В советское время нас приучили к тому, что у нас самая народная, справедливая и прогрессивная на земле власть. И что только в капиталистических странах власть антинародная и несправедливая, реакционная, хотя на своем и чужих примерах неоднократно убеждались, что не все так в мире однозначно. Тем не менее хомо-советикусы, которых все еще очень много, да и не стоит забывать о пропаганде, которая перемалывает много молодых голов, в этой парадигме продолжают жить.
После создания китайской империи в период династии Цинь во 2 в. до н.э. система управления страны состояла из 3-х звеньев - центральной, провинциальной власти и армии, которая была подчинена гражданской администрации. Основу бюрократии составляли чиновники, воспитанные на конфуцианских ценностях и продвигавшиеся по государственной службе по результатам сданных экзаменов. А армия была сосредоточена на границах Китая и выполняла пограничные функции и задачи защиты от внешних врагов. Доступ на госслужбу и армию был открыт для всех китайцев. Система казалась идеальной и работала на усиление и процветание империи. Но, как показывает история, в семье не бывает без уродов. При новой династии Хань император захотел пожить в роскоши, безделье, разврате и неге. Но мешало чиновничество, воспитанное в пуританском духе.
И как император добился своего? Он стал приглашать на службу евнухов из своего гарема и стал ими заменять чиновников. Евнухи формировались из самой беднейшей части китайского общества, которая едва сводила концы с концами и из-за бедности была вынуждена продавать своих детей в евнухи. Они не проходили конфуцианского воспитания, оно было в гареме им не нужно, и были открыты всем порокам. Император получил абсолютную власть и погряз в праздности и безделье. Интеллигенция и чиновничество, которое они воспитывали и обучали в духе патриотизма и преданности государству, ничего не могли поделать со всевластием евнухов, которые как могли стали обкрадывать государство и безумно разбогатели, передавая по наследству свое имущество любовникам и усыновленным детям. Коррупция и воровство из казны достигло невиданных масштабов. Если денег не хватало, чтобы поддержать императорский двор, вести какие-то государственные дела, стали повышать налоги и продавать должности. Жизнь народа была доведена до отчаяния и он поднялся на восстание. Это было одно из первых великих крестьянских восстаний, которое получило название "желтых повязок", восстание тайпинов.
В годы императорско-евнуховского беспредела китайцы стали отворачиваться от конфуцианства из-за его беспомощности перед хамами и преступниками к новому религиозному учению, которое проповедовало веру в чудо - даосизму. Даосские монахи верили в чудеса и искали эликсир от смерти. Помнится, в 13 в. Чингиз-хан обратился к одному даосскому монаху, чтобы он дал ему эликсир бессмертия. Но тот сказал ему правду, что такого эликсира в природе нет. И Чингиз-хан высоко оценил его правдивость, одарив старца золотом и шелками, который он тут же роздал бедноте.
Так вот, даосцы в своем вероучении учили, что когда-то падет Синее Небо и на его месте утвердится Желтое Небо справедливости. Говоря нынешним языком, что произойдет смена власти и утвердится коммунизм. Прежний император умер, но ему на смену снова пришел беспутный правитель, напряжение еще больше выросло.
На войну с императорским режимом поднялись миллионы людей. Армии крестьян-тайпинов насчитывали сотни тысяч человек. Война продолжалась несколько десятилетий и восстание было жестоко подавлено. За полстолетия население империи с 50 млн человек сократилось до 7 млн.
Как удалось подавить тайпинов, которые не умели воевать? Регулярные воинские части находились далеко и разбегались при первом приближении тайпинов. Победили за счет формирования частных армий китайскими помещиками, которые поддерживали императора. Всю власть на местах он отдал им и они очень сильно обогатились на подавлении, грабя население и набивая свои карманы, повсеместно творя беззаконие. Император потом был вынужден сложить с себя власть и жил как прежде. Элита его боготворила, но народ проклял его. А китайская империя развалилась на три части Этот этап в китайской истории получил название Троецарствия.
А смысл этого урока истории состоит в том, что дурному делу научиться много ума и стараний не надо. Грязь сама лезет из всех щелей.