Добавить свою статью
10 Мая 2022
Обращение к президенту об Академии Ч.Айтматова

Президенту Кыргызской Республики 

Жапарову С. Н.

Уважаемый Садыр Нуркожоевич,

Ваш Указ «О дополнительных мерах по всестороннему изучению и популяризации трилогии эпоса «Манас» от 24.04.2022 г. как документ чрезвычайно актуальный и своевременный воспринят обществом с пониманием и одобрением. 

Особое значение имеет здесь необходимость разработки целостной, комплексной концепции изучения, пропаганды и популяризации эпоса «Манас» и других сокровищ устного и нематериального народного творчества. Ибо это дело, имеющий фундаментальный философский и идеологический смысл, велось у нас разрозненно, без единого начала и организации. 

Позвольте мне высказать ряд своих соображений по разработке этой концепции.

Концепция должна быть как культурно-историческая, цивилизационная, ибо древнейшие корни как самих кыргызов, так и эпоса «Манас» зиждутся в недрах номадической (кочевнической) цивилизации. 

 Более 2000 лет назад духовный центр тюркских народов запульсировал на Востоке, на Орхон-Енисее. Зародились памятники государств древних кыргызов, рунические надписи Тоньюкука, Кюль-Тегина на орхоно-енисейских стелах. Естественным продолжением этого импульса Тюркского национального духа стал эпос «Манас». Это высочайшей пробы духовный артефакт, сотворенный древними кыргызами возвышал духовность предков всех современных тюркских народов. Возникшее в более поздние времена неразделимое единое тело тюркского народа и сегодня пронизано духовным светом, исходящим от этой могучей духовной вершины. 

Более того, дискриминация и умирание мировых идеологий, особенно современного либерализма, выдвинули сегодня на авансцену истории цивилизационные факторы, а именно культуру и религию, где история, традиции, язык нации играют определяющую роль. В этом смысле трудно переоценить для нас смысл и значение эпоса «Манас». 

Краеугольным камнем концепции должен стать тезис: Кыргызстан «историческое государство». 

Весь эпос «Манас» пронизывает бессмертная идея о создании и сохранении как зеницу ока кыргызского национального государства и именно в эпосе «Манас» раскрывается, что кыргызы, первыми из тюркомонгольских народов Востока имели свое потестарное (от лат. – власть, мощь) государство. В отличие от публичной (государственной) власти, такая власть обладает рядом специфических признаков, что в эпосе «Манас» раскрывается удивительно точно и убедительно. 

Кыргызы одни из самых древних народов не только в Центральной Азии, но и во всем Востоке, где далеко не все из них имели в прошлом своего государства (к слову, цыгане, курды и др. тоже народы-кочевники). Как известно, кыргызы же еще IX веке создали не только свое государство, а каганат (империю), что В.Бартольд называл «Кыргызским великодержавием». Это, во-первых. 

Во-вторых, Кыргызская Республика историческая преемница не только Кыргызского каганата IX века, волею судьбы прерванного на целые века, но и Кыргызской ССР, просуществовавшего 70 лет в составе Советского Союза. За годы советской власти у нас осуществлены такие эпохальные модернизации как индустриализация, коллективизация и культурная революция. Кыргызстан стал одной самых экономически развитых республик в СССР с высокообразованным населением. 

Кыргызский народ является государствообразующим – по факту существования Кыргызстана. Великая миссия кыргызов – объединять, скреплять государство. Скреплять языком, культурой, отзывчивостью. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином Кыргызстана и гордиться этим. Нам необходима политика основанная на гражданском патриотизме. 

Эпос «Манас» - кодекс высокой моральности и нравственности. 

Мы привыкли считать, что традиционная европейская идея прогресса означает, что постоянное расширение человеческого познания порождает за собой и совершенствование нравственности. Однако история, повседневная жизнь показала, что между прогрессом науки, техники и знаний и этикой нет прямой связи. Английский философ Джон Грей доказал, что этика неаккумулятивна, т.е. невосприимчива к прогрессу. Получается, что любая цивилизация, любая этика может быть разрушена в течении двух поколений. И мы это воочию наблюдаем на войне в Украине, когда человек даже в течение нескольких недель может превратиться в животное. 

В эпосе «Манас» мы находим непревзойденные морально-нравственные ценности, которые послужат воспитанию молодого поколения. Вот к примеру, «Айкол Манас» («Манас Великодушный»), как наивысший этико-эстетический идеал вождя, продукт древнего мифологического мышления народа. Здесь воедино слиты человеческое, героическое и прекрасное, благодаря чему и Манас, и его легендарные сподвижники, предстают не только в ореоле выдающихся героев, отдавших жизни во имя спасения народа и сбережения родных земель, но и в ореоле мучеников. 

Подобно рыцарству в средневековой Европе, в кыргызском обществе зародился культ «жигитчилик», главной характеристикой которого является мужество. «Жигитчилик» проявляется, как победа над собой, над своим страхом и желанием убежать с поля брани, спастись, не ввязываться в драку, сохранить свою жизнь. Жигитчилик – как состояние, которое не дает шанса на «следующий раз», другого не будет, как концентрированное переживание промежуточного состояния между жизнью и смертью, состояния абсолютного риска, когда «на кон» поставлена жизнь. Жигитчилик – как состояние, где сосредоточена, сконцентрирована фундаментальная способность человека сопротивляться, его постоянное усилие быть человеком. 

В свое время была создана Национальная академия «Манаса» и «Ч. Айтматова». Две вершины, две святыни, которые олицетворяют кыргызскую национальную идентичность, оказались в одной упаковке. Это нелогично и несправедливо. Видимо, создатели академии исходили при этом из нехватки бюджетных средств и поспешно изобрели эту академию, изображающую «полуманаса» и «полуайтматова». И она как говорят, существует лишь 30 миллионным бюджетом, где работает куча энтузиастов – писателей, филологов и журналистов. 

Мне кажется, что настал момент создавать академию «Манаса» отдельно, как говорится, «сердито», с достаточно солидным бюджетом, чтобы набрать туда ведущих профессионалов – манасоведов, которые сегодня разбросаны в отдельных университетах и институтах НАН КР.

Разумеется, абсолютно необходима и «академия Чынгыза Айтматова», создание которой напрашивается на базе института им. Ч. Айтматова НАН КР. Не понятно, почему в свое время отказались от этого абсолютно прагматичного шага. Там готовая база, готовые кадры. При наличии необходимой поддержки, она сработала бы в полную силу. 

Открыть школу Манаса для одаренных детей. 

Учредить стипендии для докторантов, осуществляющим подготовку диссертаций по эпосу «Манас» и другим памятникам устного народного творчества. 

Учредить государственную премию Манаса в области гуманитарных наук, литературы и искусства.

Ж. Сааданбеков 

Почетный академик НАН КР

Лауреат Международной Сократовской премии «Имя - в науке»

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

18-04-2022
Трагический реализм в творчестве Султана Раева
1988

31-03-2022
«Манас» эпосу – Кыргыз улуттук философиясынын жана идеологиясынын башаты
1171

14-03-2022
Жандуу турмуш жалгандын торунда
1852

28-02-2022
Корень трагедии в антирусском национализме
7535

10-12-2021
Слово о Чингизе Айтматове
2372

06-12-2021
Думы о прошедших парламентских выборах
2993

05-10-2021
Мамлекеттин саясатындагы жаңы тенденциялар жөнүндө
3197

03-07-2021
Биз күткөн идеология – адилеттүүлүктүн идеологиясы
3762

24-05-2021
Бизге идеология керекпи?
4872

03-05-2021
Нигилизм — это болезнь национального духа
5102

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×