Три года назад от нас ушел наш дорогой брат, сын и друг Курманов Айдар Карпекович.
С детства мы были разделены, росли в разных местах. Он был взят на воспитание нашей тайнешкой Капаш-апа – маминой мамы, у которой никого не было, кроме дочери. А Айдар был ее первым родным внуком. И прожил Айдар с ней до 14 лет в аиле Бакаир Таласской области, откуда была родом айтматовская Джамиля. Каждый год на каникулы я рвался к бабушке, к нему, в наш родной аил, где я постиг свои первые университеты. Научился пасти овец, работать в огороде, косить траву, ездить на тракторе, драться с пацанами, играть в альчики, говорить на своем родном языке. И всему этому научил меня мой брат. Когда он достиг 14 лет, тайнешка привезла его во Фрунзе и он стал учиться в СШ № 5 на кыргызском языке. Он был физически крепким и сразу стал лидером в школе.
Учился Айдар хорошо, его всегда хвалили учителя. Поступил на экономический факультет и успешно его окончил. Проходил практику в Госкомтруде КиргССР. Но распределили его в Туркмению в Ашхабад. Тогда он пришел в Госкомтруд к председателю Михаилу Ивановичу Ендовицкому и сказал ему: «Вы же всегда хвалили мою работу. Почему я должен ехать на чужбину?» Айдар жил во Фрунзе один, родители жили и работали в Караганде. Он не знал, что на работу во Фрунзе набирали преимущественно по «блату». Председатель опешил от такой смелости и тут же принял его на службу. Айдар начал с должности простого специалиста и к 29 годам, к гордости председателя, уже был начальником управления, членом коллегии Госкомтруда. На такие должности в застойное советское время достигали только к 50 годам. Айдар имел все шансы вырасти в крупного советского руководителя, если бы не его принципиальность. Он не гнул спину ни перед кем. В один пасмурный день М.Ендовицкого отправили на пенсию. На его место пришел молодой и глупый карьерист Долматов, который, вообще не соображая в своей новой работе, на первой же коллегии стал всех распекать, учить «уму разуму», а обратившись к Айдару, сказал, а что вы тут молодой человек делаете? Айдар тут же поставил его на место, после чего начались попытки выжить брата с работы. И Айдар ушел, громко хлопнув дверью. Это было время, когда партия начала деградировать и издыхать. Его как ценного специалиста, сразу же забрали в аппарат Кирсовпрофа, куда устроиться на работу было также нелегко, как некогда в аппарат ЦК Компартии Киргизии. Вскоре он снова пошел на повышение, став завотделом ЦК профсоюза транспортников. В это время в республике начались перестроечные реформы. Экономику чиновники пытались перевести на новые рыночные рельсы, началось акционирование предприятий. И одно из крупных транспортных компаний пригласило Айдара на работу в качестве заместителя руководителя, чтобы он помог провести реформу кампании и начать рыночные преобразования. Брат хорошо знал экономику, часто писал и выступал на страницах правительственной «Советской Киргизии» с разными идеями и предложениями, куда трудно было пробиться даже докторам наук. На словах его поддерживали, но на деле саботировали все мероприятия по созданию нового акционерного общества. В конце концов ему удалось это сделать, но кому-то из «власть предержащих» захотелось прихватизировать кампанию для себя. Реформы заволокитили, а Айдар плюнув на все, ушел из хозяйства в науку, как посоветовал ему наш отец. В свое время он тоже прошел такой же путь. История повторялась.
С тех пор он стал работать на преподавательской и научной ниве, стал кандидатом юридических наук, видным экспертом в области уголовного и международного уголовного права и процесса, криминологии.
Он стал блестящим лектором и ученым, рвался туда, где никого не было, т.е. было трудно. Я ему говорил, да возьми тему полегче, что ты замахиваешься на весь мир? Но он был непреклонен. Работал Айдар, обложившись книгами и статьями, над докторской диссертацией о борьбе с международной преступностью. Работал упорно, силы таяли, но он продолжал работать. Так он отвлекался от болезни. Не хватило здоровья.
Айдар любил читать, собрал большую и разнообразную библиотеку. Приносил мне новые книги, которые мы потом обсуждали. Последнюю книгу, которую он мне принес называлась «Кроличья нора или что мы знаем о себе и вселенной» Арнтца Уильяма, написанная коллективом авторов - Бетси Чейс и Марка Висенте. Это книга о Вселенной, где мы живем, реален ли он? Кто я? Может ли человек изменить свою жизнь? Эти вопросы, веками мучают людей. Значит Айдар искал смысл своей жизни, своих дел и переживаний.
Он навсегда останется в нашей памяти жизнерадостным, добрым, скромным человеком. На него всегда можно было положиться. Он был замечательным и заботливым другом и братом. Мы все путешественники в этом мире. Придет время, встретимся...