«Мы приближаемся как никогда прежде
к великому расколу в экономической и финансовой системе,
а также в торговых отношениях»
Антониу Гутерриш
Повестка дня международной жизни в сентябре была весьма интересной и насыщенной, которая еще раз очертила основные контуры и тренды международных процессов и проблем – на глобальном и региональном уровнях – и подтвердила правомерность выводов, о которых писалось в ранее опубликованных статьях по данным вопросам тематического характера. Прежде всего, по вопросам экологии, изменения климата, устойчивого развития и «зеленой экономики, которые входят в круг профессиональных интересов автора уже много лет.
Речь идет о только что завершившихся саммитах по Целям устойчивого развития и климатическим амбициям, состоявшимся в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке 18-20 сентября, где принимали участие главы государств Центральной Азии. А также региональных саммитов президентов стран региона, - 5-й консультативной встречи и юбилейного саммита Международного фонда спасания Арала (МФСА), которые состоялись 14-15 сентября в Душанбе и где, надо полагать, главы государств нашего региона что называется «сверяли часы» перед своей поездкой в Нью-Йорк.
Эти встречи были интересны не только тем, что они позволяли более четче увидеть глобальные процессы и тренды, но и как страны нашего региона реагируют на них в целом и по отдельности, а также как они взаимодействуют между собой на современные проблемы экологии и изменения климата. Они также интересны и тем, что позволили отследить системность и последовательность внешней политики стран Центральной Азии по данным проблемам на глобальном и региональном уровнях.
Вот здесь опять-таки появились вопросы об эффективности и системности внешней политики нашей страны. Но на этих вопросах остановимся более подробно ниже.
В Сети появилось очень много информационных материалов, освещавших работу саммитов и их итоги в Нью-Йорке и Душанбе, аналитические материалы еще будут появляться. Однако на основе появившихся материалов уже можно обобщить эти материалы и на основе проведенного анализа предложить некоторые выводы и перспективы, которые могут представлять интерес для соответствующих должностных лиц, ответственных за вопросы формирования и проведения внешней политики Кыргызстана.
Собственно говоря, этот процесс уже начался в ряде предыдущих статей, опубликованных в этом году – «Кыргызстан – финансовый и экологический центр мира», «К главным итогам саммитов БРИКС и Г-20 – новые тренды и перспективы», «Опять о трансграничных проблемах в контексте изменения климата и водной политики» и др., - но теперь в свете итогов нью-йоркского и душанбинского саммитов, выводы и предложения изложенные в них, приобретают еще большую актуальность и востребованность.
Прежде всего, саммиты ООН в Нью-Йорке еще раз подтвердили, что «тектонические процессы глобальной трансформации», начавшиеся, пожалуй, с мирового финансово-экономического кризиса 2008 года пройдя свои латентные и открытые фазы подошли к своему пику – «великому расколу» или «излому» - о чем говорили в своих выступлениях Генеральный секретарь ООН А.Гутерриш и президент США Джо Байден.
Накануне нью-йоркских саммитов госсекретарь США Энтони Блинкен объявил о конце миропорядка, который сложился по итогам холодной войны. "То, что мы переживаем сейчас, - это больше, чем испытание на прочность миропорядка, сформировавшегося после холодной войны. Это конец его…
…Договариваться о международном сотрудничестве становится все труднее не только из-за геополитической напряженности, но и ввиду циклопических масштабов глобальных проблем, среди которых климатический кризис, продовольственная безопасность, массовая миграция".
Ранее весной МВФ представил доклад, в котором описал пять сценариев фрагментации мировой экономики: "стратегическое разделение", "геоэкономическая фрагментация", а также три дополнительных, которые реализуются в случае введения жестких ограничений в торговле энергоресурсами, высокотехнологичной продукцией или товарами сельского хозяйства. Основными в фонде считают первые два варианта. В конце марта Всемирный банк представил доклад, в котором говорится, что к 2030 году темпы роста мировой экономики сократятся до минимальных значений за 30 лет. В организации заявили, что экономику ждет "потерянное десятилетие".
Безусловно, это очень интересные документы ведущих бреттон-вудских финансовых институтов, которые требуют углубленного анализа и изучения, но в целом они подтверждают тренды, о которых писалось ранее в авторских статьях. Они же подтверждают и прогнозы других аналитиков-экономистов о том, что нас ожидает в ближайшем будущем.
И вот здесь возникают вопросы – достижимы ли Цели устойчивого развития к 2030 году и Парижского соглашения к 2050 году?..
Следует отметить, что встречи в Нью-Йорке проигнорировали лидеры Китая, Индии, России, а президент Бразилии отметившись дежурным заявлением тут же покинул саммит, сославшись на проблемы со здоровьем и отменив все запланированные встречи. Немаловажный признак, ведь это лидеры ведущих стран БРИКС, которая как уже отмечалось в предыдущей статье набирает свой вес и силу на международной арене.
Кроме того, на саммиты в Нью-Йорк не приехали лидеры Великобритании и Франции, а канцлер ФРГ Шольц, как заметили некоторые аналитики, выступал при почти пустом зале Генеральной Ассамблеи ООН.
В новых геополитических реалиях регион Центральной Азии вызывает повышенный интерес, поскольку он находится на пересечении осей Запад-Восток и Север-Юг. Соответственно, именно в нашем регионе пересекаются интересы ведущих держав мира – США, Китая и России, а также региональных игроков – Ирана и Турции. Наш регион можно представить своего рода как «невесту на выданье» к которой сватаются крупные «женихи», имеющие свои геополитические и стратегические интересы в регионе.
И к форматам министерского уровня «Центральная Азия+» в предыдущие годы, где плюсом поочередно выступали Европейский Союз, Германия, США, Япония, Китай, Россия и др., теперь прибавились форматы самого высокого уровня. О чем свидетельствуют встречи президентов Центральной Азии на полях саммитов в Нью-Йорке с президентом США Джо Байденом, а ранее весной этого года с лидером Китая Си Цзиньпином в Сиане.
Если продолжать образную аналогию с «невестой на выданье» и «великим изломом», т.е. моментом вступления в «брак», то возникают вопросы – какого «жениха» она выберет? И будет ли это «брак по расчету» или «брак по любви»? Но и в том, и в другом случае, насколько долго может продлиться такой «брак»?..
Можно предложить и обратный образ нашего региона - в качестве «жениха», - который выбирает себе «невесту» из возможных кандидатов, исходя из своих интересов и предпочтений, но и здесь возникают вопросы о долгосрочности, прочности и надежности такого «брака». Представляется правомерным и другой образ «жениха-невесты», когда каждая страна Центральной Азии выбирает себе будущего партнера по «браку», исходя из своих узко национальных интересов, в ущерб общерегиональным.
И вот здесь возникает другой весьма интересный вопрос – насколько «жених-невеста» осознает свои интересы и предпочтения на региональном и национальном уровне – прежде чем заключать какой-либо «брак»?
Такой образный подход во многом облегчает анализ заявлений глав государств Центральной Азии на нью-йоркской и душанбинской встречах, на основе которого можно делать выводы о том, насколько страна осознает свои национальные интересы в турбулентных условиях великого геополитического перелома и формирующегося нового миропорядка.
Безусловно, самым интересным в этом отношении являются выступления президента Казахстана К.Токаева – профессионального дипломата-китаиста, имеющего колоссальный опыт работы в качестве министра иностранных дел, премьер-министра, руководителя структурного подразделения ООН, заместителя Генерального секретаря ООН, и очень хорошо владеющего международными процессами.
Автору всегда интересно анализировать его речи на различных международных форумах, отмечая их системность, последовательность и дальновидность в контексте с глобальными и региональными процессами и продвижением национальных интересов, что еще раз нашло подтверждение в его выступлениях в Нью-Йорке и Душанбе. Возвращаясь к вышеприведенному образу, можно сказать, что внешняя политика Казахстана представляет из себя завидного «жениха-невесту».
Не менее интересными и содержательными были выступления других президентов Центральной Азии, и они отражали их видение глобальных и региональных проблем сквозь призму их национальных интересов, а также предложения и инициативы по их решению. Не секрет, что выступления готовятся в стенах внешнеполитических ведомств и пропускаются через вышестоящие инстанции – администрации президентов.
И не только пишутся речи, но и готовятся программы визитов, а по их окончании пишутся отчеты-релизы и другие информационные материалы, которые размещаются на сайтах первых глав государств. Именно на основе этих материалов доноры и партнёры изучают и анализируют внешнюю политику государств, какие у нее цели и задачи, что планируется и т.д. Другими словами, на этих сайтах приводится основная информация о внешней и внутренней политике страны.
Если зайти на сайты президентов Казахстана, Узбекистана и Таджикистана то можно увидеть достаточно подробные информационные отчеты о прошедших встречах в Нью-Йорке и Душанбе, с полными или краткими изложениями их выступлений, фотографиями и прошедших встречах. Причем, информацию подается не только на национальных языках, но и на русском и английском языках, что очень удобно не только для русскоязычных, но и для англоязычных партнеров.
Сайт президента государства – это визитная карточка страны, по которому все партнеры составляют представление не только о стране, но и о ее лидере, о качестве работы его аппарата, как говорится: «Короля делает свита».
А теперь зайдите на сайт нашего президента… и что вы там сможете увидеть? И сразу возникнут очень интересные вопросы – а чем же занимаются заведующими отделов администрации президента и их сотрудники… Думается, что такие вопросы будут возникать у всех, кто будет заходить на президентский сайт с намерением сотрудничать с Кыргызстаном…
Анализ итогов саммитов в Нью-Йорке и Душанбе будет продолжен в следующей статье.
Исмаил Даиров
21.09.2023