Добавить свою статью
30 Октября 2023
Биополитика как новое направление политической науки

Нарастающая политическая нестабильность и кризисы сотрясают многие государства в мировом пространстве, определяя новые черты мирового политического процесса, смены эпох и создавая многополярный мир.

Происходящие политические процессы обусловлены столкновениями интересами различных акторов, которые могут контролировать и управлять, используя достижения науки.

Динамика истории определяется взаимодействием знания и власти: знание позволяет сделать население объектом политического контроля. Всегда существовала неразрывная связь «власть и знание». Знание позволяет сделать население объектом политического контроля. Благодаря биологии, нейробиологии, прикладной психологии и медицины господствующая власть получила в свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии, психики, а также биомедицинских технологиях. Системе власти удалось узнать об обычном человеке больше, чем он сам о себе знает. Это означает, что в большинстве случаев политическая система обладает большей властью и в большей степени управляет людьми, чем они сами. Биотехнологии становятся частью политических технологий и очень часто используются для достижения властных политических решений.

Вопросы биополитики стали очевидными и актуализировались в период пандемии COVID -19 когда населения стран трактовалась как носитель биологической жизни. Стал вопрос нового о переосмысление вызовов современности, которые одновременно влияют как на индивидуальное, так и на коллективное существование.

Биополитика как отдельное направление в политической науке формировалась в США и уже в 1970 была признана как отдельный раздел в политологии. Крупные научные школы биополитики существуют в странах Европы (Голландия, Италия, Германия, Греция).

В постсоветском пространстве лишь последние десятилетие начинают появляться научные политологические исследования, связанные с биовластью и биополитикой, например увеличилось количество публикаций по биополитической проблематике в России, где обращается внимание на проблему неизбежного влияния процессов, связанных с пандемией, на трансформацию общественного и политического пространства.

В Кыргызстане можно найти исследование по философии биоэтики, но политологическое исследование биополитики и демаркация ее границ лишь на стадии осознания о его необходимости.

Итак, что такое биополитика? Биополитика - междисциплинарное научное направление (стык биологии, социологии и политологии), которое исследует формы взаимодействий на различных уровнях живого организма, включая человека. Отдельные западные политологи, считают основные особенности биополитики как совокупность политических технологий.

Источником развития биополитики как направления политической науки считается органицистские и социал-дарвинистические теории. Ключевые положения этих теорий, связанные, прежде всего, с биологизмом как принципом всеобщего развития, с конфликтной природой политических взаимодействий, с борьбой за существование как основанием политического действия.

К числу ключевых особенностей применения биополитического подхода к анализу институтов западного общества относится введение понятия неолиберализма. Неолиберализм интерпретируется не только как идеология в традиционном представлении политической науки, но как некоторый биополитический порядок. С этих позиций в современных биополитических исследованиях характеризуются ключевые политические процессы и институты.

Особо хотелось отметить исследования французкого ученого Мишеля Фуко (см. М.Фуко), который опираясь на концепцию «Воли к власти» Фридриха Ницше и исследования Освальда Шпенглера и других приходит к выводу, что биополитика выступает одновременно и теоретическим конструктом, ибо набором реальных политических стратегий, которые государство использует для осуществления собственных целей. Развитие властных форм имеет определенный вектор: от суверенной власти – к биовласти, от политики- к биополитике. Фуко подчеркивал, что власть всегда имеет дело с вопросами жизни и смерти и история власти характеризуется движением от принципа «позволить жить или заставить умереть» к принципу «позволить умереть и заставить жить» и это движение связано с развитием знания.

Особое место в биополитике Фуко занимает вопросы о месте и значении смерти с которыми он связывает вопросы расизма и нацизма, расовой дискриминации как одно из биополитических стратегий. Нацизм, рассмотренный в биополитическом ключе, у Фуко предстает как нечто, прямо противоположное «политике жизни», поскольку его основу составляет истребление, уничтожение, смерть. Государственный расизм определяется как разделение на «своих» и «чужих» с целью применения к «чужим» различных мер контроля. Эта биополитическая стратегия с течением времени обретает более совершенные формы.

Неолиберализм рассматривается Фуко как политический режим, основу которого составляет биовласть. Это модель социального порядка, характеризующаяся специальным «порядком». Биовласть – это власть, развивающаяся в рамках либеральной рациональности, инструментом которой становится свободный рынок. Свободный рынок - это те условия, воздействуя на которые, можно контролировать население. Именно в либерализме возникает парадокс, который в неолиберализме достигает апогея. Свобода становится средством контроля. Забота о населении проявляется в предоставлении возможности обогащения, улучшения качества жизни до возможного максимума. Власть обретает возможность «заставлять жить» именно с наступлением эпохи либерализма.

Переход от либерализма к неолиберализму неразрывно связан с проблемой возможности вмешательства власти в жизнь населения. В случае с либерализмом это вопрос о границах вмешательства, в случае с неолиберализмом – о границах невмешательства, объект при этом остается неизменным, поскольку он есть не что иное, как население (условия жизни населения). В качестве поля деятельности власти все так же используется рынок. Изменяются технологии (для техник невмешательства характерны все менее заметные и более эффективные технологии) и то, что можно назвать ключевыми постулатами либерализма.

Современные итальянский ученый Роберто Эспозито рассматривает такие понятия как «иммунизация» (“immunitas”), «сообщество» (“communitas”), «аффирмативная политика». Антонио Негри и его постоянный американский соавтор Майкл Хардт подчеркивают, что глобализация, в свою очередь, неразрывно связана с гегемонией капитала, превалированием экономики над политикой, погружением в состояние тотального неравенства, прикрываемого лозунгами о равенстве и свободе. Благодаря названным корреляциям, вырисовывается совершенно специфический ракурс рассмотрения проблемы демократии в эпоху глобальной войны

Демократия предстает как некоторый идеал, к которому необходимо стремиться, но которого в этой новой биополитической реальности (по сути в ситуации глобальной войны) просто не может быть. Для достижения этого идеала необходимо пересмотреть принципы текущего мирового порядка как на уровне управляющих, так и на уровне управляемых (См.Алсания К.Ю.).

В целом направление биополитика в политической науке рассматривает следующие вопросы:

  • связь природы человека с условием политической жизни
  • возможности и пределы расширения государственного влияния на повседневную жизнь человека
  • место биотехнологий в политическом управлении
  • «биологическая компонента» в политике
  • фармакологическая революция, создание методик принудительной индоктринации
  • развитие биологических знаний и его влияние на управленческие возможности
  • девиантное поведения политических лидеров и акторов.



В современных западных биополитических исследованиях представлен корпус лексики, которая служит для описания новой биополитической картины мира: «биополитический режим», «аффирмативная политика», «иммунизация социального тела», «аутоиммунизация», что свидетельствует о становлении специфического словаря биополитики.

Традиционные понятия, в частности такие, как «война» и «выживание» переосмысливается, приобретая новые биополитические смыслы. Определяющими для формирования поля биополитики становятся проблемы, связанные с идентификацией, биотехнологизацией и биобезопасностью.

Мы видим, что направление биополитики в политологии получила развитие в США, в западных странах, в России. В Кыргызстане она актуализируется и требует осмысления его архиважности для недопущения вмешательства использования возможности медицины различными политическими силами в борьбе за власть и обеспечение такого уровня нормативной регуляции в медицине республики, который не позволил бы ей трансформироваться в инструмент политического влияния.

Список использованной литературы:

Аласания К.Ю. Дискурсивные начала биополитики в работах М. Фуко и С. Жижека // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. № 2. 2022. С. 96-109

Фуко М. Политические технологии индивидов / М. Фуко // Интеллектуалы и власть. Статьи и интервью 1970-1984 : в 3 т. - Москва : Праксис, 2002. - Т. 1. - 384 с.

Фуко М. Рождение биополитики / М. Фуко. - Санкт-Петербург : Наука, 2010. - 448 с.

Бактыкан Торогельдиева, доктор политических наук, доцент

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

14-10-2024
Сегодня ровно 100 лет, как 14 октября 1924 года была образована Кара-Киргизская автономная область в составе РСФСР
6275

27-10-2015
Эссе о торге в кандидаты в Жогорку Кенеш шестого созыва
8247

01-07-2010
Культурное наследие кыргызов: идеи о мире и толерантности и управление государством
10761

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×