью проверки готовности терминала принять гуманитарный груз из КНР (около 300 автофургонов). Автор этих строк в описываемый период времени являлся пограничным представителем на кыргызско-китайском участке госграницы и по долгу службы сопровождал в поездке китайского посла. Поздно вечером, по прибытию к пункту назначения, руководством таможенного терминала и погранзаставы «Иркештам» был организован импровизированный ужин-прием в честь прибытия высокого гостя. Следует отметить, что все китайские товарищи хорошо говорили на русском языке, что создавало обстановку свободного и раскрепощенного общения: произносились тосты, травились анекдоты… Среди гостей находился спецкор газеты «Женминь Жибао» некий Минь Бао, который, находясь в подпитии и хорошем расположении духа, лестно отзывался о Кыргызстане и без устали нахваливал нашего президента. Чрезмерная и назойливая хвальба Аскара Акаева стала уже выходить за рамки приличия и мне пришлось сделать спецкору соответствующее замечание. И тут Минь Бао поведал всем присутствующим удивительную историю – такую, что впору самому начать петь дифирамбы в адрес нашего президента. Позволю себе более подробно остановиться на этой поведанной Минь Бао истории, тем более, что она так или иначе имеет отношение к Узенги-Куушу.
Как свидетельствует Минь Бао, в начале 90-х годов шла усиленная подготовка официального визита Генерального секретаря ЦК КПК, Председателя КНР Цзянь Цземиня к ближайшим соседям Китая — в Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан, только что получившим независимость и ставшими суверенными государствами на постсоветском пространстве. Редакция «Женьминь Жибао», понятное дело, не могла оставить без внимания столь важное событие и срочно направила своего спецкора Минь Бао в загранкомандировку для интервьюирования президентов Назарбаева, Каримова и Акаева. Задумка главного редактора заключалась в том, чтобы именно первые лица представили свои страны и народы – не только лидеру нации Цзянь Цземиню, но и всей многомиллионной читательской аудитории Поднебесной.
Интервьюировать президентов Назарбаева и Каримова оказалось безнадежным делом. Миссия провалилась. Минь Бао на пушечный выстрел не подпустили к новоявленным азиатских ханам. В канцеляриях президентов не скрывали своего возмущения: - Почему не явился собственной персоной сам главный редактор газеты, а прислал какого-то Минь Бао?! Почему такое неуважение? Позволительно ли, чтобы какой-то Минь Бао задавал вопросы и опрашивал грозных владык Центральной Азии?! В общем отослали нашего незадачливого спецкора интервьюировать «культурных» министров. И невдомек было невежественным азиатским чинушам, что «Женьминь Жибао» не какая-та рядовая китайская газетенка, а всемирно известное издание, главный печатный орган ЦК КПК и всекитайская газета №1.
И вот наш вконец обескураженный таким поворотом дел Минь Бао прилетел в Бишкек и без всякой надежды на успех, так, на всякий случай, запросил аудиенцию у кыргызского президента. Каково было его удивление, когда ему сообщили, что Аскар Акаев готов принять его и назначил время! Радость Минь Бао была неописуемой! Он кричал «Ура!» и готов был от свалившейся удачи прыгать до потолка! Встреча и сама беседа с кыргызским президентом превзошли все ожидания и оставили в душе Минь Бао неизгладимые впечатления. Он был в восторге от простоты, эрудиции и образованности кыргызского президента, с которым, разговаривая, выпил не одну чашку кофе – увлекательная беседа затянулась на долгие часы. Как результат, на стол председателя Цзянь Цземиня лег свежий номер «Женьминь Жибао» с развернутой на две газетные полосы восторженно-хвалебной статьей о Кыргызстане и его первом президенте Аскаре Акаеве. В отношении Казахстана и Узбекистана Минь Бао изложил справочный материал, руководствуясь принципом: «каков привет – таков и ответ». Слушая откровения китайского журналиста, я убедился в том, что СМИ действительно являются «четвертой властью»: могут влиять на умы и настроения людей, формировать общественное мнение, возвысить или втоптать в грязь. Мда.., подумалось мне, с пишущей братией лучше дружить, нежели ссориться... В общем Минь Бао постарался сделать так, чтобы у председателя Цзянь Цземиня сформировалось соответствующее мнение о каждой среднеазиатской республике, которую он намеревался посетить. Так оно и вышло. В Казахстане и Узбекистане встречи лидеров государств прошли сдержано и сухо, т.е. по протоколу. Назарбаев и Каримов держались с достоинством, не роняли свою честь, продемонстрировали Цзянь Цземиню, что и они «не лыком шиты» и, по статусу – ничуть не ниже китайского лидера. Мудрый и проницательный Цзянь Цземинь все видел, все замечал и за вежливой улыбкой умело скрывал задетое самолюбие.
В Бишкеке все сложилось по-другому. Президент Акаев обаял всех своей лучезарной улыбкой, блестящим утонченным юмором, шокировал гостей знанием китайских пословиц и поговорок, истории Китая. Своей необыкновенной простой и скромностью влюбил в себя всю китайскую делегацию! Беседуя с Цзянь Цземинем, Аскар Акаев был предельно откровенен, говорил все как есть, не пытался приукрасить действительность или похвастаться какими-то достижениями. В общем вся китайская делегация чувствовала, что ей рады, а официальный визит Цзянь Цземиня в Кыргызстане воспринимается как оказание большой чести и знаменательное историческое событие. Спецкору никогда не приходилось видеть Цзянь Цземиня таким раскрепощенным, свободным и заинтересованным. После официальной части встречи два лидера расслабились, сидели в обнимку на диване, без пиджаков и галстуков, пили водку, распевали русские песни (высокий гость с теплотой и грустью вспоминал период своей учебы в Москве). Цзянь Цземинь то и дело приглашал Майрам Дуйшеновну на вальс, а Аскар Акаевич тоже с удовольствием вальсировал с китайской первой леди. Всем стало ясно и понятно, что пока во главе КНР будет стоять Цзянь Цземинь, во взаимоотношениях двух государств все будет складываться «Ок»! Вот эти теплые, дружеские, я бы сказал выдающиеся взаимоотношения, сложившиеся между президентом Кыргызской Республики Аскаром Акаевым и председателем КНР Цзянь Цземинем и сыграли решающую роль в окончательной делимитации и демаркации линии государственной границы между нашими государствами — на выгоднейших для Кыргызстана условиях.
Продолжение следует… (часть 2 читайте здесь)
Алик Орозов
экс-секретарь Совета безопасности республики, экс посол Кыргызстана в Пакистане.