Середина декабря. В городах и весях нашей республики господствует полноправная зима. В этом году первый значительный снег выпал в середине ноября. Можно сказать, как всегда, зима подкралась незаметно. Во всяком случае, для меня и, говоря откровенно, для многих автомобилистов нашей республики. Несмотря на то, что был уже почти декабрь - обычное время для снегопадов в нашей горной стране. И это потому, что я, как истинный кыргызстанец, а может Homo Soveticus, полагающийся на такое родное русское «авось», до первого снега не менял покрышек.
Как говорится, «я вам не скажу за всю Одессу, вся Одесса очень велика», но у нас в Кыргызстане есть свои национальные особенности замены шин: мы, как правило, предпочитаем менять их в первый снег, героически преодолевая все трудности в виде вождения по скользкой дороге в поисках вулканизации с кратчайшей очередью и дальнейшим ожиданием замены до 5-6 часов, хотя сделай это загодя, время ожидания не превысило бы 45 минут.
О чем разговор, мы ведь и уголь на ТЭЦ покупаем в последний момент. В начале ожидаем, когда на собственном угольном разрезе Кара-Кече обвалившаяся гора сама куда-то исчезнет, а уголь сам приедет на ТЭЦ, и палец о палец не ударим, чтобы профинансировать, проконтролировать, обеспечить техническую и научную базу бесперебойной поставки угля в круглогодичном режиме, а потом все возмущаемся, какой был плохой тот или иной руководитель, исполнитель, какое некачественное оборудование и т.д. А потом в последний момент устанавливаем и наказываем виновных, ну так, чтобы был какой-то козел отпущения, на которого свалим свое возмущение… И закупаем уголек подороже из соседнего Казахстана. Ничего страшного, что на следующий год все повторится заново… Мы ведь найдем нового виноватого… И народ все поймет и простит… Ведь большинству некогда заниматься политикой. Ему надо выживать. Уже четвертое десятилетие как…
Мы также создадим проект «Наследие Великих Кочевников», «Асман», пообещаем массовые инвестиции в сельское хозяйство, промышленность, для большей убедительности пригласим потенциальных инвесторов из ОАЭ или другой комбинации букв, а потом выяснится, что «Кочевники…» то не жизнеспособны, не рентабельны, потому что руководитель оказался какой-то не такой… не вышел он, то ли умом, то ли рожей, уж не знаю… И так будет, если даже человек взялся за работу засучив рукава, с полной отдачей и искренним стремлением помочь своей стране и своему народу, потому что, как в свое время написал один мой студент относительно причин экономической отсталости Кыргызстана, у нас процветает его величество «Көралбастык». Так что, проекты обязательно закроем, потраченные впустую (ввиду закрытия проекта, постепенно превратившегося в (или, порою, изначально имевшего очертания) прожект/а, спишем на посаженного за решетку «неумелого руководителя». И с чистой совестью начнем новый, практика показывает, прожект. А народу, президенту и парламенту будем показывать неимоверный рост экономики. Трудно ли? Ведь деньги действительно собраны в бюджет немалые, зарплаты повышены… А то, что рост бюджетных доходов происходит за счет роста цен, вызванного как изменениями мировой конъюнктуры, так и повышением налогов и налогообложением тех, кто не способен их заплатить, умолчим. Немножечко занизим уровень инфляции, и при сокращении потребления населения и весьма незначительном росте производства (если, конечно, он действительно имеет место быть) мы получим рост в 7%. Просто класс. А то что безработных реально не становится меньше, стремление выехать на заработки в Россию и дальнее зарубежье не снижается, а люди все чаще говорят, что месяцами не едят «красное мясо», это при изобилии скота в Кыргызстане, а только белое (читай курица, окорочка) и молоко им, порою даже в сельской местности недоступно, умолчим.
Хорошо хоть появился Курултай, на котором народ может напрямую во всеуслышание высказаться президенту. Это прорывает тот кокон, или информационный вакуум, в который его старается поместить некоторые группы из его ближайшего окружения.
Отвлекся я. Прошу прощения. Вернемся к нашей замене шин. В тот ноябрьский день еду я по заснеженной дороге в вулканизацию. Пешеходы из-за снега бегут через дорогу напропалую. Они не учитывают, что может быть на дороге водитель, каковых большинство у нас в Кыргызстане, который не успел до первого снега поменять летнюю «резину» на зимнюю, а посему он их может случайно сбить. В такой ситуации ты, как водитель, должен учитывать поведение пешеходов и рассчитывать вероятные риски, ехать на предельно малой скорости и начинать притормаживать на большом расстоянии от пешеходов. Хотя и пешеходу не мешало бы задумываться о вероятной опасности автомобиля с летней резиной так же, как и ты это учитываешь и «не топишь» в начале зимы, даже после того как поменяешь покрышки, потому что многие другие твои собратья по баранке, возможно, ещё не поменяли резину.
Так вот, чтобы двигаться быстрее, будь то на собственной машине, или управляя страной (или отдельным ее сектором), резину надо менять все-таки заранее (а в случае с государством - продумывать всю политику, стратегию развития также заранее). Ну а если опоздал, всё равно надо менять. У нас могут быть различные факторы, которые надо учитывать и при необходимости решать. Это может поспособствовать более быстрому движению. В нашей стране намечаются определенные изменения политики. Но необходима цель, к которой мы движемся и учёт потенциальных проблем. Поэтому, на текущий момент хочу отметить, что, во-первых, я не вижу цели, куда мы как государство движемся. И, соответственно, я не вижу слаженной стратегии экономического развития. А без нее не может быть значительных достижений. Вот и наблюдаем определенные проблески надежды, а потом, все оборачивается в классическое «шаг вперед, два назад».
Я бы сказал так: на текущий момент пока критических ошибок мы не совершили… Были значительные трудности. В частности, постоянная напряженность на границе с Таджикистаном в купе с двукратным вторжением Таджикистана в Кыргызстан. Имеет место и множество других проблем. Есть элементы политики, способные, при дальнейшем воплощении их в жизнь в комплексе, привести к действительно значительному динамичному поступательному движению к нашему успеху. Но, по всей видимости, к осознанию всей совокупности этой политики развития мы как страна ещё не пришли.
Возможно, это связано с тем, что приходится отвлекаться на такие проблемы, как вторжение Таджикистана в Кыргызстан. И вопросы экономической стратегии перманентно откладываются на второй план. Тем более что на какое-то время мы получили определенную подушку безопасности в виде финансовых ресурсов от возвращения «Кумтора» Кыргызстану. Могу предположить также, что наша власть, стремясь решить проблемы с Таджикистаном, решила предварительно окончательно решить вопросы границ с Узбекистаном, что тоже может быть частью мер на пути инициации нашего дальнейшего движения вперед. То есть это может быть свидетельством вероятного стремления обезопасить все границы Кыргызстана с соседями в свете перманентных угроз со стороны Таджикистана. Ведь всегда исторически при наличии какого-то приграничного конфликта страны стремились решить проблемы со всеми соседями, чтобы при очередном, не дай Бог, столкновении не могла вспыхнуть искра в других частях нашей границы. Отсюда и проблема Кемпирабада возникла. Проблема, из-за которой десятки людей были арестованы. Проблема, на которую обращают внимание не только наши сограждане, но и мировое сообщество. Проблема, в свете которой впервые за десятилетия в Кыргызстане очень громко говорят о нарушении прав человека, наличии политзаключенных в Кыргызстане и начинают собирать подписи с требованием освобождения людей. Проблема, которая вызывает дополнительный рост недовольства населения, вдобавок к недовольству экономическим и социальным положением. Спору нет, повышение заработных плат учителям, врачам, военным, милиции и чиновникам в некоторой мере смягчили масштаб недовольства, но при имеющихся темпах реальной инфляции сравнительный рост доходов очень скоро будет нивелирован. И дальнейший рост недовольства может привести к дестабилизации в республике. А этого нельзя допустить.
Следует понимать, что, согласно политической теории, количество людей, которое спецслужбы могут контролировать, будь то запугиванием, арестами или какими-то другими мерами воздействия, составляет не более 2,5% от всего населения страны. И если эти 2,5% недовольны (в рамках 7-миллионнного Кыргызстана это примерно 175 тысяч человек), то этот масштаб недовольства ещё по силам спецслужбам удерживать в узде, но при превышении порога в 2.5% возникает цунами, как это уже было не раз в Кыргызстане, способное смести любую власть. Поэтому, напрягая общество то в одном аспекте, то в другом (налоги, границы, аресты, и т.п.), мы приводим систему к дестабилизации. Поэтому нашей власти необходимо задуматься и не играть с огнём. Необдуманные действия действительно чреваты последствиями. Нам необходимо наконец-то переобуть нашу экономическую машину в соответствующую резину, поставить ее на нужные рельсы и двигаться вперед на всех парах. Иначе даже медленное движение вперед означает быть вечно отстающим. Ведь, как это показано в «Алисе в стране чудес», «…здесь, чтобы стоять на месте, ты должен бежать с такой скоростью…», а если хотим движения вперед, то надо двигаться еще быстрее.
Я верю в процветающий и свободный Кыргызстан, но для этого все мы должны работать, засучив рукава. И делать не абы что, а работать в рамках определенной единой стратегии. Которую мы все, народ Кыргызстана, ожидаем от нашей новой (вот уже третий год) власти.
Искренне,
Бахтияр Игамбердиев
кандидат Исторических Наук, автор Книги «Экономическая Политика Кыргызстана 1991-2010: Опыт и Результаты», выпускник Магистратуры Института Европейской Политики (Берлин), выпускник стипендиальных программ в Университете Джорджа Мэйсона и Университете Индианы, США, выпускник Иссык-Кульского Государственного Университета им. К.Тыныстанова.